Урок химии в 9-м классе по теме: "Качественные реакции на ионы металлов"

Разделы: Химия


ЦЕЛЬ УРОКА: изучить качественные реакции на ионы металлов и методы их распознавания.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные

  • на основе свойств соединений металлов познакомить учащихся с качественными реакциями на ионы металлов;
  • познакомить учащихся с методом распознавания веществ, содержащих ионы металлов;
  • продолжить формирование умения составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;

2. Воспитательные

  • формирование научного мировоззрения на основе причинно-следственных связей между состав и свойствами вещества;

3. Развивающие

  • развитие логического мышления: умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
  • развитие памяти, внимания.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Растворы: сульфат магния, хлорид алюминия, хлорид меди (II), сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, хлорид кальция, карбонат натрия.

Крист. вещества: нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция, нитрат бария.

Спиртовка, пробирки.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Объявление темы урока.

III. Постановка цели урока.

В течение нескольких уроков мы рассматривали строение, свойства и применений металлов, а также их соединений. И сегодня на уроке мы познакомимся с качественными реакциями на ионы металлов, а также методом их определения.

IV. Подготовка к изучению материала.

Понятие “качественные реакции”, как вы понимаете это слово – “качественные”, что оно означает?

Качественные реакции – это химические реакции, с помощью которых можно определить то, чем одно вещество отличается от другого по элементарному составу, иначе говоря, эти реакции позволяют определить отдельные ионы или молекулы, из которых состоит исследуемое вещество или смесь веществ.

V. Работа над изучением материала.

В качественном анализе применяют реакции, сопровождающиеся каким-либо эффектом, который можно легко обнаружить органами чувств.

Как вы считаете, что это за эффекты?

  • Изменение окраски раствора;
  • Выпадение или растворение осадка;
  • Выделение газов, обладающих характерным запахом.

Обратите внимание на тему урока “Качественные реакции на ионы металлов”, а ионы металлов преимущественно определяют методом осаждения.

За объект определения мы возьмем ионы тех металлов, которые были рассмотрены ранее при изучении темы “Металлы”, а результаты определения будем фиксировать в следующей таблице:

Определяемый ион

Реактив на ион

Результат определения

Реактив на ион

Результат определения

Мg2+

       

Al3+

     

Cu2+

     

Fe2+

     

Fe3+

     

Ca2+

       

Ba2+

     

Na+

     

K+

     

Обратите внимание на первые пять ионов Мg2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+ , все они имеют общий реактив, содержащий ОН- ион.

Лабораторный опыт: Определение ионов Мg2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+ с помощью раствора щелочи.

(Учащиеся выполняют опыты по группам (всего 5 групп, каждая группа определяет 1 ион) и результаты заносят в таблицу, а также составляют уравнения химических реакций в молекулярной и ионной форме)

На доске от каждой группы по 1 учащемуся записывают сокращенное ионное уравнение реакции.

Вторая группа ионов представленных в таблице (Ca2+ , Ba2+ , Na+ , K+) состоит из ионов щелочных и щелочноземельных металлов. Особое внимание заслуживают ионы щелочных металлов т.к. обнаружить эти ионы сложно.

Как вы считаете, в чем сложность определения ионов щелочных металлов?

Они не образуют нерастворимых солей при взаимодействии с наиболее употребимыми кислотами, не известны также характерные цветные реакции с простыми реагентами в нерастворенном или твердом состоянии. Но их можно качественно определить по окраске пламени, а также изменяют окраску пламени и ионы щелочноземельных металлов.

Демонстрационный опыт: Определение ионов Ca2+ , Ba2+ , Na+ , K+ по изменению окраски пламени.

(Учащиеся результаты определения заносят в таблицу)

Итак, мы определяли наличие ионов с помощью окрашивания пламени или действием щелочи, но не стоит забывать о том, что каждый ион металла может быть определен и специфическим реактивом, характерным для этого иона. Такими реактивами, например, являются красная и желтая кровяная соль на ионы железа, с этими реакциями мы встречались ранее в теме “Железо и его соединения”

Демонстрационный опыт: Определение ионов Ca2+ (СО) , Ba2+ (SO) , Cu2+ (S).

(Учащиеся результаты определения заносят в таблицу)

Уравнения реакций записать дома в молекулярном и ионном виде.

Таким образом, мы рассмотрели качественные реакции на ионы металлов. А теперь попробуем применить эти знания для распознавания веществ.

Задание: Как распознать следующие растворы солей: BaCl2 , AlCl3 , KCl .

(Учащиеся самостоятельно работают в группах по 4 человека)

Итак, проверим, какие реактивы вы будете использовать для распознавания?

(Ответ учащихся с объяснениями)

Но нужно помнить, что любой анализ требует строгой последовательности действий. Рассмотрим алгоритм определения данных ионов металлов.

(См. приложение 1)

С помощью этого алгоритма можно точно определить, в какой из пробирок находиться каждый раствор.

Определять ионы металлов может не только человек, но и растения.

(Сообщение ученика об определении металлов в почве с помощью растений)

VI. Закрепление.

Задание: Как распознать следующие растворы солей: BaCl2 , FeCl3 , CuCl2 .

VII. Выводы по уроку.

Подведем итог, что необходимо знать, чтобы определить наличие ионов металлов в соединении?

  • Основные качественные реакции на металлы (как общие на группы металлов, так и на отдельные металлы)
  • Умение выстраивать точную последовательность действий для качественного анализа соединения.

VIII. Задание на дом, оценки за урок

Записи в тетради, стр. 70 (учебник) подготовка к ПР №3 (по вариантам).