Преемственность образования как фактор реализации личностного потенциала ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


«Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений»
В.А. Сухомлинский

Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки».

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость.

Действительно, рассматривая на практике преемственность на «практическом» уровне, обращаем внимание на три аспекта:

  • Преемственность в содержании курса;
  • Преемственность в формах и методах работы;
  • Преемственность в требованиях к учащимся.

Именно такие направления изучения проблемы в центре внимания школьного методического объединения учителей начального и среднего звена МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», а также школьной администрации. На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Многие считают, что если процесс обучения в начальной школе протекает удовлетворительно, то ни каких проблем быть не может при переходе на вторую ступень обучения, что проблема преемственности решена.

Однако изучение уровня знаний школьников, характерных затруднений, возникающих у детей, показывает, что проблема преемственности объективно существует во всех школах.

Идея необходимости изучения школьной адаптации стала одной из ведущих в практической деятельности школы. Была разработана программа «Адаптация 5-х классов», цель которой – создание условий для адаптации учащихся начальной школы при переходе на вторую ступень обучения.

На методическом объединении рассматривается один из аспектов преемственности – обеспечение готовности детей к обучению на следующей ступени школы. Главные  составляющие этого аспекта преемственности показываем на диаграмме:

Способность учителя 5 класса опереться на имеющиеся у детей знания

25%

Специальные умения и навыки детей и развитие образовательных стандартов

25%

Общие учебные умения и навыки детей и развитие их способностей

35%

Психологическая подготовленность детей к обучению в 5 классе

15%

При проведении контрольных работ, тестов по математике были выявлены типичные затруднения.

Типичные затруднения учащихся 4-5-х классов при изучении математики

Затруднения

4 класс

5 класс

Внимание

20%

23%

Сложение

16%

26%

Вычитание

18%

22%

Умножение

28%

34%

Деление

10%

20%

Порядок действий

16%

14%

Величины

17%

23%

Понимание терминов

9%

27%

Понимание текста задачи

37%

39%

Всегда существовавшие проблемы, возникающие на рубеже между младшими и средними класса в последние годы стали обостряться. Причина – «новое поколение» детей, существенно отличающихся по своим учебным возможностям от прежних.

Этих «новых» детей отмечает меньшая устойчивость внимания, и как следствие этого – им трудно слушать и слышать учителя, соучеников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают, сказывается перегрузка детей тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием.

В результате таких изменений дети хуже, чем в предыдущие годы, выполняют вычисления, хуже решают задачи, заметно снизилась техника чтения.

При решении проблемы преемственности необходимо учитывать психологические особенности 10-11-ти летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; корректировать трудности адаптации школьника. В программе «Адаптация 5-х классов» можно выделить некоторые задачи:

Первая задача – создание благоприятных педагогических условий для освоения ребенком общих социальных норм. Эти нормы задаются взрослыми и воспринимаются детьми именно как нормы поведения школьника: быть послушным и отзывчивым, уважать старших, выполнять обязанности в семье и т.д. В младшем школьном возрасте существенным достижением в развитии личности выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу»: ребенок знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости, он может гордиться не только поступками, одобряемыми взрослыми, но и своими положительными качествами, которые он сам хорошо осознает.

В процессе самоутверждения в статусе школьника все большую роль играет образец социально нормированного поведения. Это, как правило, учитель. Это требует от учителя особой осторожности в словах и действиях, ведь установки учителя воспринимаются школьником не критически, и зачастую как истина в последней инстанции. Ученик обращается к учителю за оценкой правильности своих действий.

Возрастные особенности младших школьников создают весьма благоприятную почву для личностного роста ребенка и педагогического обеспечения этого роста.

Вторая задача – создать благоприятные педагогические условия для развития самостоятельности школьника. Общение с ровесниками также укрепляет чувство самостоятельности, независимости, при этом проявлять самостоятельность и инициативность ребенок может безбоязненно лишь в такой обстановке, где признается право на ошибку и ее исправление.

Учитель имеет возможность влиять и на семейное воспитание самостоятельности, путем специальных форм работы с родителями, использовать правила родительского общения, ориентированного на развитие самостоятельности детей. Воспитание ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Воспитывая самостоятельность, педагог тем самым помогает решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Тогда у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым. Имея пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать новые задачи, легче переживать «переходный», подростковый возраст.

Третья задача – помочь детям овладеть некоторыми приемами самопознания. В процессе развития младшие школьники начинают осознавать себя субъектами учебно-познавательной деятельности, они могут планировать свою мыслительную деятельность, выбирать способы решения задач, контролировать их поэтапное выполнение и оценивать успешность своей учебы. Дети знают, что успехи в учебе зависят от них самих, от их внимания, памяти, восприятия мышления. Среди положительных черт характера, которые проявляются в практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, контактность, доброта. Для укрепления характера классному руководителю необходимо:

1. Включать ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.

2. Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ученика с другими детьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения.

3. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими детьми.

Пятый класс – очень благоприятная почва для развития дружеских отношений, если классный руководитель настойчиво работает двумя способами – через свой авторитет и через организацию совместной деятельности и общения. Путь такой работы:

  • выработка групповых, классных норм общения, поведения (правила поведения, заповеди, объединенные привлекательным лозунгом);
  • разнообразные формы и содержание совместной деятельности, позволяющие ребятам менять роли, «должности». В 5-м классе путь от современной деятельности к отношениям – самый короткий;
  • поощрение, поддержка идеи дружбы, как общей ценности. Дружбу использовать как критерий в оценке совместных дел (были ли мы дружны);
  • скрепляющими узлами отношений в классе (в группе) являются лидеры. Самая перспективная линия по лидерству – увеличить их количество. Воспитательный идеал – не один сильный положительный лидер в классе, а много разных лидеров. Путь сознания множества лидеров – разнообразие деятельности, дел, позволяющих проявиться разным ребятам.

Сами пятиклассники указывают на такие проблемы при переходе из начальной школы в среднее звено:

1. Новый классный руководитель.

2. В начальной школе были самые старшие, в средней школе – самые маленькие.

3. Много разных учителей.

4. Новый режим работы (расписание).

5. Новое здание, кабинеты.

6. Хочется быть успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый  учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть.

7. Темп работы, неумение быстро записывать.

8. Объем работы.

9. Необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от его способности к установлению межличностных отношений с педагогами, навыков ориентации в пространстве школы, навыков достойного поведения с одноклассниками и умения общаться с ними, способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни, отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.

Возраст пятиклассников является переходным от младшего школьного к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое свидетельствует о развитии личности подростка. Путь осознания себя сложен, меняются приоритеты, умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности, совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Иначе возможен конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного периода, можно понять крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Все эти психологические особенности проявляются в возрасте 10-11-ти лет, поэтому адаптация может оказаться весьма не простой, соучастие педагога в этом процессе просто необходимо.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы значимым является оценка учителя, а в 5-м классе значимой становиться оценка одноклассников. В начальной школе был один учитель, один «оценивающий», в 5-м классе – несколько. Это переводит взаимоотношения  из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Ученик привык к одним требованиям, одним критериям одного учителя, класс оценивал его аналогичным образом, подражая учителю. И вдруг «оценивающие» меняются. У пятиклассника возникает стрессовая ситуация. У одних детей стресс проходит к концу 5-го класса, у других остается отрицательное отношение к школе долго, лишь школьники-экстраверты  сохраняют положительное комфортное отношение к школе. В четвертой четверти уроки посещают учителя предметники, которые будут вести предметы в 5-м классе. Это позволяет вести уроки по всем учебным предметам в соответствии с методологией личностно ориентированного образования, строить свои отношения с учащимися на основе понимания, доброжелательности, уважения и сотрудничества. Классные руководители будущих 5-х классов получают от учителя начальных классов не только методический опыт, но и документацию на каждого ученика: диагностику обученности, например:

Диаграмма качества чтения Мижаковой А.

диагностику воспитанности, индивидуальные психолого-педагогические характеристики, психодиагностические материалы для изучения особенностей усвоения учебного материала, учебную характеристику каждого школьника (по Т.М. Давыденко), карту достижений, данные об индивидуальных интересах и потребностях учеников, индивидуальный план развития каждого учащегося, карту «Индивидуальная накопительная оценка», медико-валеологические характеристики. Психолог школы проводит диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено, используя апробированные методики, для определения готовности к обучению в среднем звене Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым, проводит тесты «Откуда берется школьная тревожность» и др.

Учитель начальных классов, классные руководители 5-х классов простраивают  работу по преемственности и исходя из принятой примерной модели выпускника 4-го класса.

Модель выпускника 4-го класса

Когнитивный компонент

Социально-психологический компонент

Формирование умения самостоятельно учиться, линия учиться, понимание взаимосвязи явлений внешнего мира:

· Читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения)

· Использует разные виды письменных работ (темп письма 50 знаков в минуту)

· Свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства.

· Владеет сформированной знаково-символической деятельность, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями.

· Понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике.

· Креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников.

· Стремиться постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию.

· Способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях.

· Умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части.

· Умет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля.

Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я – действующий»:

· Владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, самостоятельно управлять им.

· Имеет первоначально отработанную память.

· Коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей.

· Ведет здоровый образ жизни, осознанно относиться к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи.

· Способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности  окружающих.

· Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

· Владеет культурой самоопределения личности, стремиться к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе.

· Он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам.

· Обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.