Задачи:
- образовательная – обобщить сведения о деятельность М.В. Ломоносова в науке и просвещении. Систематизировать знания основных теорий и законов химии, и их применение при решении расчетных задач.
- развивающая - продолжить формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), развивать словарный запас.
- воспитывающая - прививать любовь к Отчизне, формировать патриотизм.
Оборудование: весы с разновесами, сосуд Ландольта с пробкой, растворы щёлочи, сульфата меди (II), дихромат аммония, асбестовая сетка, лучина, спички.
Ход урока
1 этап. Организация начала занятия.
Когда про человека говорят, что он гений, это значит - по уму и таланту ему почти нет равных. За всю историю нашей планеты по-настоящему гениальных людей было не так уж много. И одним из них был Михаил Васильевич Ломоносов.
Невозможно даже представить, чтобы один человек успел за свою жизнь сделать, так много и в естественных и в гуманитарных науках. Не зря в иностранных книгах приводились утверждения, что-де в России всегда были два Ломоносова: один - химик, а другой - литератор. И что не следует путать их друг с другом. Действительность же иная.
2 этап. Актуализация знаний.
Сейчас заслушаем сообщение об основных открытиях в области химии, сделанных Ломоносовым за свою жизнь.
Задание к сообщению.
Внимательно слушайте и запишите в тетрадь основные открытия в научной деятельности Ломоносова.
Предполагаемый ответ:
- Определил предмет изучения химии (изменения (превращения), происходящие с веществами)
- Установил тесную связь физики и химии. (Объяснял химические явления, основываясь на физических законах. Основоположник новой науки - физической химии.)
- Сформулировал корпускулярную теорию.
- Открыл закон сохранения массы вещества и энергии.
Проверки и обсуждение записей в тетради.
Задание к сообщению. Внимательно слушайте и запишите в тетрадь Значение открытия закона сохранения массы вещества и энергии. Вспомните современную формулировку закона.
Предполагаемый ответ:
- Развитие науки
- Расчётные задачи
- Составление уравнений химических реакций.
3 этап. Закрепление знаний и способов действий.
ТЕСТ на самопроверку (см. приложение 2)
4 этап. Обобщение и систематизация знаний.
Итак из закона сохранения массы и энергии следует, что вещества не могут возникать из ничего или превращаться в нечто. Но часто в быту мы сталкиваемся с явлением, когда нам кажется, что в ходе химического превращения вещества исчезают или наоборот, появляются из неоткуда. В чем причина таких наблюдений? Проведем опыт.
Опыт “Вулкан”. Разложение дихромата аммония.
(NH4)2Cr2O7 = N2 + 4H2O + Cr2O3
В ходе опыта произошло мнимое увеличение продуктов реакции. Объем получившегося оксида хрома (III) увеличился за счёт увлажнения его парами воды и разрыхления, выделяющимся азотом.
ВЫВОД: В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка. Число атомов до реакции и после не изменяется, следовательно, общая масса также не изменяется.
5 этап. Контроль и проверка знаний, умений и навыков.
Закрепление материала. ( Задания см. в приложении 1)
Задания 1, 2, 3, 4, (1, 2, - устно; 3, 4 - письменно).
Учитель. Ломоносов с самого начала своей деятельности был убеждённым сторонником корпускулярной теории. С историей открытия теории выступит учащийся.
Задание к сообщению. Внимательно слушайте и попытайтесь сопоставить современную терминологию с понятиями, вводимыми Ломоносовым.
Задание 5 (см приложение 1)
6 этап. Подведение итогов занятия. Учитель. Большое значение Ломоносов уделял пропаганде химических знаний. Сейчас выступит перед нами Ломоносов.
Слово о пользе химии в публичном собрании императорской академии наук сентября 1751 года, говорённое Михайло Ломоносовым.[2]
Итог занятия. На одном занятии не перечислить всё, что сделал этот гениальный человек, нет никакой возможности и всё же:
- определил предмет изучения химии;
- первый объяснил, чем отличается молекула от атома. Создал корпускулярную теорию.
- Доказал закон сохранения материи (массы вещества и энергии).
- Установил тесную взаимосвязь между физикой и химией. Основоположник физической химии.
- Вел бурную практическую деятельность, разработал меры и веса, шкалу температур, красители, цветное стекло.
- Пропагандировал химические знания.
Оценки за урок.
Литература.
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.
- Книга для чтения по неорганической химии. В 2 ч.: Ч.1/Сост. В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
- Малышкина В. Занимательная химия. – Санкт-Петербург, “Тригон”, 1998 – 576с.