Безотметочное обучение в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


После окончания КубГУ вот уже более двадцати лет я работаю в МОУ СОШ № 73 г. Краснодара. За долгие годы, принесшие богатый опыт работы с детьми младших классов, у меня появились собственные разработки, оформленные в виде многочисленных наглядных и методических пособий.

Считаю, что успех в учебе – основа становления личности ребенка. Пусть он радуется учению, а такую радость обязан доставить ему учитель.

И еще одна установка формулы успеха: успех зависит не только от способностей ребенка, но и от обретения им цели. Поэтому я стремлюсь задать каждому свой алгоритм действий. Главное, чтобы ребенок получил радость от победы. Изобретаю разные виды поощрений, приучаю детей радоваться успеху товарища. Для меня очень значимы такие нравственные качества детей, как взаимоподдержка, открытость, способность к сопереживанию.

Весь мой опыт работы приводит к выводу, что можно и необходимо учить младших школьников без выставления отметок. Я считаю, что дети должны учиться в школе без страха и ненужного волнения, с интересом и желанием овладевать необходимыми им знаниями и умениями. Считаю, что общепринятая пятибалльная система отметок является, по моему мнению, травмирующим элементом начального обучения. У ребенка появляется тревожность, происходит искажение учебной мотивации – “учу урок для того, чтоб получить “5””.

Зная, как отметки коверкают доброжелательное отношение к ученикам, я захотела и смогла пересмотреть свои взгляды на оценку знаний учащихся. Начиная с 1998 года, я и мои классы (дети и родители последних трех выпусков) перешли на безотметочное обучение.

Я поняла, что дети в отметках не нуждаются. Отметка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело. Отметки в педагогической жизни рождают больше недоразумений, чем помогают успешно вести учебно-воспитаельный процесс. Прослеживается нездоровая тенденция развития в сознании учеников желания правдами и неправдами получить высокую отметку. Дети выдумывают сотни хитроумных способов для предотвращения получения плохих отметок. Они начинают лгать родителям, исправляют нежелательные отметки в тетрадях и дневниках.

Лучше приохотить ребенка к учению, чем заставлять! Школьник должен осознать – учиться необходимо потому, что интересно и увлекательно; нужны знания, а не отметки (в них сосредоточена вся власть учителя, да и родителей тоже).

Уверена, что безотметочное обучение повышает ответственность учащихся и их родителей. Оно предполагает обязательное воспитание у детей самооценки. Причем самооценка ученика предшествует учительской оценке.

После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях тетради начертить шкалу и при помощи нанесения на ней специальных знаков (“?”, “*” и др.) оценить свою работу по определенным критериям: О – опрятность, П – правильность и др. затем такая же работа по оценке проделывается и мною. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу его значок цветным маркером, если не согласна – ставлю на шкале свою отметку (выше или ниже). После чего в беседе с учеником обсуждаются причины расхождения оценок.

Мне, учителю, отметки служат ориентирами, напоминающими, чего ученик не знает, а что знает очень хорошо. Для придания отметкам большей определенности, я не ввожу излишних знаков. Для меня важно только одно: усвоил ученик данный раздел или нет. За усвоенное ставлю один знак O, за неусвоенное – другой *, у себя в специальных тетрадях и таблицах: например, “Анализ словарных диктантов” и других.

В течение учебного года я отмечаю положительные стороны школьной жизни, а пути решения проблем и трудностей выражаю ученикам в виде дружеских советов.

Родителю важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе получить от учителя нужную ему информацию. А вот как эту информацию донести до родителя, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от учителя. Родители моего класса получают листики индивидуальных достижений – “Результаты учебной деятельности ученика…”, в которых фиксируются все маленькие победы детей и трудности при обучении.

Я всегда сравниваю результаты каждого ребенка только с его же результатами – каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал, чему научился. С каждым родителем поддерживается индивидуальный контакт. Это позволяет мне сделать родителей своими союзниками и поддерживать желание учиться у учеников. А успехи детей радуют всех: и меня, и ребенка, и его семью.

Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей.

Большую роль в моих контактах с родителями играет первое родительское собрание, на котором я рассказываю об учебном плане и программах, организации жизни первоклассников, о тех трудностях, которые их ждут в связи с привыканием к новому для них виду деятельности.

Одной из самых главных задач в моей работе с семьей является воспитание у родителей сдержанности, оптимизма, уверенности в возможностях ребенка. Поэтому я стараюсь быть помощником и хорошим советчиком для родителей, создаю в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помогаю родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Совместными усилиями мы стараемся выстроить доброжелательные отношения цепи сотрудничества УЧИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – СЕМЬЯ.

Очень правильно, что раскрыть творческий потенциал учителя можно через оценку учащимися и их семьями. В 2008 году я участвовала в краевом конкурсе лучших классных руководителей, который состоялся в рамках национального проекта “Образование”. Мне было очень приятно победить в этом конкурсе. Мою работу смогли оценить не только дети и их родители, но и организаторы конкурса. Всем большое спасибо.

Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, что бы кто-то (в роли завуча или директора) нашел в нем его “искру божью” и постоянно, однако с осторожностью и заботливо, раздувал ее. Тогда обязательно возгорается в нем пламя.

Я искала пути своего совершенствования, меня не критиковали, а советовали, помогали раскрыться. Спасибо.

 Презентация