Химия
-
Урок химии в 9-м классе по теме: "Качественные реакции на ионы металлов" 2007
Целью данного урока является изучение качественных реакций на ионы металлов и методов их распознавания. Для определения берутся те ионы металлов, которые были изучены в данной теме. Данный материал можно изучать и при рассмотрении определенного иона в теме "Металлы", но я считаю, что изучение качественных реакций на отдельном уроке позволяет показать систему распознавания ионов и таким образом способствовать развитию логического мышления учащихся. Урок проходит перед практической работой по теме "Металлы", что является определенной подготовкой учащихся к выполнению практической работы. На уроке применяются алгоритмы для выработки умений и навыков определения веществ, содержащих различные ионы металлов.
-
Внеклассное мероприятие "В менделеевской гостиной: А.А. Блок и Менделеевы" 2007
Целью встречи в гостиной является приобщение учащихся к русской истории и культуре начала XX века, пробуждение познавательного интереса к выдающимся деятелям науки и литературы. В работе представлен сценарий "гостиной" для старшеклассников, посвященный вечным человеческим ценностям, которые символизируют отношение к женщине, матери, Родине как выражение сокровенного, нравственно чистого, гуманного. В основе лежит история взаимоотношений А.Блока и Л.Д. Менделеевой, вошедшей в историю под именем Прекрасной Дамы.
-
Урок по курсу "Неорганическая химия" в 9-м классе по теме "Соединения железа и их значение" 2007
Урок химии в 9-м классе. Данная тема рассматривается при изучении раздела "Металлы". Урок проводится с использованием компьютерных технологий, направлен на повышение мотивации познавательной активности учащихся.
-
Семинар по теме: "Железо и его соединения" 2007
Данный урок проводится в 9-м классе при изучении темы "Металлы" и является уроком обобщения и систематизации знаний, а также уроком-тренингом по теме "Железо и его соединения". Повторяются основные теоретические понятия, а также большое значение уделяется отработке практических умений записывать уравнения реакций, характеризующих важнейшие химические свойства этих веществ, рассматривать их с позиций окисления-восстановления и взаимодействия ионов. Уделяется время и для решения расчетной задачи. Представленная разработка урока-семинара может быть полезна учителям химии в их практической деятельности.
-
Гуманизация химического образования как фактор формирования социального здоровья школьников 2007
Одним из факторов введения предпрофильной и профильной подготовки школьников является сохранение и укрепление здоровья школьников. Если раньше мы говорили больше о физическом здоровье, то сегодня главным результатом модернизации образования становится социальное и нравственное здоровье школьников, создание психологического и эмоционального комфорта в учебно-воспитательном процессе. В данной статье я поделилась некоторым опытом по формированию социального здоровья учащихся через усиление практической и жизненной направленности, через гуманизацию химического образования.
-
Урок изучения нового материала по теме: "Оксиды углерода". 9-й класс 2007
Использование элементов повторения не только на специальных повторительно-обобщающих уроках, но и на уроках изучения нового материала необходимо для того, чтобы прочные и осознанные знания легче применялись на практике, использовались в различных жизненных ситуациях. На данном уроке отрабатываются умения сравнивать, сопоставлять, проводить аналогии по различным вопросам курса, составлять план-конспект, делать выводы. Промежуточный контроль и последующая за ним рефлексия позволяют учащимся адекватно оценивать результат изучения материала. Главным моментом урока является решение жизненных проблемных ситуаций, умение решать их и делать выводы с использованием теоретических знаний по теме.
-
Театрализованное представление с показом опытов по химии с целью повышения интереса к предмету (из опыта работы) 2007
Статья посвящена нетрадиционным формам обучения химии для активизации познавательной деятельности учащихся. Приводится сценарий театрализованного представления с показом опытов и викториной. Создание сценария потребовало от учащихся углубления знаний по химии, внесло элементы исследовательской деятельности. Самостоятельный показ опытов улучшил навыки обращения с химическим оборудованием. Представление повысило интерес к предмету не только у его участников, но и у зрителей.
-
Обобщающий урок химии по теме: "Основные классы неорганических веществ" 2007
Обобщающий урок по химии проходит в форме игры. На уроке повторяется материал о составе веществ, относящихся к основным классам неорганических веществ, закрепляются знания учащихся составлять формулы и давать названия веществам.
-
Интегрированный урок (литература + химия) на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте) 2007
Интегрированный урок химии и литературы назван словами известного поэта эпохи Возрождения Данте и посвящён чувству, во имя которого "воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою", чувству, ставшему основой одной из мировых религий ("Возлюби ближнего, как самого себя").
-
Интегрированный урок по биологии и химии на тему "Химический состав, строение и совйства костей". 8-й класс 2007
Создание проблемной ситуации и интеграция химико-биологических знаний позволяют решить не только образовательные задачи, но и формируют представления о взаимосвязи живой и неживой природы, единстве научного мировоззрения, что способствуют развитию диалектического мышления учащихся. Активная подготовка эксперимента учащимися и самооценка способствует развитию интереса к познанию. Урок убеждает их в необходимости следить за своей осанкой и питанием. Использование презентации и фильмов придает уроку наглядность и современность.
-
Урок-семинар в 9-м классе по теме "Подгруппа азота" 2007
Предлагаемый в игровой форме урок-семинар по химии для учащихся 9-го класса может быть использован как тренажёр для полготовки и проведения подобных уроков при изучении различных тем как в курсе неорганической, так и органической химии.
-
Открытый урок по теме "Кислород. Оксиды" 2007
Данный урок-путешествие – показывает, как создать такие условия, чтобы учащиеся ощущали радость познания, уверенность в том, что все будет понятно, интересно и увлекательно. Ученики активно вовлечены в работу, постоянно меняется вид учебной деятельности, применяется наглядность, фронтальная беседа, игровые формы, а также групповая и самостоятельная работа. Все это позволяет вызвать позитивное отношение к учебе и развивать познавательную активность учащихся.
-
Обобщающий урок как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении химии 2007
Повышению познавательной активности учащихся при изучении химии способствует использование игровых технологий, активных форм обучения, лабораторных практикумов, компьютерных технологий, использование презентаций, подготовленных учителем, Q-тесты. Всё это можно объединить в структуре обобщающего урока.
-
Внеклассное мероприятие по химии на тему "Химия в фокусах" 2007
Перед присутствующими разыгрывается представление в виде фокусов, основой которых являются в основном опыты с растворами: получение "малиновой фанты" из растворов щелочи и фенолфталеина; "молока" из растворов хлорида кальция и карбоната натрия; "пепси-колы" из растворов роданида калия и хлорида железа (III), с последующим их превращением в воду с помощью соляной кислоты и раствора фторида натрия. Кроме того, демонстрируются известные опыты "дым без огня" (взаимодействие хлороводорода и аммиака) и "извержение вулкана" (горение дихромата аммония).
-
Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии) 2007
Представленный урок был проведен в коррекционной школе. Учащиеся данной школы имеют ДЦП, нарушения психо-физического развития; в силу данных особенностей, обучение этих детей должно строиться с применением наглядных пособий и демонстрирующих материалов, поэтому на общем уроке-игре применялись следующие формы работы: викторина, работа с картой, практические опыты.
-
Метод интерактивного обучения на уроках химии 2007
Статья посвящена развивающему образованию, в частности методу интерактивного обучения, который был использован автором при проведении уроков химии в гимназии № 1517 в рамках базовой и углубленной программы. Автор использует метод перспективного планирования, демонстрирует общую систему подготовки и проведения уроков, анализирует полученные результаты.
-
Алгоритмический подход в преподавании органической химии в 10-м классе 2007
Алгоритмический подход в преподавании органической химии позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивает их творческие и интеллектуальные способности. Использование компьютерных технологий делает данный метод более эффективным. В работе представлено несколько примеров алгоритмов, построенных в форме как схем, так и презентаций.
-
Внеклассная работа по химии 2007
Урок знакомит со свойствами химических элементов, используемых в военном деле, с историческими данными использования химических элементов для изготовления оружия.
-
Методика проведения практических работ по химии на примере первых уроков в курсе 8-го класса 2007
Химия – наука экспериментальная. Практическая работа – важнейший этап ее изучения. Овладение практическими навыками и умениями поможет школьнику увидеть красоту науки, глубже понять химические процессы, отработать правила безопасного обращения с веществами. Именно на практической работе учитель учит детей ставить цель и находить пути и способы ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдая за происходящими явлениями; делать выводы; представлять результаты практического исследования. Методика организации и проведения практических работ представлена на примере первых уроков в курсе химии 8-го класса.
-
Водород в природе. Водород как химический элемент и простое вещество. Применение водорода 2007
Урок построен с использованием элементов технологий развития критического мышления, проблемного обучения, личностно ориентированного обучения. Формулирование темы урока и целеполагание осуществляются на начальном этапе урока учащимися самостоятельно. Знания по новому материалу учащиеся добывают сами, используя схемы, диаграммы, таблицы, кроссворд. На уроке использованы групповые и индивидуальные методы обучения, ТСО. Демонстрационный эксперимент способствует развитию наблюдательности. Урок построен таким образом, что учащиеся не устают, так как происходит своевременная смена видов деятельности.
-
Программа элективного курса "Химия вокруг нас" 2007
Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с основами исследовательской деятельности в рамках дисциплины «Химия». Курс не рассматривает теоретические вопросы, базируется на уже имеющихся знаниях, полученных при изучении химии, биологии, физики, естествознания, но дает новые представления о веществах, которые окружают нас в повседневной жизни.
-
Программа элективного курса "Химический анализ пищевых продуктов и мое здоровье" 2007
Курс предназначен для предпрофильной подготовки, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности. Содержание курса реализуется в шести учебных исследовательских задачах, которые имеют валеологический аспект. Рассматриваемые теоретические вопросы выходят за рамки обязательного содержания, базируются на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении химии и биологии в основной школе.
-
Интегрированный урок-исследование "Экологические проблемы и пути их разрешения" 2007
Цель урока: обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека, последствия и возможные пути решения данной проблемы.
-
Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии с учетом принципов здоровьесбережения 2007
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса "прочности", который принято называть здоровьем. Сегодня все факторы риска, напрямую влияющие на здоровье школьника, делят на эндогенные (возрастные, половые, катамнез, наследственные) и экзогенные (внешкольные и внутришкольные). Среди внутришкольных выделяют: физиолого-гигиенические, социопсихологические и педагогические.
-
Тема урока: "Оксиды, их свойства, получение" 2007
Это урок изучения нового материала, с помощью которого можно продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, используя современные педагогические и информационные технологии.
-
Урок химии по теме: "Окислительно-восстановительные реакции" 2007
Урок "Окислительно-восстановительные реакции" рассчитан на учащихся 10–11-х классов. Он основан на деятельностном подходе к обучению. Учащиеся самостоятельно конструируют учебный процесс, определяют цели и задачи урока, помогают в отборе методов и средств, занимаются поиском решений задач, поставленных на уроке. Учебный процесс совершается на основе применения групповой и индивидуальной форм работы с опорой на маршрутный лист, алгоритмы и сравнительные таблицы. Роль учителя на уроке состоит в оказании помощи учащимся на основных этапах урока, в координации их деятельности. На уроке применяются поисковые, практические, исследовательские и информационно-коммуникационные методы обучения.
-
Повторение и обобщение знаний по темам: "Металлы главных подгрупп периодической системы. Железо – химический элемент побочной подгруппы периодической системы" 2007
Данный урок комбинированный, на нем создаются условия учащимся для повторения и закрепления пройденного материала. Тема рассчитана на два урока в 10-м классе, ребята объединяются в группы, получают домашнее задание: подготовить материал о семействах металлов, где должны быть отражены: положение металлов в ПС, физические свойства, химические свойства, применение, залежи на территории Республики Коми.
-
Диагностика уровня обученности учащихся при обучении химии на основе межпредметной интеграции 2007
В работе представлен опыт применения диагностических работ для оценки уровня обученности учащихся при преподавании химии на основе межпредметной интеграции. Диагностические контрольные работы позволяют отследить результативность проблемного обучения, включения межпредметной интеграции в учебный процесс. Полученные результаты можно представить как в табличной, так и в графической форме, что особенно удобно при анализе применения инновационных технологий в преподавании и особенно актуально при подготовке документов на аттестацию.
-
Урок химии в 8-м классе: "Анализ почвы и воды" (практическая работа по программе О.С. Габриеляна) 2007
Урок входит в систему химического практикума в 8-м классе по программе О.С. Габриеляна. Представляет собой аналитическую деятельность учащихся с использованием методов наблюдения, химического эксперимента. На уроке используется компьютерная презентация учителя, а также мини-проекты, подготовленные учащимися.
-
Методическая разработка урока по теме: "Ароматические углеводороды (арены). Способы получения, свойства и применение аренов" 2007
Представлена разработка урока с использованием компьютерных технологий. Обычный урок с использованием различных компьютерных технологий (компьютерных презентаций, мультимедиа-объектов, виртуальных лабораторий и др.) делает урок интересным, познавательным, повышает интерес к химии, способствует творческому развитию личности учащегося и повышению его информационной грамотности. Это очень важно в современном обществе.