«Учитель – это человек, который учится всю
жизнь, только в этом случае он обретает право
учить», – писал В. М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не
загонишь. Инструмента, которым можно измерить
благородство души, неповторимые частицы
творчества в повторяющемся учебном процессе,
озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.
И задача этого педсовета не оценить того или
иного учителя, а в процессе обсуждения выявить,
что нужно для того, чтобы учитель работал успешно
и качественно.
Результатами работы любого учителя являются:
- знания, умения и навыки;
- воспитанность;
- здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:
- педагогические;
- психологические;
- личностные.
Теоретические выступления по критериям успешности учителя
Педагогические критерии успешности учителя
О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Это:
- учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
- учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);
- учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).
Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий – образование педагогов и nовышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
1) размышления, претворенные в действие (то есть
придумал и сделал);
2) размышление по поводу совершенных действий (то
есть анализ совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий – инновационная деятельность.
Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.
Первый критерий – интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал,
тем легче он усваивается им и тем лучше
запоминается. Если успешность зависит от
интереса, то чем же определяется самый интерес?
Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих учеников? Возможно, я
ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего
интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно
сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше
всего – создать такую атмосферу доверия и
творчества, в которой интересы проявятся
естественным образом.
Как сохранить и поддержать любознательность
ребенка? Всем хорошо известно, что по мере
школьного обучения дети теряют любопытство,
становятся менее любознательными. Это один из
самых тревожных показателей школьного
неблагополучия.
Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных
обстоятельств школа делает все возможное, чтобы
забить в детях живое, естественное любопытство,
поиск необычного в мире, в котором они живут».
Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя
требование ясного понимания ребенком того,
почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок
понимал, что учиться надо для того, чтобы стать
полноценным членом общества, что учиться – долг
ребенка. Конечно, первоклассник или
второклассник знает, зачем он учится. Но разве
это заставляет его внимательно слушать учителя и
тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться
другие мотивы: может быть, он просто хочет
научиться читать, писать и считать; может, он
хочет получать пятерки; может быть, он хочет
поддержать свою репутацию в семье, в классе, в
глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы
ребенок усвоил объективное значение данного
учебного предмета, нужно, чтобы он
соответственным образом и внутренне отнесся к
изучаемому: нужно воспитать у него требуемое
отношение к учению.
Формальное преподавание – это и есть такое
преподавание, при котором учитель не заботится о
том, какой смысл для его учеников имеют те знания,
которые он им сообщает, и не воспитывает
надлежащего отношения к этим знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы
не формально усвоить ее». И в учении то же; чтобы
не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение,
а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в
жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для
учащегося.
Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик».
В процессе становления учебной деятельности
формируются не только познавательные действия,
но и система взаимодействия отношений, общения.
Учебные взаимодействия учителя с учеником
являются ведущей переменной процесса обучения и
обусловливают как характер мотиваций учебной
деятельности, так и эффективность формирования
познавательных действий учащихся.
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и
другими учащимися обеспечивает реализацию всего
богатства межличностных отношений по мере того,
как ученик усваивает новое предметное
содержание. Формы сотрудничества: от
совместного, разделенного с учителем действия,
далее – к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и
сотрудничество учителя с учеником должно быть
построено на уровне смыслополагающих и
целеполагающих действий. Только такой порядок
поможет преодолеть объектную логику освоения
деятельности, принуждающую ученика к рутине
зубрежки, к нетворческому учебному труду,
обусловленному движением от элементарного,
операционно-технического уровня ко все более
высоким уровням функционирования деятельности.
Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
- как на уроке создана установка быть внимательным;
- как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
- как организована смена видов деятельности на уроке;
- как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
- как организована активность учащихся на уроке;
- как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).
Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.
Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:
- быстро запоминающие и медленно забывающие;
- быстро запоминающие и быстро забывающие;
- медленно запоминающие и медленно забывающие;
- медленно запоминающие и быстро забывающие.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?
Профессионально-личностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.
Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Эмоциональность
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость,
глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния
учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на
возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и
действиях,
– удовлетворенность от результата своего труда.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством,
природой.
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение – с самим собой – саморазвитие – время
печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни вне предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).
4. Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).
5. Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего
веселых – таких, кто за словом в карман не
полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у
учителя чувства юмора воздвигает стену
взаимного непонимания: учитель не понимает
детей, дети не понимают учителя. Сознание того,
что дети тебя не понимают, раздражает, и это
раздражение – то состояние, из которого учитель
часто не находит выхода». Значительную часть
конфликтов между учениками и учителями можно
было бы предотвратить, умей учитель с юмором
относиться к причине противостояния, обращать
все в шутку.
Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).
6. Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли
учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность
достигать поставленные цели и доводить принятые
решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное
подчинение своего поведения общественным
правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную
работу учителя: это и организация труда, и
отношения с администрацией, родителями и
учащимися, и возможность проявления и реализации
своих профессиональных качеств.