Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Всё вокруг меняется: общество, дети, природа и т.д. Классы учащихся с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко, такого практически не бывает. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определённого объёма знаний – это устаревшая концепция в наш век информационных технологий, когда общий объём информации, технологических знаний удваивается в каждые несколько лет. От учителя физики в современной школе требуется постоянное повышение квалификации. Важно, чтобы педагогический опыт соответствовал новейшим достижениям педагогической науки и практики.
Вашему вниманию предлагаю алгоритмический
метод проектирования современного урока. Данную
алгоритмическую технологию рекомендую
применять всем учителям предметникам, она
поможет организовать свою деятельность учителям
начальных классов и молодым специалистам.
Представляю алгоритм эффективной деятельности
учителя при проектировании урока, действуя по
этой схеме можно спланировать, провести,
проанализировать урок и внеклассное мероприятие
по предмету.
Рассмотрите внимательно схему слева на право:
Линии обратной связи:
А – Учитель ставит цели, чтобы
добиться результата деятельности учащихся.
В – Деятельность учителя направлена на
ученика.
С – Деятельность ученика направлена на
учителя.
Д – Анализ деятельности учителя
(получив результат, сравнивает его с тем, что
задумал учитель).
Рассмотрим этапы деятельности учителя при проектировании урока или внеклассного мероприятия.
I. Планирование урока
Вам необходимо выполнить действия в следующих блоках:
1. Модель учителя – оцените свои возможности, желания, настройте себя на позитивный результат вашей деятельности.
б. Цель урока – их не должно быть
много, достаточно одной или двух.
в. Задачи урока – они помогают раскрыть
цели урока, их не должно быть много, но их должно
быть достаточно.
г. Далее преподаватель направляет свою
деятельность на отбор содержания материала к
уроку, определяет методы, средства, формы
общения, тип урока, технологии применяемые на
занятии для эффективной деятельности.
д. Работает линия А
(На этом планирование урока заканчивается, дети в
процесс ещё не вовлечены.)
II. Ход урока
С момента начала урока повторяем на
определённых его этапах пункты а, б, в, г, д.
е. Деятельность учащихся –
присутствует в каждом элементе урока.
ж. Результат деятельности – учитель, в
каждое мгновение урока, контролирует свою
деятельность, деятельность учеников. Педагог
оценивает, как эта деятельность приближает его и
учеников к достижению целей урока. Если
деятельность на уроке отклоняется от плана, то
учитель имеет право произвести коррекцию плана
урока для достижения позитивного результата.
з. Работает линия С, Б, Д.
(Урок закончен.)
III. Анализ урока
Выполняются все действия от начала алгоритма до его конца с учетом всех стрелок обратной связи. По этой схеме можно произвести различные виды самоанализа урока. (Смотрите листы помощи.)
Листы помощи
Для организации деятельности педагога при подготовке, проведении, анализе урока, предлагаю листы помощи по каждому блоку схемы урока.
Блок А: Цели урока
1. Формирование специальных знаний
- Физических (явления, законы, теории, аксиомы, понятия, факты и т.п.).
- О технике.
- О межпредметных связях.
- О способах деятельности (формируем умения и навыки).
- Об обществе ( связь с жизнью общества, истории физики, об физиках, о профессиях и т.п.)
- О научном мировоззрении (физическая картина мира, о способах познания мира, причинно-следственные связи.)
- Метод научного познания мира.
2. Формирование умений и навыков.
- Специальные умения и навыки по физике ( наблюдения, опыты, измерения физических величин, расчет погрешностей, решение стандартных и нестандартных задач и т.п.)
- Общих навыков учебного труда ( пользование учебником, справочниками, таблицами, компьютером, уметь конспектировать, планировать, проектировать, оформлять, готовить отчеты, писать рефераты, вести исследовательскую работу, добывать знания самостоятельно, готовиться к ЕГЭ и любому виду аттестации и т.п.)
- Формировать интеллектуальные навыки ( сравнивать, анализировать, синтез, делать выводы. )
3. Формирование опыта творческой деятельности.
- Перенос знаний в новую ситуацию
- Видение проблемы и новой функции объекта
- Видение независимой альтернативы
- Построение принципиально нового способа решения проблемы.
4. Формирование воспитанности
- Нравственной
- Волевой
- Эстетической
- Эмоциональной
Блок Б: Задачи
1. Формирования
|
2. Развитие
|
Блок В: Методы
- Объяснительно иллюстративный ( Словесный, наглядный, практический)
- Репродуктивный
- Проблемное изложение ( Проблемно – поисковый)
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Индуктивный, дедуктивный
- Методы работы под руководством учителя
- Методы самостоятельной работы
Блок Г: Средства обучения
Учебники, справочники, энциклопедии, компьютер, электронные учебники, интернет, ТСО, доска, мел, плакаты, музыка и т.п.
Блок Д: Формы общения
Групповые КСО, индивидуальные, коллективные, деятельная, игра и её виды и т.п.
Блок Е: Типы уроков
|
|
|
Блок Ж: Технологии
1. Педагогические технологии с применением активных форм обучения:
- Развития критического мышления
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Развивающего обучения
- Компьютерные технологии
- Технология модульного обучения
2. Адаптивные педагогические технологии:
- Разноуровневое обучение
- Индивидуализация обучения
- Вальдорфская педагогика (руки – голова – сердце)
- Суггестивная технология
- Адаптивная технология
- Французские мастерские
3. Педагогические технологии, как авторские системы обучения
- Технология проектного метода
- Дистанционное обучение
- Здоровьесберегающая
Блок З: Деятельность ученика ( связана с деятельностью учителя)
|
|
Анализ урока
- Краткий
- структурный
- Аспектный
- Полный
- Комплексный
Краткий анализ – проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели и задачи к уроку сопоставляет полученный результат прогнозируемым.
Структурный анализ – является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
а) цели урока;
б) структуры и организации урока;
в) содержания урока;
г) деятельности учителя на уроке:
д) деятельности учащихся на уроке;
е) домашнего задания;
ж) санитарно-гигиенических условий урока;
з) психологического аспекта урока.
Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Схема полного анализа урока:
- Анализ целей урока
- Анализ структуры и организации урока
- Анализ содержания урока
- Анализ методики проведения урока
- Анализ работы учащихся на уроке
- Оценка санитарно-гигиениче6ских условий урока
- Психологический анализ урока
Оценка умений и навыков учителя при аттестации и определение его квалификационной категории
- Умение определять цели и задачи урока
- Умение определить структуру и организовать урок
- Умение отобрать содержание учебного материала
- Анализ деятельности учителя
- Анализ деятельности учащихся
Уровень обучения в целом должен превышать уровень отдельных требований . Каждый ученик должен в полном объёме услышать изучаемый материал, увидеть в определённом смысле идеальные образцы деятельности учителя. На этом этапе важно, чтобы учитель владел знаниями, умениями, и навыками преподавания своего предмета. Хорошо формулировал цели и ставил задачи, выбирал методы их осуществления, разрабатывал и применял различные, технологии, приёмы и формы работы на уроке.
Активная деятельность учителя побуждает
к деятельности ученика.
Учитель действует по своему внутреннему
алгоритму, в этом заключается его собственное
творчество.