Ключи от форта ГСМКОВ. Урок-игра по теме "Генетическая связь между классами органических веществ"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных классах органических веществ и их свойствах.
  • Развивать умения и навыки работы разными способами, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.
  • Формировать убеждения учащихся в познаваемости материального мира, развитие волевых качеств личности.

Тип урока: обобщение знаний по теме.

Оборудование: магнитная доска; 7 ключей, сделанных из картона, на одной стороне – магнит, на другой – ключевое слово; план форта с 7 комнатами (Рисунок 1).

Предварительная подготовка: За 1-2 недели до проведения игры обучающиеся знакомятся с формой проведения урока. Темы для повторения вывешиваются в кабинете.

Ход урока

За урок необходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать, учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить семь ключей. Собрав все ключи вместе и используя подсказки, можно получить название форта. Не все ключевые слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок – ребусов.

Комната 1. Визитная карточка.

Разбить класс на 2-4 команды (В данной разработке приведены примерные задания для 2-х команд). Каждая команда придумывает название (оно должно быть связано с органической химией) и девиз (или кричалку).

Проводим химический диктант – графический. Для всех обучающихся раздаются на парты листки-полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры, например, от 1 до 5, именно столько, сколько вопросов будет задано командам.

         
1 2 3 4 5

Участники подписывают номер команды и название вещества, например 1 команда – метан, 2 команда – ацетилен. Если ответ на вопрос соответствует данному веществу, то помечается , если нет – то .

Отвечает общей формуле CnH2n -2 .

Образует изомеры.

Характерна реакция замещения с галогенами.

Является главной составной частью природного газа.

Для него характерна реакция Кучерова.

Ассистенты собирают диктанты и сдают на проверку жюри. Максимальная оценка 5 баллов, выставляется средний балл для всей команды. Ответы оформляются графически.

1 команда

1 2 5
3 4

2 команда

2 3 4
1 5

Ключ достается той команде, которая набирает высший балл. На обратной стороне ключевое слово РЕНЕТ.

Комната 2. Органическая эстафета.

Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию своё задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл. Например, для предельных: метан, этан, пропан, бутан, пентан и т.д.

Команда 1.

  1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда этиленовых (алкенов).
  2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.

Команда 2.

  1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда ацетиленовых (алкинов).
  2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда альдегидов.

Проходят по 1 человеку от каждой команды; необходимо засечь время на секундомере.

Максимальная оценка – 7 баллов. Ключевое слово – МИФИЧЕСКАЯ.

Комната 3. Подумай!

Необходимо подумать и составить схему генетического ряда в общем виде, причем использовать наибольшее количество классов органических веществ.

Алпан —> алкен —> алкин —> алканаль —>алканол —>алкановая кислота и т.д.

Команды получают по баллу за “каждого участника” цепи превращений. Можно усложнить данный конкурс, предложить обучающимся подтвердить правильность данной схемы составлением химических реакций. Например, в данном случае максимальный балл 5. Ключевое слово – КНЯЗЬ.

Комната 4. Темная лошадка.

Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное “С”. Определите пропавшее вещество.

Максимальная оценка 5 баллов. Ключевое слово ПОСЕРЕДИНЕ.

Комната 5. Мы – родственники!

Каждая команда (по жребию) вытягивает конверт с заданием (3-4 экземпляра). Ассистенты переносят задание на доску.

Задание: приведём пример одного задания, для остальных команд аналогичные.

Даны вещества: C6H6, H2, C2H2, H2O, HCl, HNO3, O2. Дополнительно можно использовать t0 и H2SO4 (конц.). Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций. Составьте генетическую цепочку (можно 2) из данных веществ и можно использовать получившиеся вещества. Через 7-10 минут приглашать к доске по одному человеку от каждой команды, они должны сделать записи на доске.

Максимальная оценка – 10 баллов. Пятый ключ, на котором написано КЛАСС.

Комната 6. Правильный выбор.

Приведем пример задания для одной команды. В результате какого взаимодействия получится вода?

Максимальная оценка – 5 баллов. Ключ – ОРГАН.

Комната 7. Химик – эрудит (химический футбол).

Учитель – нападающий, обучающиеся – защитники. Бросок – вопрос, отражение атаки – ответ. Какие пары веществ взаимодействуют?

Примерно 10 вопросов (по 5 каждой команде). За каждый ответ по 1 баллу. Например:

  1. C2H6 и H2
  2. C2H5OH и NaOH
  3. C6H6 и Cl2
  4. CH3COOH и Cu
  5. C2H4 и H2 и т.д.

Ключевое слово – ВЕЩЕСТВО.

На доске располагаются все ключевые слова: РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ОРГАН ВЕЩЕСТВО. Чтобы расшифровать название форта, надо ответить на вопросы.

Подсказки:

  1. Замените первую букву слова “ренет” четвертой буквой алфавита. (Генет.)
  2. Уберите синоним слова “легенда”: (миф)ическая.
  3. Замените первые две буквы слова князь на 19-ю и 3-ю буквы алфавита. (Связь.)
  4. Подберите синоним этому слову “посередине”. (Между.)
  5. Поставьте слово в творительный падеж множественного числа: (Классами.)
  6. Добавьте недостающую часть слова из п.2. (Органических.)
  7. Убрать окончание слова “вещество”. (Веществ.)

Получили название форта: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Максимальное число баллов за игру – 43 балла. В конце урока работа учащихся оценивается по 5-балkьной шкале. Если команда набрала 20 – 21 балл, то это неудовлетворительные оценки, от 22 до 30 – оценка “3”; от 31 до 37 – оценка “4”; от 38 и выше – оценка “5”.

Данная игра может быть использована при изучении любой темы, с соответствующим подбором заданий и названием форта. С учётом того, что игра проводится по аналогии с телевизионной и все учащиеся хотя бы раз видели ее, она вызывает наибольшую заинтересованность у ребят.