Повторение и обобщение пройденного материала по разделу "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Перед началом урока учитель раздает учащимся рейтинговые листы. Каждое задание оценивается.

Устные ответы Групповые задания Индивидуальные задания Общий бал
       

 Ход урока

I. Проводится фронтальный опрос.

  1. Что изучает химия?
  2. Какое значение имеет химия в нашей жизни?
  3. Что вам известно о строении веществ?
  4. Что называется элементом? Назовите известные вам элементы?
  5. Какие вещества называются простыми? Покажите простые вещества среди выставленных на столе.
  6. Какие вещества называются сложными? Покажите сложные вещества.
  7. Чем отличаются химические явления от физических? Приведите примеры тех и других.

II. Задание дается по группам.

Первая группа. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака “Вчера и сегодня”.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму -
Не нужна я никому?..
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска…
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!

Есть ли в этом отрывке слова, значение которых Вы не знаете? Выпишите их в тетрадь и найдите в словаре русского языка.

К какому явлению: физическому или химическому – относится горение старой лампы? А горение новой? Объясните Ваше решение.

(Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – вода и углекислый газ. Горение новой лампы – физическое явление, так как спираль лампы при прохождении через нее электрического тока не изменяется и новых веществ не образуется.)

Вторая группа. В начале 80-х годов были очень популярны песни об автомобилях:

Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль…

или

Где-то за городом
Очень недорого
Папа купил автомобиль…

Докажите, что в любой песне, в которой упоминается автомобиль, речь идет и о физических явлениях, и о химических реакциях.

(Физические явления – движение частей двигателя автомобиля, вращения колес и т. д. Химические реакции протекают в цилиндрах двигателя, где сгорают пары бензина.)

III. Задание у доски.

Даны уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты в предложенных схемах реакций:

АI +O2 = AI 2 O3 ; Fe2 O3 + H2 = Fe + H2O ; Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
NaNO3=NaNO2 + O2 ; K+ H2O= KOH + H2 ; Fe+CI2 = FeCI3

Это задание выполняют два учащихся.

Каждой группе на подготовку дается 3 минуты. После подготовки от каждой группы один участник дает ответ. Остальные слушают и могут дополнять ответы.

Оценки вносятся в рейтинговый лист.

IV. Индивидуальное задание.

На столе стоит химическая посуда. Назовите ее. Для каких целей каждая из них находит свое применения? (Используется та посуда, что есть в лаборатории).

V. Работа по карточкам.

Определить валентность и назвать элементы.

Учитель показывает карточку, а учащиеся отвечают.

На карточках: AIO; FeO; NaCI; CuO; NaO; CuS; ZnCI; PO.

VI. Химический диктант

  • Какие вещества называют простыми? Ответ подтвердите примерами.
  • Какие вещества называют сложными? Ответ подтвердите примерами.
  • Какие явления называют химическими и физическими? Приведите примеры.

Работу проверяют друг у друга и выставляют оценки .

VII. Урок заканчивается подведением итогов по рейтинговому листу.