Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10 % от того, что они читают,
- 26 % от того, что они слышат,
- 30 % от того, что они видят,
- 50 % от того, что они видят и слышат,
- 70 % от того, что они обсуждают с другими,
- 80 % от того, что основано на личном опыте,
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
- 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.
Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:
- С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?
- Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?
- Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.
Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
- у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.
С учётом специфики развития ребенка в младшем школьном возрасте была разработана технология включения детей в проектную, исследовательскую деятельность. Технология получила название «Первые шаги в проектной деятельности». Условно она подразделяется на три этапа, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку.
Этап 1 - Пропедевтический.
Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребёнка в школе. На данном этапе широко используются различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные ситуации. То есть задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них. Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и общих раздумий.
Одним из наиболее успешных приёмов используемых на данном этапе является приём «Страна вопросов». В реализации данного приёма предлагается применять игровые ситуации, в которых мы отправляемся в непознанный мир, где больше вопросов, чем ответов. Такая минутка организуется практически на каждом занятии. Ребята сами формулируют вопросы по изучаемой или изученной теме, задают новые проблемные ситуации, на которые не всегда возможно ответить сразу, а следует поразмышлять, поискать ответы в соответствующей литературе, узнать у компетентных людей или провести собственное исследование.
Также в этот период рекомендуем использовать авторскую технику «Создай и поиграй», где сами ребята совершают свой самый первый шажок в проектировании - они проектируют для себя игру, создают её от начала и до конца, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Получив в качестве продукта игру, ребята используют её в своих развлечениях. Подробно техника «Создай и поиграй» описана в приложении 3.
Отметим, что в работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации решений проблемы.
Этап 2 - Мотивационный.
На данном этапе удерживаем два плана работы: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся - это наши союзники. Приёмы мотивации разнообразны. В качестве примера предлагаем вашему вниманию «Письмо-обращение к родителям будущего исследователя» (приложение 2). Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.
На данном этапе рекомендуем учащимся вести дневник юного исследователя «Мои открытия» (приложение 1). В приложении отражены некоторые задания из дневника с методическими рекомендациями для учителей. Все задания были успешно апробированы, помогают детям гармонично войти в мир исследований и проектирования, выстроены с учетом возрастного и индивидуального развития.
Дискуссионный клуб «Открытие», в который включаются ребята в этот период, направлен на формирование у каждого из них позиции
«Я - исследователь», на понимание основ исследовательской деятельности, на мотивацию занять активную жизненную позицию относительно тех проблем, которые ребёнок способен актуализировать для себя в данном возрасте.
Этап 3 - Первые пробы.
Самым ценным на данном этапе становится создание для каждого ситуации успеха, ведь для того, чтобы вырастить красивейший сад необходимо сначала разработать участок и посеять семена, а затем довольно продолжительное время холить и лелеять всходы. Важно постоянно помнить, что каждый ребёнок – это уникальность, которая раскрывается в рамках проектной деятельности и демонстрирует мир собственных увлечений, интересов, хобби.
Этап содержит несколько взаимосвязанных приёмов, форм и методов:
- Дискуссионный клуб «Открытие», где обсуждаются вопросы: Кто такой исследователь? Какими качествами исследователя хотел бы обладать каждый? Каковы представления о себе в будущем? Каковы личные интересы каждого из нас? Какими необычными знаниями хочется поделиться с одноклассниками? и т.п. (по материалам заданий из дневника исследователя, приложение 1).
- Индивидуальные консультации учащихся, где ребенок может получить компетентную помощь и поддержку в поиске ответов на возникающие вопросы.
- Серия форумов юного исследователя-проектанта, которые направлены на презентацию первых проектных идей, вскрытие проблематики, обмен опытом, а в дальнейшем на защиту проектов учащихся. После форумов следует ряд мероприятий, которые разрабатываются и реализуются самими детьми в рамках их собственных проектов. Следует отметить, что ребята охотно откликаются на совместные творческие дела, на со-поддержку в реализации проектов, активно участвуют, помогают продвигаться друг другу, а если возникают у кого-то затруднения, то в режиме «Мозгового штурма» подсказывают направления дальнейшего движения.
- Процедуры анализа и выхода на новый проект.
Два ведущих вопроса, которые задаёт себе каждый ребёнок:
- Что особенно удалось мне в проекте и хочется взять с собой?
- Каково развитие моего проекта?
Все описанные выше этапы используются комплексно и призваны обеспечить дальнейшую работу ребенка в проектном режиме. Отметим, что в классе, где реализуется данная технология, большинство учащихся увлечённо разрабатывают и реализуют собственные проекты, как в рамках тематик по учебным дисциплинам, так и во вне учебном пространстве. Ребята активны, заинтересованы, инициативны, зачастую проявляют достаточно высокую степень самостоятельности, креативны.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в современной образовательной практике детям предлагается участие в НОУ уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, подготовку, на наш взгляд, необходимо начинать заблаговременно (буквально с первых дней пребывания ребенка в школе) и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к сложному». Велика роль педагога, который в свою очередь должен не занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование. Учительская функция сопровождать, помогать, поддерживать, консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития. Не следует забывать и о том, что в младшем школьном возрасте при построении работы с ребёнком необходимы: частая смена видов деятельности, разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность каждого шага.
Помните, что творческий учитель рождает творческого ученика!