Химия
-
Урок естествознания (природоведения) в начальных классах по теме: "Тела и вещества" 2007
Программа курса "Окружающий мир" включает в себя многие вопросы, связанные с изучением естественнонаучных понятий, но учителя младших классов не всегда имеют возможность демонстрировать опыты, иллюстрирующие данные понятия. Данный урок позволяет устранить этот пробел.
-
Урок-семинар по теме: "Природные источники углеводородов" 2007
Основная методическая тема нашей гимназии "Воспитание информационной культуры гимназиста", поэтому основным направлением развития системы образования у нас является замена парадигмы "учитель – учебник – ученик" на новую парадигму – "ученик – информация – учитель". В соответствии с этим новым направлением разработан ряд уроков-семинаров по разным дисциплинам. Один из них предлагаю вашему вниманию.
-
Урок по теме "Кристаллические решетки" 2007
Урок "Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Кристаллические решетки" проводится по плану при изучении темы "Соединения химических элементов" (программа О.С. Габриеляна). Содержание урока стандартное, но в качестве моделей использую не только типовые модели кристаллических решеток, но и модели, изготовленные учениками предыдущих 8-х классов.
-
Урок по теме: "Нитраты". 9-й класс 2007
Урок по теме "Нитраты" проводится для учащихся 9-го класса. Привожу краткую характеристику селитр, рассматриваем химические свойства нитратов. Разъясняя термическое разложение нитратов, проделываю эффектные демонстрации - разложение калийной селитры, ляписа, горение черного пороха. Учащиеся сообщают о том, что нитраты - прекрасные азотные удобрения, раскрывают вред нитратов для окружающей среды, сообщают о нитратах с медицинской точки зрения.
-
Использование групповой формы работы при обобщении темы "Теория электролитической диссоциации" с описанием данного урока 2007
Данная статья приводит рассуждения учителя о пользе групповой форме работы с учащимися при закреплении темы или на обобщающих уроках при подготовке к экзаменам. При групповой форме работы учащиеся свободно взаимодействуют друг с другом, коллективно обсуждают проблемы, спорят, обучают друг друга. Главной целью таких занятий является практическая отработка полученных знаний, навыков сотрудничества в процессе коллективной деятельности. Кроме этого, рассказывается о роли учителя при подготовке занятий такого типа. Далее в статье приводится пример урока с использованием коллективной формы работы, разработанный самим автором.
-
Информационные технологии на уроках химии. Тема урока: "Предельные одноосновные карбоновые кислоты" 2007
На конкурс представлена двухчасовая мультимедиа-лекция по теме: "Предельные одноосновные карбоновые кислоты". Цели урока раскрыты в плане. Урок предназначен для учащихся 10-го класса и для учащихся 11-х классов при подготовке к экзаменам. Данная лекция раскрывает состав, строение, свойства одноосновных карбоновых кислот и показывает возможность использования компьютерных технологий в процессе преподавания химии. В случае размещения в Сети ее могут использовать другие учителя химии.
-
Элективный курс "Вещества и их превращения, или Проверь себя – не химик ли ты?" 2007
Программа данного курса является предметно ориентированной и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Программа расширяет и углубляет базовый курс химии 8–9-х классов, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в химии. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Модульный принцип построения курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и проверить свои способности в области химии.
-
"Своя игра, или Загадки из пробирки профессора Амальгамы". 9-й класс 2007
Разработка обобщающего урока рубежного контроля по теме "Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий" (9-й класс) "Своя игра, или Загадки из пробирки профессора Амальгамы" отражает новую идеологию проведения школьных контрольных работ по химии. Предлагаемая разработка входит в сборник развивающих уроков по химии "Фракталы вещества" и является одним из средств формирования предметной компетентности учащихся.
-
Урок – творческая мастерская "Преимущества и значение пластмасс" 2007
Парный урок в 11-м классе, позволяющий учащимся проявить свою наблюдательность, творчество. В работе учащиеся используют поисково-экспериментарную деятельность, работают в группе, в парах, индивидуально, решая вопрос физико-механических свойств полимеров, их значение в народном хозяйстве, выясняют преимущество пластмасс перед природными материалами.
-
Методика проведения лекций с применением мультимедиа-технологий обучения 2007
Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
-
Программа элективного курса "Химия в нашем доме" 2007
Программа элективного курса "Химия в нашем доме" предназначена для учащихся 9-х классов. Основной целью является изучение разнообразия и свойств веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать, формирование культуры здоровья и научного миропонимания. Содержание программы расширяет кругозор учащихся в области естественных наук, позволяет понимать и объяснять многие явления, происходящие в повседневной жизни, с научной точки зрения, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину природы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии, а также медицины.
-
Интегрированный урок, сюжетно-ролевая игра "Состав нефти, способы ее переработки, нефтепродукты". 10-й класс 2007
Химия как область знания непосредственно связана с производственной сферой экономики. Урок проводился в 10-м классе после изучения темы "Углеводороды". Такая форма проведения урока позволяет лучше узнать историю развития добычи и переработки нефти, воспитывает уважение к людям, профессии - нефтяник.
-
Урок по теме "Сложные эфиры" 2007
Данная статья представляет описание урока усвоения нового материала и носит практическую направленность. В ней на конкретных примерах показана практическая значимость сложных эфиров.
-
Обобщающий урок по теме: "Металлы" "Путешествие в страну "Металлию" 2007
Обобщение по теме "Металлы" проводится в игровой форме, предполагает развитие познавательного интереса к предмету, позволяет реализовать межпредметные связи. Урок требует предварительной подготовки учащихся, возможно использование костюмов. Путешествие начинается и заканчивается в г. Воскресенске. На пути следования учащихся станции: "Периодическая", "Историческая", "Экспериментальная", "Литературная". В ходе урока постепенно повторяется все о металлах - начиная от положения в периодической системе и заканчивая значением металлов в жизни человека.
-
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам "Кислород. Газообразное состояние вещества. Водород" 2007
Обобщающий урок в 8-м классе "Кислород. Газообразное состояние вещества. Водород" является одним из завершающих уроков по трем темам. Для повышения мотивации в ходе урока применяются Интернет-ресурсы, диски мультимедийных учебных пособий по химии для 8-го класса издательства "Просвещение" для выполнения заданий и виртуальная лаборатория. При планировании урока в форме туристического похода учитываются возрастные особенности и познавательные способности обучающихся. Рекомендуются приемы обучения сравнению, рецензированию ответа.
-
Урок-ярмарка "Основные классы неорганических соединений". 11-й класс 2007
Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и мало интересному материалу. Эта игровая форма может использоваться во внеурочное время, как соревнование между разными классами в параллели. Приводится пример урока, завершающего тему "Классы неорганических соединений". Урок учитель проводит, опираясь на знания учащихся, в форме урок-ярмарка.
-
Обобщающий урок по химии в 9-м классе по теме "Теория электролитической диссоциации" 2007
Урок - "восхождение" на вершину знаний по теме учитывает возрастные особенности учащихся, активизирует их работу, учит работать в группах, решать проблемные вопросы и задания. Этот урок рассчитан на проведение в мультимедийном кабинете.
-
Урок в 9-м классе по теме "Коррозия" 2007
Этот урок проводится с целью изучения сущности такого явления как коррозия металлов. Он позволяет закрепить и углубить знания об электрохимических процессах. В интересной форме описаны процессы химической и электрохимической коррозии. На уроке используется опорный конспект, в котором учащиеся решают задачи, записывают результаты опытов, делают выводы.
-
Урок по теме "Свойства белков. Превращение белков пищи в организме" 2007
Материал урока позволяет наглядно и доступно познакомить учащихся с некоторыми физическими и химическими свойствами белков; совершенствовать практические умения и навыки работы с веществами; помогает увидеть учащимся взаимосвязи между химическими и биологическими процессами в живых организмах.
-
Характеристика неорганических солей на основе выделения инварианта их описания 2007
В статье рассмотрен опыт характеристики солей, одного из сложнейших классов неорганических соединений на основе выделения инварианта их описания. Обсуждаются типичные недочеты учащихся, встречающиеся при характеристике солей. В качестве примера приводится системная характеристика сульфата алюминия, составленная с учетом наличия у него как инвариантных, так и вариативных свойств.
-
Из опыта создания учебных презентаций по химии в среде приложения PowerPoint 2007
В работе изложен опыт разработки и практического использования на занятиях по химии презентаций, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint. Приведены практические приемы создания презентаций. В приложении приведена презентация "Кислoродные кислоты галогенов".
-
Мультимедийный урок в 9-м классе по теме: "Номенклатура предельных углеводородов. Структурные формулы" 2007
В статье представлен мультимедийный урок для учащихся 9-х классов по теме "Номенклатура предельных углеводородов. Структурные формулы". На примере предельных углеводородов впервые разбирается номенклатура органических соединений и построение структурных формул. Вопросы, рассматриваемые в уроке, являются принципиально новыми, поэтому его содержание раскрывается путём использования ИК технологий, т.к. данная технология позволяет: сократить время обучения и повысить его качество, сделать урок информационно насыщенным, интересным для учеников.
-
Педагогическая мастерская на уроках химии 2007
Мастерская построения знаний задумывалась как поиск, как разрыв с прежним знанием, которые заново должны осознаться на мастерской и заменится новыми выстроенным здесь и сейчас. Конструкция этой мастерской такова, что последовательно, через ряд этапов учащийся получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов.
-
Тематические вечера как вид внеклассной работы по развитию познавательного интереса учащегося 2007
Эффективной формой внеклассной работы по химии являются вечера, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых. Предлагаемая разработка тематического вечера, посвящена М.В. Ломоносову. Она содержит темы рефератов, видеофильмов, текст сценария вечера.
-
План-конспект урока "Генетическая связь между классами веществ" с использованием обучающей программы "Создай свой тест" и ПК 2007
Урок повторения и обобщения знаний об основных классах неорганических соединений, направленный на формирование понятий о генетической связи и генетическом ряде. На уроке используется обучающая программа "Создай Свой Тест". Программа представляет собой набор интерактивных слайдов созданных в стандартном приложении Microsoft office Access.
-
Урок - производственное совещание. "Производство серной кислоты контактным способом" 2007
Программа О.С. Габриеляна по химии предусматривает тему "Химия и производство", которая раскрывает значение химической технологии в жизни общества. В рамках этой темы предлагаю урок- производственное совещание "Производство серной кислоты контактным способом", позволяющий включать учащихся в активную познавательную деятельность, в ситуацию выбора метода решения проблемы, развивает экологическую культуру и культуру общения, а также представляет благодатную почву для использования регионального компонента.
-
Урок в 8-м классе по теме: "Путешествие по континенту Химия" 2007
На уроке химии в занимательной форме проводится общественный смотр знаний учащихся 8-х классов по владению символами химических элементов, определению простых и сложных веществ, по составлению химических формул оксидов, кислот, солей и оснований; определению степени окисления элементов.
-
"Получение растительных индикаторов". Занятие факультатива по химии для учащихся 8-х классов 2007
Занятие проводится в рамках программы факультативного курса по химии для учащихся 8 классов «Мир глазами химика». В основу занятия положен эксперимент со знакомыми учащимся объектами. Занятие направлено на формирование умений организации деятельности по решению творческих задач и выполнению эксперимента и позволяет использовать полученные знания и экспериментальные навыки в повседневной жизни.
-
Синтетические каучуки, строение, свойства, применение. Проблема синтеза каучуков и решение ее в стране (Личностно-ориентированное обучение на уроках химии) 2007
Представлена разработка урока с осуществлением личностно-ориентированного подхода в преподавании химии. Использование индивидуальных заданий (сообщений на уроках, подготовка и поиск информации в Интернете, разноуровневые домашние задания) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Применение национально-регионального компонента способствует воспитанию гражданственности, формированию черт социально-направленной личности.
-
Тема урока: "Ациклические углеводороды" 2007
Урок "Ациклические углеводороды" является одним из звеньев в общей цепи уроков с применением игровых технологий. Обобщен и систематизирован материал по нескольким темам раздела. Основная цель урока - обобщение и систематизация знаний по разделу.