Методика проведения лекций с применением мультимедиа-технологий обучения

Разделы: Химия


Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

1-й слайд: (схемы и комментарии смотри на диске, файл “Методика проведения интерактивных лекций!”) Моя педагогическая деятельность началась в 2004 году, в это время широко использовались информационные технологии. Передо мной возник вопрос: “Как наиболее эффективно использовать электронный учебник, учитывая, что не каждый ребенок имеет дома компьютер, и не каждый умеет им пользоваться.” Таким образом, я подошла к идеи создания интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии в обучении химии.

2-й слайд: По сравнению с традиционным уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала.

3-й слайд: При проведении урока по данной методике, учитель может комментировать видеоинформацию, в ходе объяснения материала задавать вопросы ученикам. А весь пройденный материал в течении урока подтверждается видеоопытами, фотографиями или рисунками.

Роль ученика также носит активный характер; т.к. с первых минут урока ученик активизирует свое внимание, отвечает на проблемные вопросы, поставленные учителем. По ходу объяснения материала ученик может задавать интересующие его вопросы.

4-й слайд. Вы, спросите, а почему не воспользоваться уже готовыми электронными учебниками? Все они имеют не только существенные преимущества, но и недостатки.

Недостатки:

  • Количество времени отводится на тему больше 40 минут.
  • Рассматриваемый материал охватывает темы уроков, которые еще не изучали, что также не всегда удобно и не всегда в этом есть необходимость.
  • Изложение материала скучно и неинтересно, текстом, хотя и в компьютерном варианте.
  • Язык изложения материала достаточно сложен, не всем учащимся данного возраста доступен.

Но, тем не менее, есть существенные преимущества:

  • Материал подтвержден видеофрагментами.
  • Возможно, провести опыт недоступный в практике урока.
  • Соблюдается ТБ проведения опыта.
  • Наглядность.

5-й слайд: Мной были переработаны несколько электронных учебников это:

  • “Курс по неорганической химии”. Учебник содержит много информации, но изучать ее скучно и неинтересно.
  • “1C: Репетитор”. В учебнике много информации, которая подтверждена опытами, но некоторые моменты недоступны в понимании, нет алгоритма решения задач.
  • “Просвещение. Химия 8, 9 класс”. Урок изложен интересно и доступно, но для его изучения требуется больше времени, чем предусмотрено школьной программой.
  • “Кирилл и Мефодий, химия 8-9 класс”. Не каждый ученик имеет возможность освоить данный учебник.

6-й слайд. Методика проведения такого урока имеет существенные преимущества:

  • Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией активизирует внимание учащихся.
  • Не только повышает интерес к данной теме, но и обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся.
  • А учителю позволяет эффективнее использовать учебное время, – показывать опыты недоступные в школьных условиях и соблюдать ТБ.

7-й слайд: Желая применять на уроках химии мультимедиа-технологии, я думала, как эффективнее их использовать; По прохождении курсовой подготовки “Intel”, пришла к идеи создания таких лекций.

Они разрабатываются в приложении “Power Point” в программе “Office”, создавая необходимое количество слайдов, дополняя их видеоинформацией из электронных учебников (в том числе используется “КиМ, химия 8-9 класс”) и элементами анимации.

8-й слайд: Мной разработано несколько уроков в 7, 8, 9 классах по различным темам, с использованием фрагментов из электронных учебников, в том числе огромное количество информации использовано из учебника “КиМ, химия 8–9 класс”.

На уроках химии, также использую игровые моменты. Так при обобщении темы проводим “Свою игру”. Игра выстраивается по этой же методике (правила смотри ниже).

Итог. Интерактивная лекция делает урок не только красочным и ярким, но и позволяет вызвать интерес у современного школьника. При этом дает учителю новое видение урока, позволяет переработать материал более тщательно и глубоко.

Представляю вашему вниманию урок (на диске, файл “Обобщение знаний по теме”) по теме: “Соединения химических элементов” (по программе О.С. Габриеляна). Форма урока: обобщение знаний в виде игры. Под названием “Своя игра”. (Урок проводится при помощи мультимедиа установки, версия игры на диске под названием урок – игра “Водород. Кислоты. Соли”.

Учитель: Предлагаю учащимся разделиться на две команды. Для этого все участники игры тянут жетончики с названием команды. Команды будут называться кислоты и соли. У кого в жетоне написано кислоты, тот переходит в эту команду, у кого соли в команду “соли”.

Объясняю правила игры: Перед вами б секторов, каждый сектор содержит определенные вопросы по теме и имеет свою стоимость. Самые легкие вопросы оцениваются в 5 баллов, сложнее в 10 баллов и самые сложные в 15 баллов.

Команда выбирает сектор, и обе команды обсуждают вопрос. После принятия решения команда поднимает руку и ей предоставляется возможность ответить на вопрос. В случаи правильного ответа они открывают следующий сектор по выбору, если же ответ окажется неверным право голоса переходит к команде соперников.

Право выбора первого предоставляется той команде, которая правильно ответит на загадку: О каком веществе идет речь?

Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во вселенной светило погаснет
И наступит здесь мрак навсегда.

(Водород) (На доске пишу название команды и баллы)

2-й слайд. Выбирайте, пожалуйста, сектор!

3-й слайд. Сектор: Нахождение водорода.

Содержит вопросы о нахождении водорода в веществах на Земле. Необходимо вспомнить характеристику водорода, как вещества, так и элемента.

4-й сектор. Сектор: Физические свойства водорода.

Вопросы, опираются на знания физических свойств Н2, и способах его собирания.

5-й слайд. Сектор: Химические свойства водорода.

Содержит вопросы о знании химических свойств водорода. Просмотрев видеофрагмент опыта необходимо химическое свойство подтвердить уравнением реакции.

6-й слайд. Сектор: Кислоты вокруг нас.

Этот слайд содержит вопросы о кислотах, которые мы встречаем и используем в обычной жизни.

7-й слайд: Сектор: Химические свойства кислот.

Необходимо вспомнить химические свойства кислот и подтвердить уравнениями реакций.

8-й слайд: Сектор: Формулы солей.

Вспомните, пожалуйста, названия кислот и кислотных остатков, И у вас не возникнет трудностей образовать соль и дать ей название.

9-й слайд: Сектор: ТБ!

При проведение эксперимента или опыта необходимо помнить и знать ТБ!

10-й слайд: Сектор: Распознай вещества!

Не всегда, по-внешнему можно определить, что это за вещество. Для этого нам пригодятся знания по химии.

11-й слайд. Сектор: Задачи с водородом.

Находясь, в этом секторе нужно решить задачу, которая обязательно содержит информацию о водороде.

Подсчет баллов.