Использование ИКТ (медиа-уроки) на уроках якутского языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

На исходе XX века появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, которая стремительно превратилась в самое популярное средство коммуникации, с лёгкостью стирающее все преграды и границы на пути человеческого общения. Интернет позволил воплотить идеи, которые недавно казались фантастическими, например идеи создания виртуальных классов и получения образования с персонального компьютера, то есть появились новые формы и технологии коммуникации, обучения, обмена информацией и прочее. Эффективная работа с информационно-коммуникативными средствами обучения позволяет разнообразить методы и формы обучения. Термин “информационные технологии” применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. ИКТ позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На уроке каждый обучаемый имеет возможность самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме.   Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности: даёт совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.   

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Наши дети живут в удивительное время. Еще несколько лет назад учащиеся нашей маленькой сельской школы о компьютере знали понаслышке, а сегодня они изучают информатику со 2 класса. Как помощник учителя, компьютер незаменим. С точки зрения школьников работа за компьютером престижна.

В настоящее время есть много направлений использования компьютера в учебном процессе. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. С одной стороны с каждым днем появляются все новые средства, использования которых способствует повышению эффективности обучению школьников. С другой стороны, информатизация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет учителей пересматривать содержание обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.

Основная часть

Сегодня каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов, предоставляемых компьютерной сетью Интернет.

Так, с помощью ресурсов сети Интернет и проекционной техники учитель якутского языка повышает информационный объем уроков, излагая для учеников больше материалов по школьным дисциплинам. Заранее подобранные интернет-ресурсы позволяют учителю не только экономить силы и время при подготовке к уроку, но и выполнять в классе с необходимой скоростью, полнотой и корректностью такие действия, как построение графиков или таблиц, демонстрация наглядного пособия. Это существенно повышает наглядность занятий, делает их более разнообразными, что вполне естественно привлекает внимание школьников и не может не оказать положительного влияния на мотивацию учащихся к изучению теоретического материала.

Для уроков якутского языка и литературы в интернете не очень много информации. Поэтому создание медиа - уроков является оптимальным решением в условиях современного учебного пространства.

Медиа уроки разрабатываются с помощью программы Microsoft Power Point. Где с помощью Word, ABBYY FINE READER и других вспомогательных программ, через сканер, Интернет можно закачать любые фигуры, рисунки, а также тексты. Особенность разработки уроков по якутскому языку в том, что он требует алфавит Саха Таймс. Но можно еще вставить специальные символы Tahoma. С помощью автозамены и сочетания клавиш можно перенести эти символы на панель клавиатуры. Это существенно облегчает печатание и позволяет сэкономить время. Используя компьютеры, на уроках учитель должен соблюдать требования к подготовке и организации урока:

  1. Обеспечить на уроке охраны здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения)
  2. На уроках, электронная техника должна использоваться в разумном сочетании с традиционной формой преподавания. Через каждые 3-5 минут деятельность учащихся меняется. (Задание на экране, ответы выполняются в тетрадях.) Так как глаза у учащихся устают, рекомендуется делать гимнастику для глаз.

Таким образом, мы предлагаем следующие 6 требований к структуре современного медиа урока при изучении якутского языка:

  1. Правильное определение дидактических и воспитательных целей урока и их оформление. Предназначенные для учащихся цели можно показать на экране.
  2. Изучение нового материала. Каковы бы не были организованные формы урока, методы, приемы, этот элемент будет на уроке и при других формах обучения. Он несводим к каким-либо другим элементам. Учитель должен отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала. Это может быть сочетание проектора и Интернета. Например, названия урока – Туhулуу показываем на экране. И параллельно через Интернет медиа –уроки на русском и английском языках или даже для сравнения обращение на турецком языке.
  3. Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития. Наиболее приемлемыми и быстрыми формами проверки могут быть - электронные тесты – где ошибка сразу высвечивается и учащиеся могут проверить и оценить свою работу. Сетевая проверка подходит для проверки диктантов, упражнений. Например, пишем словарный диктант: мааны, хатта, таас, тас.
  4. Учащиеся через сеть присылают ответы учителю, а он оценивает ответы на своем компьютере. Так же диктант пишем в тетрадях, а проверяем через проекционный экран. Здесь учитель может быстро выявить характерные ошибки учащихся.

  5. Закрепление пройденного. Для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление. При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля. Как известно, визуальное восприятие намного быстрее и надолго остается в памяти. А для закрепления и повторения наглядность может использоваться больше чем во всех других элементах урока. Здесь можно использовать походящий материал из любых источников, будь то Интернет, снимки и видео из цифровой камеры, дисков и продумать систему повторения и закрепления изученного материала с помощью рисунков, картин и прочих часто используемых элементов используя автотекст. (Вместе с Microsoft Word поставляется обширный список встроенных элементов автотекста. Кроме того, можно создавать собственные элементы автотекста.) Детям очень интересно создавать свои проекты, вставлять разные элементы. Например, по теме Туhулуу могут придумать диалог используя рисунки, меняя надпись.
  6. Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему. Оно должно быть минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся. В электронном виде домашнее задание можно показать на экране. Можно задать альтернативные задания, которые оцениваются по сложности выполнения. Например, по теме Туhулуу для учащихся предложены такие задания:
  7. -написать рассказ используя обращения;
    -составление диалога;

  8. Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, мы выделяем шесть основных элементов на уроке якутского языка, где можно использовать ИКТ.

Заключение

В Интернете можно найти много готовых медиа - уроков, методические пособия, вспомогательные программы по любым дисциплинам, кроме якутского языка и литературы. В некоторых сайтах можно найти бесплатные оригинальные произведения мировой классики на русском, английском языках и судя по учетным записям входящих, они имеют большой спрос. В наше время – время высоких технологий, молодежь очень мало читает на якутском языке. Многие ограничиваются школьной программой. Поэтому создание специальной странички со всеми составляющими было бы очень большим подспорьем для учителей якутского языка и литературы, а также для учащихся. Да, читать из книг, безусловно, замечательно, но если детям интересно читать, легче и дешевле находить произведения писателей через компьютер, то на мой взгляд стоит попробовать.

Следует признать, что в реальности применение таких средств и ресурсов характеризует работу далеко не каждого педагога. И тому есть немало причин.

Пока еще не все кабинеты в школах оснащены компьютерами, необходимым программным обеспечением, не все учителя владеют навыками разработок медиа уроков на уроках якутского языка. Не всегда применение информационных средств и технологий оправданно с точки зрения педагогики. Поэтому использование медиа на уроках, в том числе на уроках якутского языка и литературы, зависит от наличии следующих условий:

- кадровое обеспечение, предполагающее переподготовку специалистов, повышения квалификации педагогов для внедрения в учебный процесс информационных технологий;
- знание алгоритма работы с информационными технологиями;
- соответствующая материально-техническая база школы: наличие компьютеров, интерактивной доски, проектора, цифрового фотоаппарата или видеокамеры, сеть Интернет;
- внедрение информационных технологий в учебный процесс. Компьютерные технологии не вытесняют традиционных форм обучения, а дополняют, активизируют их. При традиционных формах обучения педагоги тоже достигают хороших результатов, однако проблема повышения общей культуры речевой подготовки выпускников остаётся не решённой и заставляет искать новые подходы к организации обучения якутскому языку, повышения интереса к предмету. Желание решать её оптимальным образом есть и у учителей и у учеников. Общеизвестно, что навыки грамотной речи вырабатываются только в процессе бесконечных упражнений, тренировок, диктантов. Прекрасные возможности в этом плане открывают перед нами новые информационные технологии, которые мы можем использовать в обучении якутскому языку. Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

Таким образом, ИКТ начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является учебник и ручка.