"Получение растительных индикаторов". Занятие факультатива по химии для учащихся 8-х классов

Разделы: Химия


Цели:

  • формирование умений организации деятельности по решению творческих задач и выполнению эксперимента;
  • знакомство учащихся с методами качественного анализа;
  • получение растительных индикаторов экспериментальным путём из различных частей  растений  (плодов, листьев, корнеплодов,  цветков);
  • изучение  свойств полученных индикаторов, возможностей их использования.

Оборудование и реактивы:

  1. Весы с разновесами, штатив, плоды, листья различных растений, спиртовка, спички, химические стаканы (2 шт.), стеклянная палочка, воронка, фильтр, пробирки (2 шт.), полоски фильтровальной бумаги, склянка, ступка с пестиком, асбестовая сетка, склянки для полученных индикаторов, вода, растворы кислоты и щёлочи, спирт.
  2. Растворы для «химической жеребьёвки»: Na2CO3, HCl, FeCl3, KCNS, NaOH, CuCl2, фенолфталеин.
  3. Реактивы для задач: в пронумерованных пробирках растворы HCl, NaCl, Na2CO3, молоко.
  4. Информационные карточки.
  5. Справочная литература (информационный стол).

Ход занятия

I. Ориентационно-мотивационный этап.

1. Приветствие.

Учитель: «Я рада приветствовать вас в нашей экспериментальной лаборатории. Сегодня на нашем занятии присутствуют ребята из разных классов – члены факультатива, а также …».

2. Целеполагание.

Учитель: «В адрес нашего факультатива пришло письмо-заявка следующего содержания: В быту часто приходится определять качество продуктов в связи с их разнообразием и различным качеством. Можете ли вы предложить нам простые химические способы определения качества продуктов в быту: свежее ли молоко или рыба и др.?.

Возьмёмся решать эту задачу?

Возможно, решение её займет у нас несколько занятий».

Итак, графически оформим условие задачи:

Задание: сформулируйте свои идеи, предложения по решению данной задачи.

Вопросы:

  • какие качества и свойства продуктов можно определить?
  • с помощью чего это можно сделать?

Обсуждение в группах.

Предложения групп.

На основании предложений групп выходим на понятие «индикаторы».

Проблема: А где взять дома индикаторы?

Графически оформим условие задачи

Вопросы:

  • из чего можно получить индикаторы в домашних условиях?
  • как это можно сделать, т. е. какой провести эксперимент?

Обсуждение в группах.

Предложения групп.

В результате обсуждения выходим на предложение получить водные или спиртовые вытяжки из различных окрашенных частей растений.

II. Операционно-исполнительский  этап.

1. Работа над понятием «индикаторы».

Учитель: «Творческая группа ребят работала над понятием “индикаторы”. И очень хотелось бы посмотреть их наработки. Вы согласны со мной?»

Творческая группа ребят представляет свою работу (презентацию см.  Приложение 1)

Оценивание сообщения - вручение акций (см. Приложение 2)

Учитель: «Я предлагаю следующий порядок дальнейшей работы в группах:

  • выбор темы эксперимента – “химическая жеребьёвка”;
  • проведение эксперимента в группах и подготовка отчёта;
  • сообщения от групп;
  • формулирование выводов.

Вы согласны с таким порядком работы?»

2. «Химическая жеребьёвка».

«Химическая жеребьёвка» проводится для выбора эксперимента группами учащихся или выбора эксперимента консультантами.

Представители от групп или консультанты подходят к столу и проводят по одному опыту (сливают попарно растворы), и по результатам опытов определяется, какой эксперимент будет проводить группа или с какой группой будет работать консультант.

(Результаты записаны на обратной стороне доски.)

Признаки химических реакций

Эксперимент

Выделение газа

№1

Бурый осадок

№2

Малиновая окраска раствора

№3

Красное окрашивание

№4

Осадок голубого цвета

№5

Набор реактивов для «химической жеребьёвки».   

Эксперимент

Реагент 1

Реагент 2

Признаки химических реакций

№ 1

Na2CO3

HCI

Выделение газа

№ 2

FeCI3

NaOH

Бурый осадок

№ 3

Na2CO3

фенолфталеин

Малиновая окраска раствора

№4

FeCI3

KCNS

Красная окраска раствора

№5

СuCI2

NaOH

Осадок голубого цвета

После «жеребьёвки» ученики по группам рассаживаются за столы для выполнения, выбранного эксперимента.

3. Обсуждение плана действий.

Учитель: «Деятельность группы включает:

  • выполнение эксперимента;
  • заполнение общей  таблицы на доске;
  • подготовка отчёта;
  • решение задач (для тех, кто выполнит работу быстрее)».

Реактивы для задач выставлены на отдельном столе.

4. Выполнение эксперимента.

Инструктивные карточки для каждого эксперимента представлены в Приложении 3.

С каждой группой работает консультант-ученик.

5. Отчёты групп.

  • заполнение общей таблицы;
  • устное сообщение.

Схема отчёта группы

1. Тема нашего эксперимента_______________________________

2. Цель_________________________________________________

3. Выдвинули гипотезу: если________________________________ ,

то_____________________________________________________

4. Провели опыт (коротко)_________________________________

5. Наблюдали____________________________________________

6. Делаем вывод _________________________________________

6. Дополнительные задания на выбор для групп, работающих с опережением.

Задача 1. Определите качество молока (свежее или кислое) с помощью полученных вами индикаторов.

Задача 2. В пронумерованных пробирках находятся растворы: соляной кислоты (HCl), хлорида натрия (NaCl) и карбоната натрия (Na2CO3). Определите растворы с помощью полученных вами индикаторов. Примечание: раствор Na2CO3 (сода) даёт щелочную среду.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обсуждение результатов и подведение итогов (по таблице).

№ п/п

Сырьё для приготовления индикатора

Естественный цвет индикатора

Изменение окраски в растворе

кислоты

Основания (щёлочи)

 

 

 

 

 

 

Учитель: «Я благодарю вас за совместную работу. Ваша работа сегодня –  опережающая  как в теоретическом плане, так и в практике эксперимента. Теперь вы можете выступать консультантами на уроках и факультативных занятиях. Оценивая работу консультантов, я вручаю им наши химические акции, которые через определённое время  могут быть обменены на оценку».

2. Рефлексия (индивидуальная).

Карточка рефлексии.

  • Вырази в трёх словах своё отношение к занятию.
  • Хочешь ли ты быть консультантом на одном из следующих  занятий? (+ или – )

Учитель: «Наше общее настроение мне помогут выразить консультанты. Это ещё одно применение индикаторов».

Демонстрационный опыт: 2 листа бумаги орошаются раствором из пульверизатора. На 1 листе проявляется «весёлая мордашка».

«Совпадает это с нашим настроением?»

На втором листе проявляется слово «Тайна».

«Это тема одного из наших следующих занятий».

(Рисунок сделан заранее раствором соды, сбрызгивается раствором фенолфталеина).

Учитель: «Полезный совет.

Некогда было в моде писать приглашения на лепестках цветов. А писали их в зависимости от цветка и желаемого цвета надписи раствором кислоты или щёлочи, пользуясь тонким пером или заострённой палочкой. Попробуйте писать, таким образом, если хотите, но лепестки и растворы для письма подберите самостоятельно, пользуясь полученными сегодня знаниями.

Благодарю всех за участие. На следующем занятии мы применим полученные вами индикаторы для определения свойств некоторых продуктов питания и выработке практических рекомендаций.»