Цели:
- формирование умений организации деятельности по решению творческих задач и выполнению эксперимента;
- знакомство учащихся с методами качественного анализа;
- получение растительных индикаторов экспериментальным путём из различных частей растений (плодов, листьев, корнеплодов, цветков);
- изучение свойств полученных индикаторов, возможностей их использования.
Оборудование и реактивы:
- Весы с разновесами, штатив, плоды, листья различных растений, спиртовка, спички, химические стаканы (2 шт.), стеклянная палочка, воронка, фильтр, пробирки (2 шт.), полоски фильтровальной бумаги, склянка, ступка с пестиком, асбестовая сетка, склянки для полученных индикаторов, вода, растворы кислоты и щёлочи, спирт.
- Растворы для «химической жеребьёвки»: Na2CO3, HCl, FeCl3, KCNS, NaOH, CuCl2, фенолфталеин.
- Реактивы для задач: в пронумерованных пробирках растворы HCl, NaCl, Na2CO3, молоко.
- Информационные карточки.
- Справочная литература (информационный стол).
Ход занятия
I. Ориентационно-мотивационный этап.
1. Приветствие.
Учитель: «Я рада приветствовать вас в нашей экспериментальной лаборатории. Сегодня на нашем занятии присутствуют ребята из разных классов – члены факультатива, а также …».
2. Целеполагание.
Учитель: «В адрес нашего факультатива пришло письмо-заявка следующего содержания: В быту часто приходится определять качество продуктов в связи с их разнообразием и различным качеством. Можете ли вы предложить нам простые химические способы определения качества продуктов в быту: свежее ли молоко или рыба и др.?.
Возьмёмся решать эту задачу?
Возможно, решение её займет у нас несколько занятий».
Итак, графически оформим условие задачи:
Задание: сформулируйте свои идеи, предложения по решению данной задачи.
Вопросы:
- какие качества и свойства продуктов можно определить?
- с помощью чего это можно сделать?
Обсуждение в группах.
Предложения групп.
На основании предложений групп выходим на понятие «индикаторы».
Проблема: А где взять дома индикаторы?
Графически оформим условие задачи
Вопросы:
- из чего можно получить индикаторы в домашних условиях?
- как это можно сделать, т. е. какой провести эксперимент?
Обсуждение в группах.
Предложения групп.
В результате обсуждения выходим на предложение получить водные или спиртовые вытяжки из различных окрашенных частей растений.
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Работа над понятием «индикаторы».
Учитель: «Творческая группа ребят работала над понятием “индикаторы”. И очень хотелось бы посмотреть их наработки. Вы согласны со мной?»
Творческая группа ребят представляет свою работу (презентацию см. Приложение 1)
Оценивание сообщения - вручение акций (см. Приложение 2)
Учитель: «Я предлагаю следующий порядок дальнейшей работы в группах:
- выбор темы эксперимента – “химическая жеребьёвка”;
- проведение эксперимента в группах и подготовка отчёта;
- сообщения от групп;
- формулирование выводов.
Вы согласны с таким порядком работы?»
2. «Химическая жеребьёвка».
«Химическая жеребьёвка» проводится для выбора эксперимента группами учащихся или выбора эксперимента консультантами.
Представители от групп или консультанты подходят к столу и проводят по одному опыту (сливают попарно растворы), и по результатам опытов определяется, какой эксперимент будет проводить группа или с какой группой будет работать консультант.
(Результаты записаны на обратной стороне доски.)
Признаки химических реакций |
Эксперимент |
Выделение газа |
№1 |
Бурый осадок |
№2 |
Малиновая окраска раствора |
№3 |
Красное окрашивание |
№4 |
Осадок голубого цвета |
№5 |
Набор реактивов для «химической жеребьёвки».
Эксперимент |
Реагент 1 |
Реагент 2 |
Признаки химических реакций |
№ 1 |
Na2CO3 |
HCI |
Выделение газа |
№ 2 |
FeCI3 |
NaOH |
Бурый осадок |
№ 3 |
Na2CO3 |
фенолфталеин |
Малиновая окраска раствора |
№4 |
FeCI3 |
KCNS |
Красная окраска раствора |
№5 |
СuCI2 |
NaOH |
Осадок голубого цвета |
После «жеребьёвки» ученики по группам рассаживаются за столы для выполнения, выбранного эксперимента.
3. Обсуждение плана действий.
Учитель: «Деятельность группы включает:
- выполнение эксперимента;
- заполнение общей таблицы на доске;
- подготовка отчёта;
- решение задач (для тех, кто выполнит работу быстрее)».
Реактивы для задач выставлены на отдельном столе.
4. Выполнение эксперимента.
Инструктивные карточки для каждого эксперимента представлены в Приложении 3.
С каждой группой работает консультант-ученик.
5. Отчёты групп.
- заполнение общей таблицы;
- устное сообщение.
Схема отчёта группы
1. Тема нашего эксперимента_______________________________
2. Цель_________________________________________________
3. Выдвинули гипотезу: если________________________________ ,
то_____________________________________________________
4. Провели опыт (коротко)_________________________________
5. Наблюдали____________________________________________
6. Делаем вывод _________________________________________
6. Дополнительные задания на выбор для групп, работающих с опережением.
Задача 1. Определите качество молока (свежее или кислое) с помощью полученных вами индикаторов.
Задача 2. В пронумерованных пробирках находятся растворы: соляной кислоты (HCl), хлорида натрия (NaCl) и карбоната натрия (Na2CO3). Определите растворы с помощью полученных вами индикаторов. Примечание: раствор Na2CO3 (сода) даёт щелочную среду.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Обсуждение результатов и подведение итогов (по таблице).
№ п/п |
Сырьё для приготовления индикатора |
Естественный цвет индикатора |
Изменение окраски в растворе |
|
кислоты |
Основания (щёлочи) |
|||
|
|
|
|
|
Учитель: «Я благодарю вас за совместную работу. Ваша работа сегодня – опережающая как в теоретическом плане, так и в практике эксперимента. Теперь вы можете выступать консультантами на уроках и факультативных занятиях. Оценивая работу консультантов, я вручаю им наши химические акции, которые через определённое время могут быть обменены на оценку».
2. Рефлексия (индивидуальная).
Карточка рефлексии.
- Вырази в трёх словах своё отношение к занятию.
- Хочешь ли ты быть консультантом на одном из следующих занятий? (+ или – )
Учитель: «Наше общее настроение мне помогут выразить консультанты. Это ещё одно применение индикаторов».
Демонстрационный опыт: 2 листа бумаги орошаются раствором из пульверизатора. На 1 листе проявляется «весёлая мордашка».
«Совпадает это с нашим настроением?»
На втором листе проявляется слово «Тайна».
«Это тема одного из наших следующих занятий».
(Рисунок сделан заранее раствором соды, сбрызгивается раствором фенолфталеина).
Учитель: «Полезный совет.
Некогда было в моде писать приглашения на лепестках цветов. А писали их в зависимости от цветка и желаемого цвета надписи раствором кислоты или щёлочи, пользуясь тонким пером или заострённой палочкой. Попробуйте писать, таким образом, если хотите, но лепестки и растворы для письма подберите самостоятельно, пользуясь полученными сегодня знаниями.
Благодарю всех за участие. На следующем занятии мы применим полученные вами индикаторы для определения свойств некоторых продуктов питания и выработке практических рекомендаций.»