Цель урока: повторить и обобщить материал о составе веществ, относящихся к основным классам неорганических веществ, закрепить знания учащихся составлять формулы и давать названия веществам.
Оборудование: игровое поле – 9 клеток (3х3), в каждой клетке – название конкурса, карточки Х, О.
Ход урока
Играют две команды – “крестики” и нолики”. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильный ответ. После выполнения задания название конкурса на игровом поле закрывают карточками Х или О. команда, победившая в очередном конкурсе получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большое число конкурсов.
“Слайд-фильм” | “Химическая эстафета” | “Задача” |
“Химическая дорожка” | “Цейтнот” | “Кто быстрее” |
“Кроссворд” | “Третий лишний” | “Составь формулу” |
Конкурс “Слайд-фильм”
На экране проецируются формулы веществ:
H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, Al(NO3)3, H2CO3, MgO, H2S, Fe(OH)3, ZnCl2. Выписать отдельно формулы кислот, оснований, солей, оксидов и дать им названия.
“Конкурс “Химическая дорожка”
Hа каждый шаг дать название веществам:
Ca(OH)2, H2SO4, KCl, HCl, LiNO3, SO3, H3PO4, H2O, CuCO3, Al(OH)3 (участвует один человек из команды).
Конкурс “Химическая эстафета”
Через диопроектор на экран проецируется схема:
Учащиеся выходят по одному к доске и пишут уравнения реакции.
Конкурс “Кто быстрее”
Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки т.о, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при общении с химическими реактивами. Каждая клетка может использоваться только один раз.
Х | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
И | М | Е | И | И | Т | Я | З | Ь | А | В | К | В |
Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |
“Конкурс “Третий лишний”
С помощью кодоскопа проецируется ряд химических формул
BaO HNO3 Na2SO4 Ca(OH)2 P2O5 |
CO2 HCl H2SO4 Al(OH)3 SO2 |
CaO H2O BaCl2 Al(NO3)3 MgO |
В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которая принадлежит к другому классу, чем остальные две.
Конкурс “Цейтнот”
Капитаны выходят на середину зала, садятся за приготовленный столик с шахматными часами.
Задание: капитан игровой команды должен произнести название сложного вещества и включить таймер. Второй капитан не позже чем через 5 секунд должен сказать формулу этого вещества, а затем предложить сопернику название своего вещества. Игра длится до тех пор, пока кто-то не затратит на ответ более 5 секунд или сделает ошибку.
Конкурс “Задача”
В реакции алюминия с серной кислотой образовалась 3,42 сульфата натрия. Определите массу и количество алюминия, вступившего в реакцию.
Конкурс “Составь формулу”
Какие формулы разных кислот можно составить на основе следующих карточек
Конкурс “Кроссворд”
Кроссворд по названиям лабораторного оборудования. Впишите в кроссворд названия лабораторного оборудования, представленного на рисунке. Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитора Бородина.