На занятиях элективного курса «Химия. Питание. Здоровье» мы пробовали с ребятами разные формы работы:
Лекция – самое скучное и, на первый взгляд неинтересное время препровождение можно разбавить индивидуальной или групповой работой. Мы проводили гостевые лекции с приглашением специалистов. Создавали праздничное меню. Знакомились с русской национальной кухней, кухней православных праздников и постов.
Проблемные занятия с применением диспутов. На этих занятиях поднимали проблемы синтетической пищи, вегетарианства, применения БАДов, нужны ли диеты, необходимо ли соблюдать режим питания и пр.
Опытно – практические занятия. Например, мы готовили с детьми суповой концентрат.
Игровые занятия. «Рациональное питание – что это?»
В конце каждого элективного курса обязательно должен присутствовать какой-то продукт. Как правило, учителя используют привычные формы итогового выхода – это доклады, рефераты. В школьной жизни детей достаточно подобных работ, и поэтому, думаю, что в данном случае, применительно к курсам прикладного характера, можно предложить ученикам более интересные подвижные формы. Создание книги, что мы и попробовали на первом нашем курсе. Причём такая книга должна, по моему мнению, создаваться каждым учеником, ведь для каждого ребёнка интересны свои вопросы. Таким образом, работая в унисон с учителем, каждый ученик, создаёт свою книгу, с выраженной направленностью по самым актуальным для него вопросам. Материал дети могут брать из самых разнообразных информационных источников, ограничений нет. И в самом начале проведения занятий, дети столкнулись с проблемой, где брать материал, ведь информации такого рода в одной двух книгах не найдёшь. Выход нашли сами дети, используя современные журналы, Интернет, а иной раз, привлекая старших.
Занятие элективного курса «Химия. Питание. Здоровье». Рациональное питание - что это такое?
Приготовить к уроку:
Ученикам: лист с нарисованным деревом, фломастеры, клей, ручки, карандаши, заполненные дома технологические карты.
Учителю: стол с едой, небольшие цветные листики
Сегодня мы собрались, для того чтобы немного поиграть. Но сделаем это, как и всегда с пользой для дела. Цель нашего занятия подвести итоги проведённых занятий и сформулировать понятие «рационального питания», выяснить, что же означает это понятие для каждого из нас.
Сегодняшнее занятие разделено на 2 части:
1 часть посвящена игре, в результате которой мы вырастим собственное дерево рационального питания и сформулируем это понятие.
План работы:
1. Слово учителя
2. Разбить детей на группы по 2 человека. Каждой группе выдаётся карточка с деревом. Задача учащихся заполнить пустые места на карточке, облиственнить пустые ветки дерева. У учителя есть листочки, он задаёт вопросы – ученики отвечают, за правильный ответ получают по 1 листочку.
3. Выводим итоговое понятие «рациональное питание»
2 часть посвящена разбору индивидуальных карт питания, их оценке.
У нас запланирован перерыв и заключительное слово в конце урока.
План работы:
1. Анализ составленных дома карт, обсуждение, анализ.
В мире известно немало высказываний знаменитых людей, касаемых рассматриваемого вопроса. Ещё знаменитый академик Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит посередине». Известно выражение Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» - так высказывался Гиппократ.
Этнографы утверждают, что привычка к вкусной, ароматной и внешне привлекательной еде одна из самых устойчивых и консервативных.
В переводе с латинского языка «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, микро -, макро - и ультрамикроэлементы, пищевые волокна. Сбалансированное питание – полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи.
Поисками оптимального рациона, который способен продлить жизнь, защитить от болезней, занимаются многие учёные. Вот какой им видится здоровый рацион:
1. Пища должна быть богата цельнозерновыми продуктами, фруктами и овощами
2. Бедна насыщенными жирами, которых много в мясе и цельном молоке
3. Достаточно, но не избыточно калорийна
Для каждого человека, в сущности, определение рационального питания индивидуально.
1) Диспут по теме "Что же для вас значит это понятие, каковы его составляющие?"
Рациональное питание – это:
1. Когда пища полноценна в качественном составе.
2. Соблюдение режима питания.
3. Вредные добавки, присутствующие в пище, также могут оказывать негативное влияние на здоровье человека.
4. В повседневной пище не хватает витаминов
2) Беседа с учениками. У каждого ученика лист с нарисованным деревом, за каждый правильный ответ участник получает цветной листик, который приклеивает к дереву.
Учитель задаёт вопросы, правильный ответ – цветной листик. Таким образом, у каждого ученика получается облиствененное дерево.
Вопросы:
- Какое вещество является для организма человека строительным материалом?
- Какие продукты дают человеку белок, какая продукция наиболее богата белками?
- Можно ли заменить полностью белок животного происхождения на растительный аналог?
- Какие вещества, содержащиеся в мясе, сале, сливочном масле, сливках нам вредны, их называют «плохими» (насыщенные жиры – повышают уровень холестерина в крови, это приводит к атеросклерозу и болезням сердца)?
- Где ещё могут содержаться «плохие» жиры (маргарин, печенье, готовая продукция)?
- Как можно уменьшить долю жиров в блюдах?
- Что такое холестерин?
- Что значит «хорошие» жиры?
- Каких веществ должно быть больше всего в нашем рационе, они являются источниками энергии?
- Какие функции ещё выполняют углеводы в организме человека?
- Какие углеводсодержащие продукты наиболее полезны?
- Калорийность этого этапа дневного рациона должна составлять 35% от общего количества килокалорий в сутки (обед)?
- Какова должна быть калорийность завтрака и ужина? (25%)?
- Сколько должен составлять суточный объём пищи? (2,5 – 3 кг)?
- Интервал между приёмами пищи должен составлять? (4 – 4,5 ч)?
- Каков должен быть интервал между последним приёмом пищи и отходом ко сну (не менее 2 часов)?
- Какие виды добавок вы знаете?
- Что за вещество глутамат натрия?
- Какой витамин содержится в жирных продуктах, он защищает от катаракты, укрепляет иммунитет (Е)?
- Какой витамин предупреждает развитие рака, сердечно – сосудистых заболеваний и в больших количествах содержится в цветной капусте, цитрусовых, но больше всего его содержится в свежезаваренном чае (С)?
- Знаменитый витамин, защищающий от депрессии (В6)?
- Этот элемент называют мужским, он содержится в сельдерее и зеленом луке (селен)?
- Этот элемент участвует в мышечных сокращениях, защищает от диабета, остеопороза, гипертонии и атеросклероза (магний)?
- Элемент, необходимый для быстрого заживления ран (цинк)?
- Этот элемент в большом количестве содержится в молочных продуктах, необходим для предупреждения остеопороза (кальций)?
- Какие микроэлементы вы еще знаете, каково их назначение в организме человека.?
Как вы думаете, будут ли для всех людей одинаковы составляющие рационального питания: количество необходимых витаминов, количество белков, жиров, углеводов, время приёма пищи и прочее. Если нет, то чем они определяются для каждого человека? (Рациональное питание для каждого человека определяется состоянием здоровья, привычками, видом деятельности, которой занят человек, местом проживания) (Посмотрите на ваши деревья они все абсолютно разные, так и с питанием – для каждого человека оно будет своим, неповторимым как сам человек)
Таким образом, рациональное питание – это не однобокое, а многогранное понятие и для каждого человека оно является абсолютно индивидуальным.
Что для каждого из вас значит это понятие?
Перерыв в работе: необходимо встать и подойти к столу с продуктами. Выберите 1 любой продукт и, взяв соответствующую карточку, прикрепите её к схеме. Сесть можно только на другое место.
Посмотрим, что вы выбрали из продуктов:
- Яблоко
- Творожный сырок
- Пакетик с сухариками
- Конфета
- Сок
Рекомендуемый продукт в данной ситуации - это яблоко или сок. Они наиболее полезные и натуральные. Творожный сырок, как и конфета, слишком сладкий и требуется его запить соком или чаем. Сухарики содержат вещества, вредные для организма человека. Посмотрите на схему, которая у нас получилась.
Начнём 2 часть. Форма работы: индивидуальная работа с картами, с использованием дополнительного материала.
У каждого из вас есть индивидуальная карта. Для работы в парах необходимо поменяться картами друг с другом.
Задача: проанализировать карту соседа и дать оценку рациону по следующим пунктам:
- Соответствуют ли потребляемые калории энергозатратам человека?
- Какие виды веществ (белки, жиры или углеводы) преобладают в реальном рационе.?
- Соответствует ли реальное время приёма пищи нормам? Если нет, то, какие последствия в состоянии здоровья можно спрогнозировать в будущем?
- Какие недочёты можно выявить при составлении оптимального рациона? Что можно посоветовать?
Подведём итог:
- Кто считает, что его реальный рацион соответствует оптимальному?
- Реально ли соблюдать выработанный рацион?
- Можно ли по такой карте охарактеризовать человека и его образ жизни?
Заключительная часть. Как убедить ребят питаться правильно?
Давайте выработаем основные принципы рационального, а следовательно, и здорового питания:
- Соотносите калорийность пищи и энергозатраты
- Следите за весом
- Принимайте пищу в установленные часы и стараться не перекусывать в сухомятку.
- Обязательно завтракать. Не есть очень холодную и очень горячую пищу
- Обязательно обедать, при этом необходимо съедать горячую пищу.
- Потреблять ежедневно свежие овощи и фрукты.
- Не передать перед сном.
- Не есть до явного перенасыщения. Не торопиться во время еды
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для анализа необходимо взять один день
Задание 1. Подсчитайте, сколько вы расходуете килокалорий в сутки (можно округлять до получаса).
№ | Вид деятельности |
Время, потраченное на эту работу |
Энергозатраты, ккал/час |
Общее число калорий |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Сколько всего калорий вы расходуете в сутки (сложите все цифры из последнего столбика и получите нужный результат):
Задание 2. Взяв один день из своего рациона, подсчитайте суточное потребление калорий в этот день.
№ |
Наименование продукта |
Масса, г |
Калорийность, ккал |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 |
Подсчитайте, сколько калорий вы потребили в искомый день (для этого сложите между собой цифры из последнего столбика):
Задание 3. Сравните между собой две цифры, полученные в 1 и 2 задании. Сделайте вывод о соответствии своего рациона энергоратратам.
Задание 4. Составьте наиболее оптимальный рацион питания, исходя из собственной потребности в килокалориях (цифру энергозатрат взять из 1 задания). Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал.
Дополнения и замечания:
Задание 5. Определите для вас оптимальное время приёма пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 часов, а минимальный перерыв был не менее 3 часов. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 часов.
Приём пищи |
Реальное время приёма пищи |
Оптимальное время |
Рекомендуемое время |
Завтрак | 7.30 – 8.00 | ||
Обед | 12.30 – 13.30 | ||
Полдник | 15.30 – 16.30 | ||
Ужин | 18.30 – 19.30 |
Дополнения и замечания:
Задание 6. Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:
Масса тела (в кг)=50+0,75(Т-150)+(А-20)/4
Т- рост в см, А – возраст в годах. Ваша н. масса=