Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных классах органических веществ и их свойствах.
- Развивать умения и навыки работы разными способами, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.
- Формировать убеждения учащихся в познаваемости материального мира, развитие волевых качеств личности.
Тип урока: обобщение знаний по теме.
Оборудование: магнитная доска; 7 ключей, сделанных из картона, на одной стороне – магнит, на другой – ключевое слово; план форта с 7 комнатами (Рисунок 1).
Предварительная подготовка: За 1-2 недели до проведения игры обучающиеся знакомятся с формой проведения урока. Темы для повторения вывешиваются в кабинете.
Ход урока
За урок необходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать, учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить семь ключей. Собрав все ключи вместе и используя подсказки, можно получить название форта. Не все ключевые слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок – ребусов.
Комната 1. Визитная карточка.
Разбить класс на 2-4 команды (В данной разработке приведены примерные задания для 2-х команд). Каждая команда придумывает название (оно должно быть связано с органической химией) и девиз (или кричалку).
Проводим химический диктант – графический. Для всех обучающихся раздаются на парты листки-полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры, например, от 1 до 5, именно столько, сколько вопросов будет задано командам.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Участники подписывают номер команды и название вещества, например 1 команда – метан, 2 команда – ацетилен. Если ответ на вопрос соответствует данному веществу, то помечается , если нет – то .
Отвечает общей формуле CnH2n -2 .
Образует изомеры.
Характерна реакция замещения с галогенами.
Является главной составной частью природного газа.
Для него характерна реакция Кучерова.
Ассистенты собирают диктанты и сдают на проверку жюри. Максимальная оценка 5 баллов, выставляется средний балл для всей команды. Ответы оформляются графически.
1 команда
1 | 2 | 5 | ||
3 | 4 |
2 команда
2 | 3 | 4 | ||
1 | 5 |
Ключ достается той команде, которая набирает высший балл. На обратной стороне ключевое слово РЕНЕТ.
Комната 2. Органическая эстафета.
Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию своё задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл. Например, для предельных: метан, этан, пропан, бутан, пентан и т.д.
Команда 1.
- Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда этиленовых (алкенов).
- Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.
Команда 2.
- Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда ацетиленовых (алкинов).
- Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда альдегидов.
Проходят по 1 человеку от каждой команды; необходимо засечь время на секундомере.
Максимальная оценка – 7 баллов. Ключевое слово – МИФИЧЕСКАЯ.
Комната 3. Подумай!
Необходимо подумать и составить схему генетического ряда в общем виде, причем использовать наибольшее количество классов органических веществ.
Алпан —> алкен —> алкин —> алканаль —>алканол —>алкановая кислота и т.д.
Команды получают по баллу за “каждого участника” цепи превращений. Можно усложнить данный конкурс, предложить обучающимся подтвердить правильность данной схемы составлением химических реакций. Например, в данном случае максимальный балл 5. Ключевое слово – КНЯЗЬ.
Комната 4. Темная лошадка.
Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное “С”. Определите пропавшее вещество.
Максимальная оценка 5 баллов. Ключевое слово ПОСЕРЕДИНЕ.
Комната 5. Мы – родственники!
Каждая команда (по жребию) вытягивает конверт с заданием (3-4 экземпляра). Ассистенты переносят задание на доску.
Задание: приведём пример одного задания, для остальных команд аналогичные.
Даны вещества: C6H6, H2, C2H2, H2O, HCl, HNO3, O2. Дополнительно можно использовать t0 и H2SO4 (конц.). Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций. Составьте генетическую цепочку (можно 2) из данных веществ и можно использовать получившиеся вещества. Через 7-10 минут приглашать к доске по одному человеку от каждой команды, они должны сделать записи на доске.
Максимальная оценка – 10 баллов. Пятый ключ, на котором написано КЛАСС.
Комната 6. Правильный выбор.
Приведем пример задания для одной команды. В результате какого взаимодействия получится вода?
Максимальная оценка – 5 баллов. Ключ – ОРГАН.
Комната 7. Химик – эрудит (химический футбол).
Учитель – нападающий, обучающиеся – защитники. Бросок – вопрос, отражение атаки – ответ. Какие пары веществ взаимодействуют?
Примерно 10 вопросов (по 5 каждой команде). За каждый ответ по 1 баллу. Например:
- C2H6 и H2
- C2H5OH и NaOH
- C6H6 и Cl2
- CH3COOH и Cu
- C2H4 и H2 и т.д.
Ключевое слово – ВЕЩЕСТВО.
На доске располагаются все ключевые слова: РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ОРГАН ВЕЩЕСТВО. Чтобы расшифровать название форта, надо ответить на вопросы.
Подсказки:
- Замените первую букву слова “ренет” четвертой буквой алфавита. (Генет.)
- Уберите синоним слова “легенда”: (миф)ическая.
- Замените первые две буквы слова князь на 19-ю и 3-ю буквы алфавита. (Связь.)
- Подберите синоним этому слову “посередине”. (Между.)
- Поставьте слово в творительный падеж множественного числа: (Классами.)
- Добавьте недостающую часть слова из п.2. (Органических.)
- Убрать окончание слова “вещество”. (Веществ.)
Получили название форта: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Максимальное число баллов за игру – 43 балла. В конце урока работа учащихся оценивается по 5-балkьной шкале. Если команда набрала 20 – 21 балл, то это неудовлетворительные оценки, от 22 до 30 – оценка “3”; от 31 до 37 – оценка “4”; от 38 и выше – оценка “5”.
Данная игра может быть использована при изучении любой темы, с соответствующим подбором заданий и названием форта. С учётом того, что игра проводится по аналогии с телевизионной и все учащиеся хотя бы раз видели ее, она вызывает наибольшую заинтересованность у ребят.