Новые социально - экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образовательных учреждений в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Современное общество ставит перед педагогической наукой задачи по формированию и развитию личности педагога, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в воспитательно-образовательном процессе. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего педагога является вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению и воспитанию учащихся, развитие его творческих способностей.
Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. Во-вторых, в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 году вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебные занятия ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. В-пятых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Педагогический колледж, как учреждение среднего профессионального образования, призван не только решить задачи профессиональной подготовки будущего педагога, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего педагога-исследователя. Грамотно организованная научно-исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию, ориентирует на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.
За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студентов. Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии.
В разработке проблемы подготовки педагогов-исследователей, накоплен богатый опыт. Значительный вклад в рассмотрение вопросов общепедагогической подготовки педагогов-исследователей внесли В.А. Сластенин, Л.Н. Давыдов, Е.К. Елманова, И.Ю.Ерофеев, В.В. Краевский и др.
На развитие педагогических исследовательских умений и навыков у студентов, существенное влияние оказала разработанная нами последовательность этапов проведения исследовательской работы:
Этапы выполнения исследовательской работы | Содержание работы | Срок выполнения |
1-й этап – подготовка к исследованию | Определение методологических основ проблемы исследования: | |
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования; | ||
Определение объектной и предметной области исследования; | ||
Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования; | ||
Подготовка к организации и проведению исследования: | ||
Выявление противоречий определяющих проблему исследования; | ||
Определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, структуры исследования; | ||
Выбор методов и методологических основ исследования, а также конкретной базы для проведения исследования; | ||
Оформление обоснования темы исследования. | ||
2-й этап - теоретическое обоснования темы | Подготовка теоретического обоснования темы исследования: | |
Изучение теоретических основ избранной темы исследования и их изученность в психолого-педагогической литературе; | ||
Уточнение и формулировка основных понятий исследуемой проблемы | ||
Анализ позиции педагогов и психологов по изучаемой проблеме | ||
Оформление теоретического обоснования темы исследования. | ||
3–й этап - подготовка и проведение опытно–экспериментальной работы | Планирование опытно – экспериментальной работы | |
Разработка и реализация методики исследования. | ||
Проведение опытно – экспериментальной работы | ||
Проведение и оформление констатирующего эксперимента, анализ полученных данных и выводы; | ||
Проведение и оформление формирующего эксперимента, анализ полученных данных и выводы; | ||
Проведение контрольного эксперимента, анализ полученных данных и выводы. | ||
4-й этап - оформление исследовательской работы | Завершение написания исследования: | |
Оформление титульного листа; | ||
Составление оглавления; | ||
Написание введения; | ||
Содержание материалов глав, компоновка подготовленных текстов; | ||
Составление заключения и написание выводов; | ||
Составление списка литературы; | ||
Составление приложений; | ||
5–й этап - подготовка и защита исследовательской работы | Сдача работы научному руководителю
для получения отзыва и рецензии. Подготовка текста и презентационного диска для защиты исследовательской работы. |
Считаем, что в результате соблюдения этих этапов, при выполнении исследовательской деятельности формируются у студентов следующие умения:
- выбор темы исследования;
- подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы, для осуществления исследования;
- изучить педагогическое явление;
- анализировать педагогическое явление;
- прогнозировать результаты педагогической деятельности;
- анализировать результаты собственной деятельности;
- проводить опытно-экспериментальную работу;
- делать необходимые выводы и обобщения.
навыки:
- характеристики отдельных литературных источников;
- культуры чтения;
- обработки полученной информации;
- систематизации и хранения приобретенной информации;
- написание реферата, доклада, курсовой работы, выпускной квалификационной работы;
- планирование и проведение эксперимента.