Я работаю в школе уже более 30 лет, и всё же из года в год решаю для себя один и тот же вопрос: “Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?”. Выбирая те или иные формы обучения я всегда помню, что передо мной дети, хотя со свойственным им максимализмом они пытаются доказать обратное. Поэтому в своей практике я использую игровые формы организации обобщения и закрепления знаний, так как убеждённо могу говорить о том, что они дают положительные результаты. Атмосфера игры создаёт условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определённый запас знаний. А игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Наиболее работоспособной и удобной в организационном плане является группа из 4х человек. Все члены группы должны быть готовы к ответу, так как я могу спросить любого из них. Ученик только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими учащимися полностью использует свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Поскольку я на уроке фактически освобождена от части организаторских функций то получаю больше возможностей для наблюдения за учащимися, для оказания им практической индивидуальной помощи и коррекции учебного процесса. Но это не значит, что моя роль на уроке маленькая, скорее наоборот, она возрастает, так как я должна подготовить такие программы или задания, которые обеспечивали бы, с одной стороны, безусловное участие ребят в коллективной деятельности и, с другой стороны, отработку нужных знаний, навыков, приёмов работы. К этому добавляется постоянная товарищеская помощь учителя во время работы.
Предлагаю вашему вниманию урок, содержание которого позволяет осуществить комплексный подход к формированию у учащихся умений
Работать с учебником и дополнительной литературой, проводить химический эксперимент и анализировать полученные данные, делать обобщающие выводы. А исследовательские задания готовят учащихся к самостоятельному решению проблем, придаёт работе групп творческий характер.
Тема урока: “Обобщение теории электролитической диссоциации”
Урок проводится в виде коллективной игры по названием: “Химический кросс.”
Цели:
а) повторить узловые вопросы теории электролитической диссоциации;
б) закрепить умения и навыки в составлении ионных уравнений, в написании молекулярных уравнений, исходя из сокращённого ионного уравнения;
в) учащиеся должны убедить себя в том, что тема понята и осознана, знания, полученные по теории будут применяться при изучении дальнейших тем;
г) воспитывать культуру общения через работу в группах, развивать способность к адекватному само и взаимоконтролю, развивать наблюдательность, пытливость, инициативу.
Девиз урока: “В обобщении всегда прослеживается закономерность наблюдаемых явлений”.
Оборудование:
- опорная схема по теории,
- плакат со спортсменом,
- где изображён план кросса,
- карта учёта соревнования,
- кодоскоп,
- чашка Петри,
- справочники,
- дидактические карточки с заданиями для ребят.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение цели урока. Девиз урока.
Сегодня мы проведём с вами необычный урок- игру “Кросс”. В кроссе принимают участие пять команд. Капитанами команд будут ваши консультанты ( перечисление их). Что же нам предстоит преодолеть во время кросса?
Первый этап. Как всегда перед соревнованием спортсмены проходят медицинскую комиссию, чтобы выяснить его здоровье. Мы же будем выяснять химическое здоровье спортсменов на старте. Отвечают представители команд, члены команд могут исправлять, дополнять, отвечать. Судейская коллегия оценивает.
Второй этап. Разминка. При разминке вы должны преодолеть препятствие в виде “бревна”. Капитаны команд работают по заданиям, выполняют эксперимент, в это же время представители команд работают у доски. Чья команда вперёд и правильно выполнит?
Третий этап. “Болото”. Работа над ошибками. От каждой команды выбирается по представителю, они проверяют красными мелками ошибки, оценивают.
Четвёртый этап. “Крутой поворот”. Работаем с тестами. Результаты записываем в тетрадь.
Пятый этап. На этом этапе вас ждёт небольшой отдых и затем снова в путь.
(План рассказывается по плакату, где нарисован бегущий спортсмен, на его пути болото, бревно, крутой поворот)
Итак, начинаем медицинское освидетельствование.
- Необходимо вспомнить механизм электролитической диссоциации.
- В это время готовятся ответы на вопрос: реакции ионного обмена, гидролиз солей.
- Обобщить теорию электролитической диссоциации.
- Значение теории электролитической диссоциации.
(После ответа ребят даётся слово судейской коллегии).
Итак, группы готовы к кроссу: капитаны берут задания.
Второй этап. Разминка “Бревно”
Задания группам.
1 группе:
а) из имеющихся реактивов получить хлорид серебра и написать полное и сокращённое ионное уравнение (опыт)
б) определить окраску лакмуса в карбонате натрия. Написать уравнение
в) написать молекулярное уравнение исходя из сокращённого
Cu2++SO42- =CuSO4
2 группе:
а) из имеющихся реактивов получить гидрооксид
железа (3)
б) какая окраска лакмуса в растворе хлорида меди?
Написать уравнение
в) написать молекулярное уравнение исходя из
сокращённого
Ba2++SO42--=BaSO4
3 группе:
а) из имеющихся реактивов получить карбонат кальция. Написать полное и сокращённое уравнение
б) написать уравнение гидролиза сульфида натрия
в) идёт данная реакция до конца? Na2SO4+HNO3 ?Дать пояснение
4 группе:
а) получить реакцией обмена сульфат кальция и написать полное и сокращённое ионное уравнение
б) могут ли одновременно существовать такие ионы :Ba2+и SO42; H+и NO3-;Cu2+ и OH-?
в) какая окраска лакмуса в растворе нитрата натрия?
5 группе:
а) в пробирках под номерами находятся такие вещества: хлорид натрия и хлорид бария. Какие качественные реакции вы предложите для их определения?
б) в сточных водах животноводческих ферм содержаться ионы:SO42-, H+, NH4-, Cl-, предложите способы их определения?
в) из справочника найдите наиболее вредные ионы для окружающей среды.
Третий этап. “Болото”
А теперь постараемся выбраться из “болота”. Необходимо исправить ошибки красным мелком и оценить. (Слово судейской коллегии).
Команды устремились вперёд, кто немного впереди, кто отстаёт, но всех ожидает “крутой поворот”.
Вам даны тестовые задания:
1. Какие соли дают кислую среду?
а) NaNO3
б) AlCl3
в) Na2CO3
г) Na2SO4
2. Какие реакции обмена идут до конца?
а) CaCO3+HCl;
б) Na2SO4+HNO3;
в) CuCl2+NaOH;
г) AgNO3+HCl;
3. Какие электролиты при диссоциации дают катионы водорода?
а) NaOH
б) HNO3
в) NaHCO3
г) H2O/
После “крутого поворота” можно немного и отдохнуть, но отдыхаем на бегу, т. е. немного думаем, так как активный отдых намного полезнее.
Играет музыка, под музыку демонстрирую через кодоскоп опыты: (на знак? отвечают дети), при наличии компьютера можно проектировать эти опыты на экран.
Fe3++?=Fe(OH)3; Cl-+?=AgCl; Ba2++SO42-; Cu2++?=Cu(OH)2
Немного отдохнули и бежим к финишу.
Контролирующая часть.
1 вариант.
1. Написать полные и сокращённые уравнения:
CuO+HCl= Cu(OH)2+H2SO4=
2. Могут ли одновременно существовать такие ионы: Ba2+и SO42-; Na+-и SO42-
3. Какая будет окраска лакмуса в хлориде цинка?
Дать обоснованный ответ каждому вопросу.
2 вариант.
1. Написать полные и сокращённые уравнения:
MgO+H2SO4= Fe(OH)2+HCl
2. Могут ли одновременно существовать такие ионы:Cu2+иOH- ; Na+иCl-
3. Какая окраска лакмуса в сульфиде натрия?
Дать обоснованный ответ каждому вопросу.
Судейская коллегия оценивает результаты, подсчитывается общее число баллов и называются победители.
На этом кросс заканчивается. Спасибо командам за активную работу, ну а тем кто отставал в пути рекомендую ежедневные тренировки ума и в этом вам поможет книга Б. В. Мартыненко “Кислоты и основания”. В ней рассказывается о теории диссоциации, истории вещества и их использовании. Желаю всем крепкого химического здоровья.
Такое занятие можно проводить в выпускных классах при повторении, а также при обобщении и закреплении темы. Для проведения урока такого типа необходим спаренный урок.