Цели:
- Образовательная: знать свойства пластмасс, области применения полимеров, уметь отметить преимущества полимеров в отличие от природных материалов.
- Развивающая: развивать навык работы с химическими реактивами, проведения простейших опытов.
- Воспитывающая: влияние полимеров на окружающую среду (загрязнитель).
Оборудование: на демонстрационном столе множество предметов из полимеров, коллекции: пластмассы, древесина, стекло, каучук.
Вещества: соляная кислота, перманганат калия, вода, спички, спиртовки, щипцы.
Содержание урока.
На демонстрационном столе разложены изделия из синтетических материалов.
Учитель включает в деятельность учащихся: Посмотрите внимательно на демонстрационный стол, что вы здесь видите?
Ученики: (изделия из полимеров, применяемые в различных областях народного хозяйства).
Учитель: Как вы думаете, почему пластмассы так широко вошли в нашу жизнь?
Ученики (Облегчают нашу жизнь, сочетают в себе лучшие свойства различных материалов, обладают преимуществом перед природными материалами.
Учитель: Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (самостоятельная постановка темы урока учащимися).
Ученики: (значение пластмасс в нашей жизни, их свойства.)
Учитель: Для того, чтобы пластмассы так широко вошли в нашу жизнь и помогли нам решить многие технические задачи, что же о них необходимо знать?
Ученики: (нужно знать, какими свойствами обладают пластмассы) -самостоятельно формулируют учебную задачу.
Учитель организует деятельность учащихся по определению свойств пластмасс, делит учащихся на группы (выход из дискомфорта).
Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению необходимых знаний (поисково-экспериментальная деятельность).
Работа по инструктивным карточкам “Изучение свойств полимеров на примере полиэтилена”.
Изучить физические свойства полиэтилена: цвет, запах, эластичность, механическая прочность, плотность.
Химические свойства полиэтилена:
- Отношение к воде
- Отношение к перманганату калия
- Отношение к разбавленным кислотам
- Отношение к нагреванию
- Отношение к гниению.
Обобщить полученные знания.
Учитель: С какими свойствами полиэтилена вы познакомились?
Ученики объявляют результаты опытов:
Полиэтилен значительно легче воды, разлагается при нагревании с выделением ядовитых газов, не разлагается в окислителях и кислотах, прозрачен, легко пропускает ультрафиолетовые лучи, механически прочен, водо и газонепроницаем.
Учитель: Как вы думаете, в каких областях народного хозяйства он может применяться?
Ученики: (в сельском хозяйстве - теплицы, в торговле - упаковочный материал, в промышленности - трубы, детали машин, в быту - предметы бытового обихода).
Учитель дополняет неожиданные области применения пластмасс.
Трубки из пластмасс начинают применять для замены пораженных участков кровеносных сосудов и частей пищевода. Искусственные пленки - для замены пораженных барабанных перепонок. Водорастворимые полимеры стали использовать в качестве заменителя кровяной сыворотки при переливании крови.
Деятельность учителя: Общаясь друг с другом в группах, выясните, какими преимуществами обладают полимеры по сравнению с природными материалами (обмен информацией).
Ученики: (прочны, легки, не хрупкие, хорошие диэлектрики, химически более стойкие, водо-газонепроницаемы)
Учитель организует деятельность детей по нахождению верных путей выхода из предложенных ситуаций (применение полученных знаний).
1 ситуация. Как вы считаете, рационально ли разбивать коллективные садовые участки вблизи крупных химических предприятий? Почему? Дайте полный аргументированный ответ, свяжите ответ с темой урока.
2 ситуация . Вы утром встали, нужно бежать в школу, но пластмассы исчезли. С какими трудностями вы встретились?
3 ситуация. Кое-как собравшись в школу, войдя в нее, спешите в раздевалку, но вас встречает учитель и объявляет, что занятий не будет. Исчезли пластмассы. Почему учитель вынужден был пойти на такую меру? Поясните, свяжите с темой урока свой ответ.
Учитель: Вы сегодня работали в группах, оцените деятельность каждого, а также способ работы в группе: доминирование, сотрудничество, соперничество.
Ученики выступают по одному представителю от группы.
Учитель проводит парную работу: Сегодня мы выяснили преимущества пластмасс перед природными материалами, в заключении отметим, какие преимущества и недостатки имеют природные материалы по сравнению с полимерами.
Заполнить таблицу
Материал | Преимущества | Недостатки |
Вывод: полимеры сочетают в себе лучшие свойства различных природных материалов.
Учитель проводит итоговый контроль знаний учащихся в форме индивидуальной работы, необходимо ответить на вопрос: Какие свойства полимеров, представленных на уроке, вы можете отметить, и в какой области народного хозяйства они применяются? (работы оцениваются)
С помощью учителя учащиеся определяют тему следующего урока.
XV век. 500 лет назад. Острова Гаити леса гевеи….
Испанский генерал-губернатор Христофор Колумб и его спутники наблюдают удивительное зрелище: туземцы играют в мяч из какого-то неизвестного европейского материала. Хотя это кажется невероятным, но, ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивает в воздух.
Как вы думаете, о каком полимерном материале пойдет речь на следующем уроке? (каучук)
Каучук - в переводе с одного из индейских языков означает “слезы дерева”.
Домашнее задание учитель раздает группам и индивидуально.