Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. К числу таких видов способов следует отнести исследовательскую, проектную и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Организационной целью такой деятельности является создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Для ученика это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Важным моментом можно считать форматирование позитивного отношения к работе - при создании своей собственной творческой работы молодой человек будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе создания проекта с учащимся работает несколько педагогов. Наиболее важную роль играет непосредственный научный руководитель.

На него возлагаются следующие функциональные обязанности: выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта; детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта; координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ; выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков; несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части; оказание помощи в подготовке документации к защите проекта.

Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Любое учебное заведение должно предоставить возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает формированию навыка публичного выступления, повышению самооценки в случае успешности. Часть проектов заслушивается на кафедрах или методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях, также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

Формы проведения конкурсов самые разные: заочные, очные, очно-заочные. На одних конкурсах авторы работ выступают с докладами и отвечают на вопросы оппонентов; на других (например, исторических) авторам приходится защищать работу в необычной форме: объяснить противоречия или историческую ошибку, допущенную в работе. Иногда защита идет в форме диалога эксперта и автора работы. Большое распространение получили стендовые доклады, являясь принятой в международной практике формой представления результатов научных исследований. Написание, графическое изображение и монтаж являются необходимым профессиональным навыком специалиста, ведущего исследовательскую работу в любом направлении.

Одним из показателей качества образования является успешность в разных видах деятельности, в том числе, и в презентации своих проектов на конкурсах.

На этом этапе неоценима роль педагога-руководителя проектной деятельности. В этом качестве может выступать компетентный педагог, который формирует и готовит городскую команду или команду учебного заведения к презентации проектов на конкурсах.

К его функциям следует отнести: Создание плана-сетки конкурсных мероприятий, ведение мониторинга качества обучение участников проектной деятельности, проведение необходимых консультаций с научными руководителями проектных групп ( экспертами); координация усилий всех членов проектной бригады; обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста лицеистов в сфере избранной ими темы, подготовка лицеистов к участию в научно-практических конференциях.

В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент - технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В Бийском лицее в 2000 году было создано и до сих пор успешно работает Научное лицейское общество. На данный момент НЛО - это клуб единомышленников, которые готовы заглянуть за горизонты школьной программы, узнать что-то новое, обсудить результаты собственных исследований с друзьями-лицеистами, преподавателями, специалистами в данном виде деятельности, учеными. Важными задачами НЛО являются развитие творческих способностей, знакомство с актуальными проблемами и новостями в науке и технике, формирование творческого мышления и умения вести конструктивную полемику. Не менее важен и воспитательный аспект деятельности общества - занятие наукой помогает формировать активную гражданскую позицию, формировать и отстаивать собственную точку зрения, учит толерантности.

Мы умышленно отказались от жесткой формальной структуры в работе этого общества - оно открыто для всех желающих. В то же время нельзя человека принудить к творчеству, любой разочаровавшийся в этой деятельности, "выросший" из тех, рамок, которые мы можем предложить, может общество покинуть. Часто на наши мероприятия приходят те, кто уже стал студентами. Их мнения и оценки очень важны для ребят. На лицейские конференции мы их приглашаем в качестве экспертов, и никогда не получаем отказа. Они очень часто помогают нам в работе над новыми проектами. Это позволяет сохранять преемственность в работе этого развивающегося коллектива.

К работе НЛО лицеисты могут присоединиться с восьмого класса, а иногда и раньше. Деятельность общества осуществляется по основным профильным направлениям: физико-математическому; естественнонаучному; гуманитарному.

В каждом из профилей создаются свои секции, которые функционируют в течение учебного года. Впоследствии состав участников и секций может меняться: одни исчезают, на их место появляются новые. Работой секции руководит педагог, с которым ученик решает большинство проблем. Основными формами организации научной деятельности лицеистов является работа на спецкурсах, факультативах, творческие семинары, предметные олимпиады, ученические научные конференции (лицейские, городские). Физико-математическое отделение добивается значительных успехов в олимпиадном движении, естественно-научное - в экспериментальной и опытной работе по химии, создании практических проектов по экологии. Наиболее успешно исследовательская деятельность учащихся развивается на гуманитарном отделении.

Каждому из лицеистов- первокурсников (8 класс) предлагается написать реферат или провести мини-исследование по любой интересующей их проблеме. Это позволяет познакомиться с основными методами сбора, обработки и анализа полученного материала. Лицеисты учатся формулировать свои мысли и делать выводы, приобретается первый опыт публичного выступления.

Иногда целесообразно провести формирование творческих групп, которые будут работать по одному направлению. Педагоги помогают в организации работы такой группы, распределяя конкретные задания для каждого учащегося, определяя время и сроки консультаций, форму отчетности по проделанной работе. После презентации своих результатов в классе, ученик определяется - продолжать работу, или отказаться от такого вида деятельности. Иногда обсуждение результатов собственного исследования с одноклассниками вызывает желание сменить тему. Самые удачные проекты выносятся на лицейскую конференцию, которая ежегодно проходит в рамках Дня науки.

Ребята, которые решили продолжить работу в избранном направлении вместе с педагогом составляют личный перспективный план работы юного исследователя и индивидуальную программу исследования. Стоит заметить, что руководство исследовательской деятельностью лицеистов осуществляется в условиях индивидуального общения. Очень важную роль играет здесь психологическая совместимость, взаимное доверие ученика и учителя.

Для многих юных исследователей первая успешная попытка самостоятельных научных работ стала определяющей в выборе профессии. Успешно закончила социологический факультет АГУ Шепелева Екатерина, уже работает по специальности, после окончания НГУ Хенкина Саша, Бобров Денис и Рыжков Никита стали студентами исторических факультетов АГУ И НГУ, Моисеева Екатерина учится по специальности "Государственное управление" в НГУГУ и другие.

В 2006-2007 учебном году во всероссийской заочной олимпиаде школьников "Познание и творчество участвовали 72 учащихся Бийского лицея. Из них 64 человека стали лауреатами. В 2007-2008 году только в 1 туре этого конкурса участвовали 45 лицеистов. Все они получили диплом лауреатов. Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в работу научного общества все большего количества учеников, повышается качество выполненных исследовательских проектов и олимпиадных заданий. А значит, каждый, кто пришел к нам, сделал первый шаг к своему будущему, может быть к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников. Не представляется возможным собрать в рамках одной работы все дипломы, которые получают лицеисты в течение даже одного учебного года, но представленные в Приложении дипломы учебному заведению-победителю разнообразных конкурсов могут стать свидетельством того, что уровень образования в лицее высок. Представляется, что свой полезный вклад в эти достижения вносит и Научное общество лицеистов. Анализируя результативность работы Лицея в технологии проектно-исследовательского метода и учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор лицеистов в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Литература.

Метод проектов

  1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  3. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55
  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45
  6. Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  7. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

Исследовательский метод

  1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  2. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  3. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  5. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
  6. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
  7. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  8. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.