Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В этом плане мое внимание привлек метод проектов, используемый в организации учебной деятельности учащихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умение самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Он возник в США в 20-е годы XX столетия. Его называли еще методом проблем, т.к. этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проект всегда заканчивается конкретным результатом.
В методической литературе приводится классификация учебных проектов по различным признакам: по продолжительности выполнения проекта, по числу участников, работающих над проектом, по методу выполнения и т. д. На мой взгляд, независимо от вида проекта к этому методу обучения предъявляется ряд требований:
- Наличие проблемы, потребности.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Оформление конечных результатов, анализ их.
- Подведение итогов.
Из опыта работы могу сказать так же, что алгоритм выполнения проекта должен быть доведен учителем до сведения учащихся, выполняющих проект.
Обычно предлагается алгоритм работы над проектом, представленный в приложении 1.
Такой алгоритм я использовала для организации работы учеников, выполняющих исследовательские проекты. Те, кто выполняли практико-ориентированные проекты, работали по алгоритму, представленному в приложении 2.
Такая схема выполнения практико-ориентированного проекта подчеркивает, что необходимо провести анализ сделанного, сравнение того, что было задумано и что получилось. Сопоставить цель и результат.
Во время работы над проектом у учеников появляется потребность в новых знаниях и умениях, происходит закрепление навыков работы с компьютерной программой, закрепление полученных знаний и умений.
Практическая значимость проектной деятельности состоит и в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одноклассников.
Я попробовала применять метод проектов при изучении информатики и физики.
Вначале это были краткосрочные проекты на 1 урок по информатике в конце изучения тем "Текстовый редактор" и "Графический редактор" в 11-м классе.
- Возникла потребность оформить афиши, объявления о новогоднем представлении в школе, новогодние лотерейные билеты. Учащимся было предложено придумать самим текст объявления, разработать дизайн и оформить, используя возможности текстового редактора. Отчет о работе и результат работы оценивался на последнем уроке изучения темы.
- Аналогично поступила, когда предложила учащимся придумать оформление обложки для детской книжки и самостоятельно его выполнить до зачетного урока. Один из вариантов оформления книжки показан в приложении 3.
Затем в 11-м классе попробовала предложить среднесрочные проекты длительностью на 5 уроков.
- После краткого знакомства с программой PowerPoint учащимся было предложено самостоятельно изучить работу с этой программой и ее возможности. Отчет о работе представить в виде презентации. В результате были сделаны презентации - учебные пособия, которые теперь можно использовать на уроках. Одна из презентаций - "Топология сети" показана в приложении 4. Учащиеся остались довольны своей работой, почувствовали значимость ее.
- Среднесрочные проекты выполняли восьмиклассники, которые посещали факультатив "Основы редактирования текстовых документов". Эти проекты были их зачетной работой. Сами проекты по физике, но при их создании учащиеся осваивали работу с текстовым редактором, учились получать информацию из сети Интернет.
Долгосрочные проекты продолжительностью в учебный год выполнили и защитили учащиеся 10-х класса, посещающие факультатив "Физика и экологические проблемы".
Это индивидуальные проекты: "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды", "Влияние электромагнитного поля на живые организмы", "Проект создания в Вологодской области комплекса по переработке твердых бытовых отходов, включающий электростанцию, работающую на мусоре".
Таким образом, поработав над методом проектов, я поняла, что этот метод не может быть единственным и основным методом, используемым в организации учебной деятельности. Он выходит за рамки уроков. Но этот метод хорош тогда, когда есть возможность использовать уже усвоенные учащимися знания в сочетании с новыми - теми, которые предстоит им приобрести. И сделать это можно на более высоком творческом уровне, с учетом индивидуальных интересов и склонностей учащихся.