Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных телекоммуникаций

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время в образовательных учреждениях широко используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). Доступные и сравнительно дешёвые технологические средства включают в себя, например, устройства на электронных носителях и разнообразные Web-ресурсы. С подключением школ к Интернету повышается уровень информационной поддержки школьных программ. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии способствуют решению одной из важных проблем педагогики - развития мотивации учебной деятельности. Термин “информационно-коммуникационные технологии” отражен в нормативных документах Министерства образования и науки РФ. Приложение 1.

Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных телекоммуникаций

“Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно”

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологии являются одними из средств развития такой мотивации.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен.

Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.

Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать “борьба за оценку”, даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников.

То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач. Результатом является то, что “у таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления”.

Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Школьное образование станет средством развития мотивации учащихся при условии, если разработано и обосновано содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации;

  • выбраны такие технологии обучения, которые позволят сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся;
  • систематически ведется мониторинг за развитием личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Так химический опыт, показанный на уроке с применением реактива, может быть показан один, максимум два раза, а если учащиеся не понял? В этом случае можно прибегнуть к использованию компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости химической реакции, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации.

Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода — общение со сверстниками.

Актуальность данного эксперимента заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Программа экспериментальной работы содержит следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по теме эксперимента.
  2. Выявить особенности мотивации учебной деятельности школьников при использовании компьютерных телекоммуникаций.
  3. Обосновать педагогические условия использования компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе лицея, обеспечивающих развитие мотивации учебной деятельности школьников при изучении школьных предметов.
  4. Разработать теоретическую модель развития мотивации учебной деятельности на уроках с использованием компьютерных телекоммуникаций.
  5. Провести экспериментальную проверку разработанной теоретической модели применения компьютерных телекоммуникаций, способствующих развитию мотивации учебной деятельности обучающихся, в образовательном процессе лицея.
  6. Разработать методические рекомендации по практической реализации компьютерных телекоммуникаций и педагогических условий их применения с целью развития мотивации учебной деятельности учащихся.

Прогнозируемые результаты ОЭР:

  • Повышение познавательной активности обучающихся, мотивации к обучению в результате использования компьютерных телекоммуникаций в образовательной деятельности лицея.
  • Индивидуализация обучения в результате усиления мотивации учебной деятельности средствами компьютерных телекоммуникаций.
  • Развитие информационно-образовательного пространства лицея.
  • Создание специализированных баз данных.
  • Внедрение в деятельность психолого-социальной службы электронных систем диагностики и коррекции.
  • Увеличение числа педагогов компетентно применяющих компьютерные телекоммуникации в профессиональной деятельности.
  • Создание пакета методик мультимедийных программ в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения лицея №62.
  • Создание необходимых методик воспитательной и внеклассной работы с использование ИКТ и Интернет – технологий, которые позволят целенаправленно осуществлять работу.
  • Создание условий для роста профессиональной компетентности учителя на основе использования Интернет-технологий.
  • Формирование системы методической поддержки преподавателей в области новых информационных технологий. Использование в этих целях средств телекоммуникации (сетевые методисты, открытые уроки-презентации, консультации, Интернет-педсоветы, видео-конференции и др.).
  • Формирование структуры и содержания презентационного пакета по итогам экспериментальной деятельности (научное системное осмысление результатов реализации задач эксперимента, обобщение накопленного опыта и т.п.).

В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

Литература:

  1. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М., 1977 г.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.
  6. Психологический институт РАО, г. Москва – Крупа Татьяна Викторовна.