Основная методическая тема нашей гимназии “Воспитание информационной культуры гимназиста”, поэтому основным направлением развития системы образования у нас является замена парадигмы “учитель-учебник-ученик” заменяется на новую парадигму “ученик-информация-учитель”. В соответствии с этим новым направлением, разработаны ряд уроков-семинаров по разным дисциплинам. Один из них предлагаю вашему вниманию.
Урок рассчитан на 2 часа. Обычно провожу данный урок после изучения темы “Углеводороды”.
Цели урока:
- Рассмотреть основные природные источники углеводородов, отрасли их использования: в качестве топлива и основы химического синтеза.
- На этом материале повторить, закрепить и обобщить полученные ранее знания о свойствах и применении важнейших углеводородов.
- Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать выводы, развивать монологическую речь учащихся.
Предварительное задание:
Приблизительно за две недели до урока даю домашнее задание подготовить сообщения на следующие темы:
- Природный газ.
- Попутный газ.
- Нефть.
- Способы переработки нефти.
- Каменный уголь.
Сообщение может быть выполнено как одним учеником, так и парой (по желанию).
План сообщений (кроме способов переработки нефти) следующий:
- Состав.
- Физические свойства.
- Основные способы переработки.
- Основные продукты переработки.
- Области применения.
Материал по каждой теме должен быть оформлен в схемы, основа которой представлена на рис. 1. Схемы, составленные учащимися, проверяю заранее, вместе обсуждаем допущенные ошибки.
Пример схемы по попутному газу приведен на рис. 2.
Начинается урок с вступительного слова учителя. Мы подробно изучили состав, строение и свойства различных углеводородов. Сегодня на уроке мы познакомимся, где изученные нами вещества встречаются в природе и как они используются.
Затем выступают учащиеся, приготовившие сообщения. Схемы демонстрируются либо с помощью кодоскопа либо проектора. Остальные ученики переписывают схемы в тетрадь.
После каждого выступления проводится краткое обсуждение по следующим вопросам:
Природный и попутный газы:
- Какие химические свойства будут проявлять эти вещества? (Природный газ – в основном метан, значит свойства метана, попутный газ смесь более сложного состава- свойства тоже более разнообразны)
- В чем преимущества природных газов как топлива? (высокая теплотворная способность (при сжигании 1 м3 природного газа выделяется до 54 400 кДж); дешевизна; экологическая чистота; легкая транспортировка по газопроводам).
Нефть:
- Целесообразно ли использовать нефть в качестве топлива? Почему? (Нефть является смесью большого количества веществ, не только углеводородов, которые могут служить сырьем для производства большого количества важных продуктов).
- Почему нефть в основном содержит алканы, циклоалканы и арены, но практически не содержит алкенов и алкинов? Привести уравнения реакций. (Алкены и алкины являются более химически активными, чем алканы и циклоалканы).
- Какие продукты можно получить из нефти? (Различные виды топлив, сырье для органического синтеза)
- В чем отличия бензинов, полученных термическим и каталитическим крекингом нефти? (Бензин, полученный термическим крекингом содержит много алкенов, углеводородов с неразветвленной цепью, поэтому малоустойчив, окисляется при хранении; бензин, полученный каталитическим крекингом содержит много углеводородов с разветвленной цепью, поэтому устойчив, не окисляется при хранении)
Каменный уголь:
- Почему для коксохимического производства необходима высокая температура и отсутствие кислорода? (В присутствии кислорода будут протекать процессы горения и окисления)
- Какие неорганические продукты получаются при коксовании угля? (аммиак, угарный газ, водород)
- В конце урока учитель кратко подводит итоги и выставляет отметки, ученикам делавшим сообщения и участвовавшим в обсуждении. По моему опыту, таким образом, отметки получают приблизительно две третьих класса.
Литература:
- Ульянова Г. М. Органическая химия. 10 класс: Методическое пособие. – СПб.: “Паритет”, 2003. – 192 с.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.