Занятие № 1.
Цели: углубление и расширение знаний учащихся о суждении как логической форме мышления. Закрепление умений определять состав суждений (термины, связку, квантор). Обучение детей навыкам работы с учебным текстом на основе технологий ИНЛОККС. Соблюдение преемственности в изучении темы (5, 7 классы).
Задачи:
- Расширить знания учащихся о суждении: простые и сложные суждения; классификация суждений по различным основаниям;
- Продолжить формировать навык работы с текстом на основе составления граф-семы вида: 1) деление и классификация; 2) операция описания внешних свойств объекта; 3) операция описания структуры, строения объекта, его связь с другими объектами;
- Учить выполнять и представлять экспресс-проекты в условиях ограниченного времени;
- Формировать коммуникативную культуру.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, набор схем по теме; раздаточный материал на каждую из работающих групп.
Ход занятия
1. Фаза вызова.
Урок начинается с просмотра слайдов:
Слайд 1. Мы приступаем к изучению третьей темы из большой главы “Суждения”. Что сегодня мы знаем о суждениях? (Определение, связь суждения с предложением, составные части суждения, математическая формула).
Слайд 2. Предполагаемый ответ ученика на вопрос слайда: “Учитель спрашивал о направлении электрического тока, а ученик составил в ответ суждение об электрическом токе. Т. е. субъект предполагаемого суждения, по которому сформулирован вопрос, и субъект ответа ученика не совпадают. Следовательно, даже при истинности его суждения ответ не верный”.
Слайд 3. Как вы думаете, кто прав в этом случае? А как вы думаете, почему такая горячность у спорящих? (Им не хватает аргументов, для доказательства своей правоты. Наверное ни один из них не смог правильно построить суждение, чтобы убедить другого).
Слайд 4. Любые споры и разногласия решаются т.о., если люди слышат друг друга, и правильно строят аргументацию своих рассуждений.
Учитель:
На основе суждений строятся наши высказывания, обоснования, доказательства, ведутся споры, выстраивается аргументация.
Для уяснения сущности суждений, а также их роли в практической деятельности человека большое значение имеет их научная классификация.
Давайте еще раз вспомним, что нам уже известно о суждениях.
Учащиеся:
Мы знаем, что такое суждение (т.е. его определение), из каких частей оно состоит и как выражается в языке.
Учитель:
Сегодня наша задача познакомиться с видами суждений. Т. е. речь пойдет о делении суждений на виды. Чтобы правильно выполнить операцию деления, надо выбрать для этого основания. Что может выступать в качестве основания для деления? (Свойства). Для суждения? (Состав суждения, свойства терминов S и P, характер связки.)
2. Далее работа с учащимися строится в группах (Три группы по 3-5 человек).
Учащиеся двух групп получают для работы приведенный ниже текст, набор граф-схем (первая группа пустые, вторая заполненные) и задание, состоящее из двух частей. Третья группа получает только заполненные граф-схемы и задание, также состоящее из двух частей. Учащимся предлагается выполнить первую часть задания.
Задание для первой группы.
I. Первая часть:
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
- Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Задание для второй группы.
I. Первая часть:
- Внимательно прочитайте текст.
- У вас есть граф-схемы, где представлено делений суждений по различным основаниям, убедитесь в их правильности.
- Дайте краткое описание каждого вида суждений.
- Составьте формулы суждений, представленных в граф-схемах.
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
- Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Задание для третьей группы.
I. Первая часть:
- Внимательно изучите предложенные вам граф-схемы.
- Определите сколько оснований для деления суждений на виды вам предложено. Какие это основания.
- Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой.
- Используя граф-схемы, подготовьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.
- Попытайтесь дать краткую характеристику различных видов суждений.
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
- Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Виды суждений
Все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, "Некоторые вулканы действуют".
Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит".
Рассмотрим виды простых суждений, которые классифицируются по следующим основаниям.
1. По объему субъекта (по количеству).
Единичные – суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения:
Это S есть (не есть) P.
Так, суждение "Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший музей России" – единичное суждение, так как объем субъекта включает конкретное учреждение культуры.
Частные суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Эта часть может быть неопределенной и определенной. В зависимости от данного обстоятельства частные суждения подразделяются на неопределенные и определенные.
В неопределенных суждениях логическая схема такова: "Некоторые S есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".
Определенное частное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:
"Только некоторые S есть Р".
Например: "Только некоторые проблемы языкознания носят философский характер".
Общие – суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид:
"Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р"
Например, цитата из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились понемногу" – является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.
2. По качеству связки суждения могут быть утвердительные или отрицательные.
Утвердительные суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака: например, "Научная организация труда повышает эффективность деятельности инженера".
Отрицательные суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака: например, "Ни один дельфин не является рыбой".
При этом следует различать отрицательное суждение и негативную форму выражения утвердительного суждения: например, "Захватническая война не имеет законного основания" и "Захватническая война – незаконна". Такого вида суждения не всегда идентичны.
3. По содержанию предиката суждения делятся на суждения свойства (атрибутивные), суждения отношения (релятивные) и суждения существования (экзистенциальные).
Суждения свойства отражают принадлежность или не принадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния: например, "В наше время приобретение философских знаний составляет важнейший элемент духовной культуры человека".
Суждения отношения выражают различные связи между предметами мысли по месту, времени, величине и прочее: например, суждение "Эверест выше Монблана" – определяется отношением (через сравнение) одной горы с другой; или "Л.Н. Толстой был современником И.С. Тургенева и А.М. Горького".
Суждения существования призваны решать вопрос о наличии предмета нашей мысли – любого явления природы, общества или духовной жизни. Например: "Одним из объектов исследования социологии является общественное мнение".
После окончания работы с заданием обсуждаются полученные результаты. Начинается обсуждение с результатов работы первой группы. Качество заполнения таблицы проверяют две другие группы. После обсуждения результатов работы каждой группы учащиеся выполняют второе задание. Сравнивают полученные граф-схемы, обсуждают, выбирают наиболее удачный вариант.