Цели урока:
а) обучающая – обобщить, систематизировать, закрепить и оценить знания учащихся по разделу: “Ациклические углеводороды”;
б) развивающая – продолжить формировать дедуктивное мышление учащихся: умения делать логические выводы от общих суждений к частным о строении и свойствах углеводородов и их производных;
в) воспитаельная – способствовать развитию интереса к химии, развивать умение работать в группе.
Тип урока: обобщение и повторение знаний.
Вид урока: игра – соревнование.
Методы ведения: соревнование, самостоятельная работа.
Доминирующие методы:
а) обучения - диалогический;
б) преподавания - побуждающий, диалогический;
в) учения - частично-поисковый, соревновательный.
Оборудование: таблица Менделеева,
Дидактический материал: классификации углеводородов, сигнальные карточки, жетоны, слайды по ациклическим углеводородам.
Техническое оснащение: мультимедиа аппаратура, музыкальный цент, кассеты с классической музыкой.
Ход урока
Класс разбивается на команды. Каждая команда предварительно выбирает капитана и придумывает название.
Уровень подготовки членов команд различный. Каждый член команды в течение урока должен внести свой вклад в работу команды. Капитаны направляют деятельность всей команды, распределяя задания и контролируя их выполнение.
Игра включает шесть конкурсов. Каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов по уровню сложности.
В итоге игры команда, набравшая большее количество баллов, занимает призовое место и получает соответствующие оценки.
Капитаны определяют рейтинг каждого члена команды и выставляют оценки за участие.
- I место – “5” (получают капитаны и активные участники команды).
- II место – “4” (получают капитаны и активные участники команды).
- III место – “3” (все члены команды).
- IV место – “3” (все члены команды).
Проигравших нет. Все участники получают оценки.
Первый конкурс.
Задание: Даны карточки с формулами различных классов органических соединений, систематизировать их по классам и разложить по конвертам.
Оценки: Команда, первой выполнившая задание, поднимает сигнальную карточку и получает 1 балл (жетон). За каждое, правильно выбранное вещество – 1 балл. (II уровень)
- СН3 – СН2 –СН2 –СН2 –СН3;
- СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН;
- СН3 – СН = СН – СН2 – СН2 – СН = СН2;
- СН3 – СН2 – С ? С – СН2 – СН3;
- СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН;
- СН3 – СН2 – СН = СН – СН2 - СН3;
- СН3- СН = СН – СН2 – СН2 – СН = СН – СН3;
- СН3 – СН2 – СН2 – СОН;
- СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – С ? С – СН2 – СН3;
- СН3 – СН2 – ОН;
- СН3 – СН2 – СООН;
- СН3 - ОН;
- СН3 – СН2 – СН2 – СН = СН – СН2 - СН2 – СН3;
- СН3 – СН3;
- СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СОН;
Второй конкурс
Задание: дать определение понятиям.
Действия команды: команда выбирает номер на табло и дает название, зашифрованному под этим номером понятию.
Оценки: за правильно данное определение 2 балла. (III уровень)
|
|
Третий конкурс.
Задание: дать названия веществам из конвертов и написать по два изомера и три гомолога этих веществ.
Действия команды: капитаны распределяют между членами команды конверты, каждый дает название и записывает по три изомера и два гомолога.
Оценки: команда, первой выполнившая задание, получает жетон (1 балл). Правильно названное вещество оценивается в 2 балла. За каждый правильно написанный изомер и гомолог команда получает по 2 балла. По ходу выполнения работы баллы проставляет капитан. Правильно, выполненная капитаном работа, приносит команде 5 баллов. (II уровень)
Четвертый конкурс.
Задание: даны формулы веществ и уравнения реакций, определить к какой реакции относится каждое из предложенных веществ. Дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты.
Действия команды: все члены команды совместно пишут реакции. Капитан руководит действиями команды.
Оценки: команда, выполнившая задание быстрее, получает красный жетон. За правильно составленное уравнение – 5 баллов; за правильно расставленные коэффициенты – 5 баллов. (I уровень)
Вещества: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, CH3Cl, CH3 – CH2 – OH
Реакции:
Пятый конкурс.
Задание: дописать структурные формулы и дать названия веществам.
Действия команды: капитан распределяет формулы между членами команды, затем проверяет правильность выполнения.
Оценки: команда, выполнившая задание первой получает жетон (1балл). За каждую правильно написанную формулу команда получает по 2 балла, правильные названия веществ приносят по 3 балла. (I уровень)
Шестой конкурс.
Задание: рассказать о применении органических веществ.
Действия команды: каждая команда рассказывает, где и как применяют изученные органические вещества.
Оценки: сообщения оцениваются в 2 балла. (III уровень)
Подведение итогов.
Конкурсы Команды |
1 конкурс | 2 конкурс | 3 конкурс | 4 конкурс | 5 конкурс | 6 конкурс | ИТОГИ | МЕСТА | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 8 | 9 | 1 | 10 | 11 | 12 | ||||||
I | ||||||||||||||||||||
II | ||||||||||||||||||||
III | ||||||||||||||||||||
IV | ||||||||||||||||||||
V | ||||||||||||||||||||
VI |
Пояснения к таблице и максимальные баллы.
1. Скорость выполнения – 1 балл;
2. Правильность выбора веществ – 15 баллов:
алканы – 2 б. | алкадиены – 2 б. |
алкены – 2 б. | спирты – 3 б. |
алкины – 2 б. | альдегиды – 2 б. |
карбоновые кислоты – 2 б.
3. Правильность в определении понятий – 2 б.
4. Правильность в названии веществ – 15 б.
алканы – 2 б. | алкадиены – 2 б. |
алкены – 2 б. | спирты – 3 б. |
алкины – 2 б. | альдегиды – 2 б. |
карбоновые кислоты – 2 б.
5. Изомеры - 30 б.
алканы – 4 б. | алкадиены – 4 б. |
алкены – 4 б. | спирты – 6 б. |
акины – 4 б. | альдегиды – 4 б. |
карбоновые кислоты – 4 б.
6. Гомологи – 30 б.
алканы – 4 б. | алкадиены – 4 б. |
алкены – 4 б. | спирты – 6 б. |
акины – 4 б. | альдегиды – 4 б. |
карбоновые кислоты – 4 б.
7. Оценки за работу капитанов – 5 б.
8. Составление уравнения – 5 б.
9. Расстановка коэффициентов – 5 б.
10. Написание формул – 12 б.
11. Название веществ – 18 б.
12. Сообщение о веществах – 2 б.
Общее максимальное количество баллов – 143