План-конспект интегрированного занятия по дисциплинам "Основы права" , "Английский язык". Тема "Органы государственной власти Российской Федерации и Соединённого королевства Великобритании"

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  1. Образовательные цели:
  • Способствовать формированию понимания теоретических основ органов государственной власти Российской Федерации;
  • Способствовать формированию понимания теоретических основ органов государственной власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.
  1. Развивающие цели:
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализу, выделению главного, сравнению, обобщению и систематизации).
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к дисциплинам “Основы права”, “Английский язык”.
  1. Воспитательные цели:
  • Способствовать возникновению и развитию у обучающихся чувства уверенности в своих силах и знаниях;
  • Способствовать формированию отождествления себя как части гражданского социума.
  1. Методические цели: Показать методику проведения интегрированного урока с использованием коллективных форм работы обучающихся и информационных технологий.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет теоретического обучения;
  •  видеопроектор;
  • компьютер;
  • интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: опрос, работа с учебником, групповая работа обучающихся по заполнению таблицы и сопоставлению терминов.

Вид урока: интегрированный урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент:
  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.
  1. Актуализация знаний учащихся.

Преподаватель основ права вводит студентов в понимание “Государства” как правовой системы и актуализирует внимание обучающихся на федеративном устройстве государства.

Государство.

Любое общество нуждается в управлении и регулировании общественных отношений. А значит, и во власти для руководства совместной деятельностью людей. Власть- это способность подчинять поведение и деятельность людей воле всего общества или отдельной социальной группе. Понятия “государство”, “власть”, “право” тесно взаимосвязаны. Эти явления возникают в обществе естественным путём и вместе с обществом развиваются и совершенствуются. Конституция РФ определяет Российскую Федерацию (ст. 1, Глава 1.) - как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. (Использование презентации “Федеративное устройство”). Вместе с тем, государство обладает присущими ему признаками, атрибутами и функциями. (Схемы Приложение 1, приложение 2 - объяснение схем преподавателем).

Преподаватель английского языка: Обучающимся предлагается повторить лексический материал предыдущего занятия по теме “Государственное устройство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии” Группа разбивается на микрогруппы, раздаётся приложение № 3 (слова на повторение лексики по текущей теме), ведётся работа по сопоставлению понятий русского и английского языков.

  1. Изложение учителем нового материала

Преподаватель основ права. (Изложение нового учебного материала с использованием структуры органов власти РФ в форме объяснения, беседы и ответов обучающихся по ходу изложения темы).

Органы государственной власти Российской Федерации.

В структурном, институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную (Приложение 4., учебник стр. 53)

  • Законодательная власть на макросистемном уровне представлена парламентом, который устанавливает законы – разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.
  • Исполнительная власть представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.
  • Судебная власть представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Конституция РФ содержит в себе основные положения, закрепляющие основы законоположения по “Федеративному устройству”, “Президенту РФ”, “Федеральному Собранию”. (Разбор статей по Конституции РФ- Президент - ст. 80, 81, 82, Федеральное собрание – ст. 94,95,96).

Студентам предлагается сделать записи по учебнику на основе таблиц стр.54, 56- - “Президент РФ”, “Федеральное собрание РФ”

Таким образом, мы можем в целом определить федеративное устройство государственной власти России.

Физкультминутка

Преподаватель английского языка. (Устное изложение учебного материала, обучающимся раздаётся приложение № 5 на основе которого обучающиеся вместе с преподавателем определяют государственное устройство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Используется форма объяснения на английском языке с параллельным переводом озвученного текста)

Государственное устройство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a parliamentary monarchy. Officially the head of the state is the Queen, but her power is not absolute. She acts only on the advice of the ministers and parliament. The state power is realized with three branches – the legislative branch, the executive branch and the judicial branch.

The legislative branch is realized by the parliament. The British Parliament exists since 1256 and is the eldest parliament in the world it consist of two Houses – the House of Lords and the House of Commons. The House of Lords has no fixed number of members (currently 753 members). It consists of Lords Spiritual (26) and Lords Temporal (727). Lords Spiritual are Archbishops, most senior bishops of the Church. They serve as long as they occupy their positions in the Church. Lords Temporal are Life Peers, Hereditary Peers, Law Peers. They serve for life. The House of Lords is not elected by the people. The House of Commons consists of 659 members. It is a nation-wide representative body which is elected by the people at a general election not less frequently that once in 5 years.

The executive branch is realized by the Government, the Prime Minister, the Cabinet and the Government Departments. After the general election the Queen appoints the head of the government – the Prime Minister. As a rule the Prime minister is a leader of the political party that has won the election and has a majority in the House of Commons. The Prime Minister appoints the ministers to compose the Government. Government is answerable to Parliament. The Cabinet consists of 20 Secretaries of State. They are heads of the Government Departments. These Secretaries are appointed be the Prime Minister for no set term. There are 20 Government Departments in UK: foreign and Commonwealth Office, Department for Educational and Skills, Department for Health, etc.

The Supreme Court, the Court of Appeal, the Subordinate Courts compose the judicial branch. Subordinate Courts (Magistrate’s Courts and County Courts) are local Courts of Justice. There are the High Court of Justice and the Crown Court. The High Court of Justice deals with civil cases. The Crown Court deals with criminal cases. The Court of Appeals considers appeals from the High Court of Justice and the Crown Court. The House of Lords is present in the Supreme by 3 Low Lords. They are operating as a committee of the House of Lords.

  1. Закрепление знаний учащихся

Групповая работа. Студентам предлагается заполнить таблицу (приложение 6), заключающую в себе сравнение органов власти России и Великобритании. Оценка деятельности студентов происходит на основе принципов:

  • правильность заполнения таблицы
  • первая группа по времени завершившая работу получает “5”, вторая группа- “4”, работа других групп не оценивается.
  1. Подведение итогов урока:
  • сообщение учителя о достижении целей урока по дисциплине “Основы права”;
  • сообщение учителя о достижении целей урока по дисциплине “Английский язык”;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • Преподаватель английского языка: Текст “UK political system” А.П. Миньяр-Белоручева “Английский язык для школьников и абитуриентов”, чтение, пересказ.
  • Преподаватель основ права: Подготовиться к практической работе по теме 6 “Конституция РФ”, “Основы правового статуса”, “ Органы государственного устройства”