Обобщающий урок химии по теме: "Основные классы неорганических веществ"

Разделы: Химия


Цель урока: повторить и обобщить материал о составе веществ, относящихся к основным классам неорганических веществ, закрепить знания учащихся составлять формулы и давать названия веществам.

Оборудование: игровое поле – 9 клеток (3х3), в каждой клетке – название конкурса, карточки Х, О.

Ход урока

Играют две команды – “крестики” и нолики”. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильный ответ. После выполнения задания название конкурса на игровом поле закрывают карточками Х или О. команда, победившая в очередном конкурсе получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большое число конкурсов.

“Слайд-фильм” “Химическая эстафета” “Задача”
“Химическая дорожка” “Цейтнот” “Кто быстрее”
“Кроссворд” “Третий лишний” “Составь формулу”

Конкурс “Слайд-фильм”

На экране проецируются формулы веществ:

H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, Al(NO3)3, H2CO3, MgO, H2S, Fe(OH)3, ZnCl2. Выписать отдельно формулы кислот, оснований, солей, оксидов и дать им названия.

“Конкурс “Химическая дорожка”

Hа каждый шаг дать название веществам:

Ca(OH)2, H2SO4, KCl, HCl, LiNO3, SO3, H3PO4, H2O, CuCO3, Al(OH)3 (участвует один человек из команды).

Конкурс “Химическая эстафета”

Через диопроектор на экран проецируется схема:

Учащиеся выходят по одному к доске и пишут уравнения реакции.

Конкурс “Кто быстрее”

Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки т.о, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при общении с химическими реактивами. Каждая клетка может использоваться только один раз.

Х И Р Е А К П Р О Б О У С
И М Е И И Т Я З Ь А В К В
Ч Е С К В Ы Н Е Л Т Ь Н А

“Конкурс “Третий лишний”

С помощью кодоскопа проецируется ряд химических формул

BaO

HNO3

Na2SO4

Ca(OH)2

P2O5

CO2

HCl

H2SO4

Al(OH)3

SO2

CaO

H2O

BaCl2

Al(NO3)3

MgO

В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которая принадлежит к другому классу, чем остальные две.

Конкурс “Цейтнот”

Капитаны выходят на середину зала, садятся за приготовленный столик с шахматными часами.

Задание: капитан игровой команды должен произнести название сложного вещества и включить таймер. Второй капитан не позже чем через 5 секунд должен сказать формулу этого вещества, а затем предложить сопернику название своего вещества. Игра длится до тех пор, пока кто-то не затратит на ответ более 5 секунд или сделает ошибку.

Конкурс “Задача”

В реакции алюминия с серной кислотой образовалась 3,42 сульфата натрия. Определите массу и количество алюминия, вступившего в реакцию.

Конкурс “Составь формулу”

Какие формулы разных кислот можно составить на основе следующих карточек

 

Конкурс “Кроссворд”

Кроссворд по названиям лабораторного оборудования. Впишите в кроссворд названия лабораторного оборудования, представленного на рисунке. Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитора Бородина.