«Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений»
В.А. Сухомлинский
Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки».
Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость.
Действительно, рассматривая на практике преемственность на «практическом» уровне, обращаем внимание на три аспекта:
- Преемственность в содержании курса;
- Преемственность в формах и методах работы;
- Преемственность в требованиях к учащимся.
Именно такие направления изучения проблемы в центре внимания школьного методического объединения учителей начального и среднего звена МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», а также школьной администрации. На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Многие считают, что если процесс обучения в начальной школе протекает удовлетворительно, то ни каких проблем быть не может при переходе на вторую ступень обучения, что проблема преемственности решена.
Однако изучение уровня знаний школьников, характерных затруднений, возникающих у детей, показывает, что проблема преемственности объективно существует во всех школах.
Идея необходимости изучения школьной адаптации стала одной из ведущих в практической деятельности школы. Была разработана программа «Адаптация 5-х классов», цель которой – создание условий для адаптации учащихся начальной школы при переходе на вторую ступень обучения.
На методическом объединении рассматривается один из аспектов преемственности – обеспечение готовности детей к обучению на следующей ступени школы. Главные составляющие этого аспекта преемственности показываем на диаграмме:
Способность учителя 5 класса опереться на имеющиеся у детей знания |
25% |
Специальные умения и навыки детей и развитие образовательных стандартов |
25% |
Общие учебные умения и навыки детей и развитие их способностей |
35% |
Психологическая подготовленность детей к обучению в 5 классе |
15% |
При проведении контрольных работ, тестов по математике были выявлены типичные затруднения.
Типичные затруднения учащихся 4-5-х классов при изучении математики
Затруднения |
4 класс |
5 класс |
---|---|---|
Внимание |
20% |
23% |
Сложение |
16% |
26% |
Вычитание |
18% |
22% |
Умножение |
28% |
34% |
Деление |
10% |
20% |
Порядок действий |
16% |
14% |
Величины |
17% |
23% |
Понимание терминов |
9% |
27% |
Понимание текста задачи |
37% |
39% |
Всегда существовавшие проблемы, возникающие на рубеже между младшими и средними класса в последние годы стали обостряться. Причина – «новое поколение» детей, существенно отличающихся по своим учебным возможностям от прежних.
Этих «новых» детей отмечает меньшая устойчивость внимания, и как следствие этого – им трудно слушать и слышать учителя, соучеников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают, сказывается перегрузка детей тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием.
В результате таких изменений дети хуже, чем в предыдущие годы, выполняют вычисления, хуже решают задачи, заметно снизилась техника чтения.
При решении проблемы преемственности необходимо учитывать психологические особенности 10-11-ти летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; корректировать трудности адаптации школьника. В программе «Адаптация 5-х классов» можно выделить некоторые задачи:
Первая задача – создание благоприятных педагогических условий для освоения ребенком общих социальных норм. Эти нормы задаются взрослыми и воспринимаются детьми именно как нормы поведения школьника: быть послушным и отзывчивым, уважать старших, выполнять обязанности в семье и т.д. В младшем школьном возрасте существенным достижением в развитии личности выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу»: ребенок знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости, он может гордиться не только поступками, одобряемыми взрослыми, но и своими положительными качествами, которые он сам хорошо осознает.
В процессе самоутверждения в статусе школьника все большую роль играет образец социально нормированного поведения. Это, как правило, учитель. Это требует от учителя особой осторожности в словах и действиях, ведь установки учителя воспринимаются школьником не критически, и зачастую как истина в последней инстанции. Ученик обращается к учителю за оценкой правильности своих действий.
Возрастные особенности младших школьников создают весьма благоприятную почву для личностного роста ребенка и педагогического обеспечения этого роста.
Вторая задача – создать благоприятные педагогические условия для развития самостоятельности школьника. Общение с ровесниками также укрепляет чувство самостоятельности, независимости, при этом проявлять самостоятельность и инициативность ребенок может безбоязненно лишь в такой обстановке, где признается право на ошибку и ее исправление.
Учитель имеет возможность влиять и на семейное воспитание самостоятельности, путем специальных форм работы с родителями, использовать правила родительского общения, ориентированного на развитие самостоятельности детей. Воспитание ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Воспитывая самостоятельность, педагог тем самым помогает решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Тогда у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым. Имея пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать новые задачи, легче переживать «переходный», подростковый возраст.
Третья задача – помочь детям овладеть некоторыми приемами самопознания. В процессе развития младшие школьники начинают осознавать себя субъектами учебно-познавательной деятельности, они могут планировать свою мыслительную деятельность, выбирать способы решения задач, контролировать их поэтапное выполнение и оценивать успешность своей учебы. Дети знают, что успехи в учебе зависят от них самих, от их внимания, памяти, восприятия мышления. Среди положительных черт характера, которые проявляются в практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, контактность, доброта. Для укрепления характера классному руководителю необходимо:
1. Включать ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.
2. Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ученика с другими детьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения.
3. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими детьми.
Пятый класс – очень благоприятная почва для развития дружеских отношений, если классный руководитель настойчиво работает двумя способами – через свой авторитет и через организацию совместной деятельности и общения. Путь такой работы:
- выработка групповых, классных норм общения, поведения (правила поведения, заповеди, объединенные привлекательным лозунгом);
- разнообразные формы и содержание совместной деятельности, позволяющие ребятам менять роли, «должности». В 5-м классе путь от современной деятельности к отношениям – самый короткий;
- поощрение, поддержка идеи дружбы, как общей ценности. Дружбу использовать как критерий в оценке совместных дел (были ли мы дружны);
- скрепляющими узлами отношений в классе (в группе) являются лидеры. Самая перспективная линия по лидерству – увеличить их количество. Воспитательный идеал – не один сильный положительный лидер в классе, а много разных лидеров. Путь сознания множества лидеров – разнообразие деятельности, дел, позволяющих проявиться разным ребятам.
Сами пятиклассники указывают на такие проблемы при переходе из начальной школы в среднее звено:
1. Новый классный руководитель.
2. В начальной школе были самые старшие, в средней школе – самые маленькие.
3. Много разных учителей.
4. Новый режим работы (расписание).
5. Новое здание, кабинеты.
6. Хочется быть успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть.
7. Темп работы, неумение быстро записывать.
8. Объем работы.
9. Необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от его способности к установлению межличностных отношений с педагогами, навыков ориентации в пространстве школы, навыков достойного поведения с одноклассниками и умения общаться с ними, способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни, отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.
Возраст пятиклассников является переходным от младшего школьного к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое свидетельствует о развитии личности подростка. Путь осознания себя сложен, меняются приоритеты, умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности, совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Иначе возможен конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного периода, можно понять крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Все эти психологические особенности проявляются в возрасте 10-11-ти лет, поэтому адаптация может оказаться весьма не простой, соучастие педагога в этом процессе просто необходимо.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы значимым является оценка учителя, а в 5-м классе значимой становиться оценка одноклассников. В начальной школе был один учитель, один «оценивающий», в 5-м классе – несколько. Это переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Ученик привык к одним требованиям, одним критериям одного учителя, класс оценивал его аналогичным образом, подражая учителю. И вдруг «оценивающие» меняются. У пятиклассника возникает стрессовая ситуация. У одних детей стресс проходит к концу 5-го класса, у других остается отрицательное отношение к школе долго, лишь школьники-экстраверты сохраняют положительное комфортное отношение к школе. В четвертой четверти уроки посещают учителя предметники, которые будут вести предметы в 5-м классе. Это позволяет вести уроки по всем учебным предметам в соответствии с методологией личностно ориентированного образования, строить свои отношения с учащимися на основе понимания, доброжелательности, уважения и сотрудничества. Классные руководители будущих 5-х классов получают от учителя начальных классов не только методический опыт, но и документацию на каждого ученика: диагностику обученности, например:
Диаграмма
качества чтения Мижаковой А.
диагностику воспитанности, индивидуальные психолого-педагогические характеристики, психодиагностические материалы для изучения особенностей усвоения учебного материала, учебную характеристику каждого школьника (по Т.М. Давыденко), карту достижений, данные об индивидуальных интересах и потребностях учеников, индивидуальный план развития каждого учащегося, карту «Индивидуальная накопительная оценка», медико-валеологические характеристики. Психолог школы проводит диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено, используя апробированные методики, для определения готовности к обучению в среднем звене Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым, проводит тесты «Откуда берется школьная тревожность» и др.
Учитель начальных классов, классные руководители 5-х классов простраивают работу по преемственности и исходя из принятой примерной модели выпускника 4-го класса.
Модель выпускника 4-го класса
Когнитивный компонент |
Социально-психологический компонент |
---|---|
Формирование умения самостоятельно учиться, линия учиться, понимание взаимосвязи явлений внешнего мира: · Читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения) · Использует разные виды письменных работ (темп письма 50 знаков в минуту) · Свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства. · Владеет сформированной знаково-символической деятельность, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. · Понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике. · Креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников. · Стремиться постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию. · Способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях. · Умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части. · Умет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля. |
Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я – действующий»: · Владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, самостоятельно управлять им. · Имеет первоначально отработанную память. · Коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей. · Ведет здоровый образ жизни, осознанно относиться к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи. · Способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих. · Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. · Владеет культурой самоопределения личности, стремиться к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе. · Он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам. · Обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. |