Данное мероприятие проводится во время торжественного открытия недели химии на общешкольной линейке с целью пробудить интерес к химии у младших школьников, которые ее еще не изучают, и повысить учебную мотивацию у старшеклассников.
После того, как учитель зачитает программу недели химии и призовет принять в ней активное участие, он объявляет о начале представления.
Ведущий. Сейчас перед вами выступит великий маг и волшебник, отличник химической науки со своими фокусами.
Звучит цирковая музыка, на сцену выходит фокусник, у него на голове тюрбан, движения его плавные, медленные, ассистенты выносят столик с необходимыми принадлежностями. Фокусник торжественно кланяется.
Фокусник. Внимание! Все знают, что дыма без огня не бывает. Сейчас на ваших глазах я опровергну это утверждение.
Ассистент подает ему две банки (хозяйственные пол-литровые), закрытые пластмассовыми крышками. Предварительно банки изнутри ополоснули концентрированными растворами: одну – соляной кислотой, другую - раствором аммиака. Фокусник снимает крышки и быстро соединяет банки горлышками, ставя их одну на другую. Проводит руками пассы, банки заполняются дымом, хлоридом аммония.
HCI+NH3=NH4CI
Фокусник. Ну, а теперь, я силой своих знаний превращу воду в молоко!
Ассистент подает ему фарфоровый кувшин, показав, что там ничего нет, два стакана с “водой”. В одном – раствор хлорида кальция, в другом – раствор карбоната натрия. Фокусник медленно, поочередно выливает оба раствора в кувшин, производит над ним пассы и выливает получившееся “молоко” в один из стаканов, демонстрирует его зрителям, кланяется.
CaCl2+Na2CО3=CaCO3v+ 2 NaCl
В это время на сцену выбегают трое учеников. Первый – с двумя бутылочками из-под лимонада, второй – с колбой и химическим стаканом, третий – с двумя колбами.
Фокусник. Кто эти люди, и что они здесь делают?
Ведущий. Прошу прощения, это - неизбежная в любом деле реклама.
Первый ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне всегда мало, и я наливаю себе сразу из двух.
Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:
FeCl3+4KCNS=K[Fe(CNS)4]+3KCl
Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.
Показывает зрителям стакан с “пепси-колой”.
Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.
Доливает в стакан с “водой” - раствором фенолфталеина немного “воды” из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем “фанту” малинового цвета.
Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.
Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.
Наливает в “пепси-колу” немного “воды” из одной колбы – раствор фторида натрия, в “молоко” и “фанту” добавляет “воду” из другой колбы – соляную кислоту. Во всех стаканах образуется “вода”:
NaOH+HCl>NaCl+H2O;
CaCO3+2HCl>CaCl2+H2O+CO2^.
Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!
Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.
Второй ученик(вредничая).А я, все-таки, предпочитаю фанту.
Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает “фанту”.
Третий ученик. Нет, вода – лучше!
Опять наливает в “фанту” соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.
Ведущий. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.
Фокусник. Я покажу вам нечто поинтереснее фейерверка. Вот эту горку оранжевого песка я превращу сейчас в огнедышащий вулкан. В добрый час, неделя химии!
Поджигает ватку, смоченную в спирту и уложенную в центр горки “песка” - дихромата аммония. Происходит “извержение вулкана” - горение дихромата аммония:
(NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+4H2O.
Громко звучит музыка. Представление заканчивается.
Во время представления необходимо соблюдать правила техники безопасности. Используются 10%-ные растворы, кроме фенолфталеина – 1%-ный раствор.