Урок-ярмарка "Основные классы неорганических соединений". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об основных классах неорганических веществ,
  2. Углубить и расширить знания учащихся о строении, свойствах и применении внародном хозяйстве оксидов, оснований, кислот и солей,
  3. Совершенствовать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной научной литературой.

I. Реактивы:

1. Оксиды меди (II), кальция, железа (III), свинца, алюминия, щелочи, кислоты, образцы минералов: магнетит, лимонит, гематит; кварц, горный хрусталь; бокситы; цветные оксиды (NiO; CuO; CaO; Ре 2 О 3); полевой шпат, каолин.

2. Гидроксиды натрия, калия, железа (III), меди (II), алюминия; кислоты, фенофтемин, метилфант, хлорид меди (II); гашенная известь, кристаллические щелочи натрия и.

3. Кислоты: соляная, серная, азотная;

Металлы: цинк, железо, алюминий, медь,

Оксид меди (II), щелочи, индикаторы (лакмус, метилорант ),

Хлориды меди (II) и бария

Оксид цинка, образцы кислот (HF; HJ; НзРО 4 и т.д.).

4. Растворы солей NaCL, АL 2(SО4)з; Nа2СОз, CuSO4; FeCL3:; Ва(NОз)2; BaCL2; KMnO4;

NaNO3; NaOH; HCL;H2SO4; мел, мрамор, кальцинированная сода, питьевая сода, хроматы, бихроматы, сульфат никеля (II), медный купорос, минералы и породы, вода.

II. Оборудование:

Штативы, пробирки, пробиркодержатели, химические стаканчики (50 мл. и 100мл.), сухое горючее, спички, стеклянные палочки, ложечки, пипетки, лучинка, магниты, специальные ящики для реактивов, указка.

III. Оформление:

1. Плакаты, стенды:

  • строение оксидов, оснований, кислот, солей (графические формулы)
  • химические свойства оксидов, оснований, солей, кислот
  • генетическая связь основных классов неорганических соединений
  • классификация оксидов, оснований, солей, кислот.

2. Эмблемы (общие формулы оксидов, кислот, оснований, солей),

3. Таблички с названиями фирм (класс вещества),

4. Таблички “Оценка товара”.

5. Визитные карточки “Дизайнер”, “Рекламодатель”, “Директор”, “Ученый-химик”, “Исследователь”, “Генеральный директор”,

6. Плакат с девизом урока,

7. Магнитофон, кассеты с русскими народными песнями.

IV. Подготовительный этап:

1. Учащимся 11-х классов предлагается прослушать лекцию на тему “Основные сведения об оксидах, основаниях, кислотах и солях”. После чего они получают задание подготовить ответы на вопросы:

  • общая характеристика данного класса,
  • строение и физические свойства,
  • нахождение в природе и применение,
  • химические свойства.

2. Каждый из учащихся вправе выбрать тему, класс вещества и выступить.

3. Учащиеся работают с дополнительной литературой, собирают сведения, обсуждают с учителем и систематизируют.

4. Учитель готовит урок, разбивая класс на четыре группы (фирмы) по желанию учащихся, вместе с учениками обрабатывает и систематизирует материал, выбирают директора, рекламодателя, дизайнера, химика, исследователя от каждой фирмы

5. Учащиеся изготавливают заранее эмблемы, названия фирмы, составляют графические электронные формулы, стенды, плакаты и т.д., чтобы всё этовать подаче своего товара на ярмарке.

6. Учителем изготавливаются карточки “Оценка товара фирм” в виде денежно-платёжного векселя:

  Химическая грамотность Полнота подачи материал ов Практическая направленность Трикладна химия

(связь с жизнью)

Яркость выступ лений Обща цена товар
“Оксиды”            
“Основания”ия            
“Кислоты””            
“Соли”            

V. Ход урока-ярмарки.

1. Под музыку (ярмарочную) приглашаются в выставочный зал (класс химии) гости, учащиеся и все желающие. Учитель химии марки - генеральный директор ярмарки-выставки, класс химии - выставочный павильон, гости-покупатели товара, учащиеся 11-х классов – представители соответствующих фирм химических обществ “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”.

Все занимают свои места: гости в конце класса, учащиеся за столами по группам, учитель у доски)

2. Вступительное слово генеральному директору. Oн приветствует всех гостей рассказывает о значении слова “ярмарка”, рассказывает, какие правила покупки товара. Он также представляет фирмы и приглашает представителей рассказать о том или ином классе вещества.

3. Каждой фирме генеральный директор предоставляет в следующем порядке:

- директор каждой фирмы химического общества характеристику класса неорганического вещества (оксидам, кислотам, основаниям, солям).

Записывает общую формулу класса, дает определение и предоставляет слово дизайнеру фирмы.

- дизайнер заранее приготовил стенд с электронными и структурными формулами, составляет молекулярные формулы рассказывает о степени окисления, валентности. Предоставляет рекламодателя-

- Рекламодатель рассказывает о местонахождении минералов в природе, их использовании в народном хозяйстве, роль этих веществ для науки и техники, для человека и приглашает учёного химика и исследователя.

Ученый-химик рассказывает о химических свойствах веществ, составляет уравнения реакций (а еще лучше, эти уравнения реакций записать в виде таблицы на стенде).

Параллельно рассказу исследователь проводит соответствующие опыты и демонстрирует их всем.

4. Все гости учащиеся выполняют опыты и записывают в тетради уравнения реакций. все представители фирм (учащиеся 11 классов) ведут записи в своих тетрадях (конспект).

5. Подведение итогов проводит генеральный директор с покупателями (гостями)

Покупатели на листе “Оценка товара фирм” ставят “+” или “-” и балл (денежное вознаграждение) по шести номинациям:

  1. Химическая грамотность
  2. Полнота подачи материала
  3. Практическая направленность (химизм),
  4. Прикладная химия (связь с жизнью)
  5. Яркость выступления
  6. Общая оценка товара (цена)

Собрав плату от покупателей, генеральный директор подводит итог и объявляет, какой товар, какой фирмы продан и за какую цену (оценку).

Во время подведения итогов участниками ярмарки - фирмам предлагается разминка в виде (Пирамида”.

Из предложенных веществ в пирамиде выпишите отдельно формулы оксидов, основании солей и дайте им названия.

7. Генеральный директор записывает домашнее задание на доске объявлений (т.е. делает объявление фирмам).

Даны вещества: Са; CuO; NaOH, Н 2SO4; Р2О5, Н2 О; FeCl3; CuSO4”; А12 Оз; НС1, Ba(OH)2. Cоставьте возможные уравнения реакций, которые идут до конца.

Литература.

  1. И. Астахов, А. И. Касьяненко “Химия”, 3-е издание, Киев “Вища школа”, 1979.
  2. А.И. Ахметов “Неорганическая химия” часть 1,11, 3-е i здание, Москва “Просвещение” 1982.
  3. И.Г. Хомченко “Общая химия”, Москва “Просвещение”1987.
  4. В.Н, Чернышев “Хнмня. Пособие- репетитор для поступающих в вузы”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2000.
  5. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман “Химия 11”. Москва, “Просвешение” 2000.
  6. И.Г. Хомченко “Пособие по химии для поступающих в вузы”. Москва “Новая волна”1997.