Цели урока:
Образовательные -
- расширить и углубить знания учащихся о кислороде, изучив химические свойства кислорода,
- сформировать понятие «оксиды»,
- закрепить умения учащихся составлять формулы веществ по валентности и химические уравнения, называть вещества.
Развивающие -
- развивать познавательный интерес,
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные -
содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы:
беседы, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), самопроверка учащихся.
Оснащение урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, раздаточный материал, магнитная доска, магниты, таблички для магнитной доски, «Таблица распространенности кислорода на Земле»
Оборудование и химические реактивы:
колба с песком и колба с водой, заполненные кислородом, ложечки для сжигания веществ, спиртовка, спички, лучинка, демонстрационный столик, сера, железо.
Ход урока
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения и закрепления новых знаний.
- Этап проверки усвоения полученных знаний.
- Этап завершения урока.
Девиз урока:
Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия. (Я.Берцелиус)
Учитель: Сегодня мы совершим необычное путешествие в «Мир удивительного вещества».
А что это за вещество, почему именно оно, догадайтесь сами. В этом вам помогут загадочные картинки.
(На экране появляются картинки, отражающие области применения кислорода).
? Что объединяет все эти картинки?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Итак, мы совершаем путешествие в «Мир кислорода».
(На доске появляется девиз урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним,
? Что вы уже знаете о кислороде?
(Фронтальная беседа с учащимися)
Учитель: Вы уже многое знаете, но этого мало. Давайте познакомимся с кислородом поближе.
Итак, в путь.
Наша первая остановка – Историко-информационная.
? Когда же и кем был открыт кислород на Земле?
(В ходе рассказа учителя на экране появляются портреты ученых-химиков)
Еще в начале XVII веке газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание.
Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам.
В 1750 году М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.
В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли.
Джозеф Пристли как-то раз, нагревая оксид ртути, получил вдруг странный газ.
Газ без запаха и цвета, ярче в нем свеча горит.
А не вреден для дыханья?
О чем все это говорит?
Джозеф Пристли считал этот газ воздухом.
И все-таки главная фигура в истории открытии кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов, проведенных этими учеными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.
? А откуда взялось это название?
Кислород – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. Хотя вначале этот элемент Лавуазье назвал «жизненным газом».
? А как вы думаете, почему?
? Где же на Земле встречается кислород?
Это мы узнаем на следующей станции «Составная»
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель:
Он повсюду и везде:
В земле, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
Кислород – наиболее распространенный на Земле химический элемент.
(На доске «Таблица распространенности кислорода на Земле»)
Литосфера на 47% по массе состоит из кислорода, входящего в состав различных сложных веществ: оксидов и солей.
В атмосфере в воздухе содержится 23% по массе свободного молекулярного кислорода.
Гидросфера содержит 85,8% кислорода, основная доля которого приходится на воду.
Кислород также входит в состав растений (около 40%), животных (около 20%), минералов, большинства солей, кислот, органических соединений.
Тело человека примерно на 65% состоит из кислорода.
А если химического элемента на Земле много, следовательно этот элемент очень важен. А важность кислорода определяется его свойствами.
Кислород – восьмой по счету,
Если вес за меру взять.
Если ж мера – место в жизни,
Номер надо поменять.
Вся важность кислорода определяется его свойствами.
Итак, следующая станция «Свойственная»
?Какими физическими свойствами обладает кислород?
(Фронтальная беседа с учащимися о физических свойствах кислорода, которые им известны).
Учитель: Физические свойства кислорода:
(важнейшие свойства появляются на экране)
газ без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при давлении 1 атмосфера и температуре 0 градусов), t кипения – 182,9 градусов, t плавления – 218,8 градусов.
Какими химическими свойствами обладает кислород, в какие реакции вступает и что при этом образуется? На эти вопросы мы сможем ответить, посетив станцию «Опытно-экспериментальную».
Еще М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.
Чтобы определить, с какими веществами реагирует кислород, надо вспомнить
? А какие вещества по составу вы знаете?
Ученик: простые и сложные.
Учитель:? А какие бывают простые вещества?
Ученик: металлы и неметаллы.
?Что можно предположить?
Ученик: кислород может реагировать с металлами и неметаллами.
Учитель: Давайте посмотри, действительно ли кислород реагирует с неметаллами?
(Демонстрируется опыт: горение серы в кислороде.)
Да, действительно, реакция прошла.
? А по каким признакам вы определили?
Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла, газа, запаха.
Учитель: Итак, сера горит в кислороде.
Запишем уравнение этой реакции.
?Сколько веществ образуется в результате реакции?
Ученик: одно.
Учитель: Получается оксид серы.
(Учитель на доске, учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции).
S + О2 = SО2 (свет, тепло, запах, газ)
Аналогично идет реакция с фосфором. Запишем уравнение горения фосфора.
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Давайте посмотрим, будет ли кислород взаимодействовать с металлами?
Демонстрируется опыт: горение железа в кислороде.
?Какие признаки химической реакции?
Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла.
Учитель: Железо горит в кислороде.
Составим уравнение реакции горения железа.
(Учитель на доске, учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции).
В результате реакции образуется смешанный оксид железа: Оксид железа (II) и оксид железа (III).
3Fе + 2О2 = Fе3О4 (свет, тепло)
Итак, в кислороде горят и металлы и неметаллы. Сл., кислород поддерживает горение веществ.
?А что такое горение?
Давайте вместе попытаемся дать определение этим реакциям.
?Что общего выделялось в результате реакций горения.
(Беседа с учащимися по формулировке данного понятия).
Горение – это реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением тепла и света.
(Это определение записывается учащимися в тетрадь).
Учитель: Посмотрим внимательно, что образуется в результате всех реакций? Оксиды.
Оксиды бывают разные
Твердые, жидкие, газообразные.
По-разному называются
И свойствами отличаются.
Но в одном они едины
Их вместе называют - оксиды.
? Что общего в составе этих веществ?
(Беседа с учащимися по формулировке данного понятия).
Попытайтесь дать определение оксидам.
Учащиеся пытаются сформулировать это понятие.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
(Это определение записывается учащимися в тетрадь).
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Третий лишний».
(Групповая работа учащихся. Класс делится на группы по 4 человека).
Определите лишнее вещество и поднимите соответствующую цветную карточку. Ответ мотивируйте.
(Задание появляется постепенно на доске на магнитах).
- СаО, СН4, N2О,
- SiО2, О2, Н2О,
- КОН, РвО, СО2,
- Al2О3, ZnО, СО .
(По ходу работы учитель комментирует, где встречаются и применяются данные оксиды).
Следующая игра «Найди соответствие».
Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
- SО3 а. оксид азота (IV)
- ZnО b. Оксид натрия
- NО2 с. Оксид серы (VI)
- SО2 d. Оксид цинка
- Nа2О е. оксид серы (IV)
(На экране появляется текст задания. Учащиеся работают индивидуально).
Проверяем полученные результаты, сверяем правильные ответы с экраном. Учащиеся комментируют полученные ответы.
Следующее задание «Восстановите уравнения реакций».
Текст появляется на экране. Ребята, посмотрите, часть записей стерлось, восстановите их.
(Задание можно предложить тем учащимся, которые раньше справились с предыдущим заданием).
.. + О2 = 2ВаО
Si + .. = SiО2
4 К + О2 = ..
Итак, мы совершили путешествие в «Мир кислорода».
?Что нового вы узнали о кислороде?
(Во фронтальной беседе повторяются основные понятия, изученные на уроке).
Учитель: А по возвращении домой все путешественники всегда делятся своими впечатлениями от увиденного, заполняют дневники. И я вам предлагаю вам поделиться тем, что вы узнали в нашем путешествии.
Индивидуальное выполнение тестовой работы по вариантам.
Кислород. Оксиды.
1 вариант.
- Химический знак кислорода:
а) Н, б) О, в) К - Относительная молекулярная масса кислорода
равна:
а) 16, б) 32, в) 48 - Кислород обладает следующими свойствами:
а) легче воздуха,
б) плохо растворим в воде, в) поддерживает дыхание,
г) не поддерживает горение. - Оксидами являются:
а) НgО, б) НСl, в) HNО3 ,
г) О2 , д) Аl2О3 - При взаимодействии кальция и кислорода
образуется:
а) СаО2 , б) СаО, в) Са2О.
Кислород. Оксиды.
2 вариант.
- Формула молекулы кислорода:
а) О2 , б) О, в) О3 . - Относительная атомная масса кислорода равна:
а) 16, б) 32, в) 48 - Кислород обладает следующими свойствами:
а) тяжелее воздуха,
б) хорошо растворим в воде,
в) не поддерживает дыхание,
г) поддерживает горение. - Оксидами являются:
а) Н2О, б) NН3 , в) Н2SО4 ,
г) Cl2О7 , д) О2 - При взаимодействии натрия и кислорода
образуется:
а) NаО2 , б) NаО, в) Nа2О.
Учитель: Ребята, поменяйтесь вариантами и проверьте работы и поставьте друг другу оценки в соответствии с заданными критериями.
(Ответы и критерии оценки появляются на экране).
В завершении урока учитель дает домашнее задание.