Перед началом урока учитель раздает учащимся рейтинговые листы. Каждое задание оценивается.
Устные ответы | Групповые задания | Индивидуальные задания | Общий бал |
Ход урока
I. Проводится фронтальный опрос.
- Что изучает химия?
- Какое значение имеет химия в нашей жизни?
- Что вам известно о строении веществ?
- Что называется элементом? Назовите известные вам элементы?
- Какие вещества называются простыми? Покажите простые вещества среди выставленных на столе.
- Какие вещества называются сложными? Покажите сложные вещества.
- Чем отличаются химические явления от физических? Приведите примеры тех и других.
II. Задание дается по группам.
Первая группа. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака “Вчера и сегодня”.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму -
Не нужна я никому?..
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска…
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
Есть ли в этом отрывке слова, значение которых Вы не знаете? Выпишите их в тетрадь и найдите в словаре русского языка.
К какому явлению: физическому или химическому – относится горение старой лампы? А горение новой? Объясните Ваше решение.
(Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – вода и углекислый газ. Горение новой лампы – физическое явление, так как спираль лампы при прохождении через нее электрического тока не изменяется и новых веществ не образуется.)
Вторая группа. В начале 80-х годов были очень популярны песни об автомобилях:
Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль…
или
Где-то за городом
Очень недорого
Папа купил автомобиль…
Докажите, что в любой песне, в которой упоминается автомобиль, речь идет и о физических явлениях, и о химических реакциях.
(Физические явления – движение частей двигателя автомобиля, вращения колес и т. д. Химические реакции протекают в цилиндрах двигателя, где сгорают пары бензина.)
III. Задание у доски.
Даны уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты в предложенных схемах реакций:
АI +O2 = AI 2 O3 ; | Fe2 O3 + H2 = Fe + H2O ; | Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O |
NaNO3=NaNO2 + O2 ; | K+ H2O= KOH + H2 ; | Fe+CI2 = FeCI3 |
Это задание выполняют два учащихся.
Каждой группе на подготовку дается 3 минуты. После подготовки от каждой группы один участник дает ответ. Остальные слушают и могут дополнять ответы.
Оценки вносятся в рейтинговый лист.
IV. Индивидуальное задание.
На столе стоит химическая посуда. Назовите ее. Для каких целей каждая из них находит свое применения? (Используется та посуда, что есть в лаборатории).
V. Работа по карточкам.
Определить валентность и назвать элементы.
Учитель показывает карточку, а учащиеся отвечают.
На карточках: AIO; FeO; NaCI; CuO; NaO; CuS; ZnCI; PO.
VI. Химический диктант
- Какие вещества называют простыми? Ответ подтвердите примерами.
- Какие вещества называют сложными? Ответ подтвердите примерами.
- Какие явления называют химическими и физическими? Приведите примеры.
Работу проверяют друг у друга и выставляют оценки .
VII. Урок заканчивается подведением итогов по рейтинговому листу.