Оборудование и дидактический материал:
- Компьютеры;
- Мультимедиа-проектор;
- Экран.
- Обучающая компьютерная презентация “Номенклатура алканов. Структурные формулы” (Приложение 1)
- Интерактивное задание (Приложение 4)
Раздаточный материал:
- Инструктивная карта по работе с обучающей программой (Приложение 10);
- Карточки
- по составлению названий по формулам;
- на составление формул по названиям;
- Алгоритм составления названия и алгоритм построения структурной формулы алкана (Приложение 2).
Цели урока:
Познавательные:
- Актуализация знаний о номенклатуре органических соединений, знакомство с историей развития номенклатуры и с общими ее принципами.
- Уметь давать название предельным углеводородам с разветвленной цепью.
- Уметь составлять структурные формулы алканов.
- Уметь применять полученные знания на практике, при выполнении заданий.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем.
- Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
- Развивать навыки коммуникативной культуры.
- Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами.
- Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе.
- Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у учащихся:
- получение и обработка информации;
- использование отдельных частей заданий и связывание воедино;
- выбирать собственную траекторию образования;
- принимать на себя ответственность за получаемое образование.
После изучения этой темы учащиеся смогут:
- Записывать структурные формулы предельных УВ.
- Давать называния предельным УВ.
- Соблюдать правила работы на компьютере, в коллективе.
- Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
- Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
- Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и тестами.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация (слово учителя) – 4 мин.
- Самостоятельная работа с обучающей программой – 20 мин.
- Выполнение самостоятельной письменной работы (или можно использовать тестирование по теме) – 7 - 10 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Итоги урока и рефлексия – 6 - 3 мин.
Ход урока
Этап 1. Организационный момент
Этап 2. Ориентировочно-мотивационный (актуализация знаний)
Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
- Какие органические соединения называются предельными углеводородами?
- Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
- Назовите общую формулу предельных углеводородов.
- Что такое гомологический ряд?
- Что такое гомологическая разность?
- Назовите первые пять представителей алканов. Укажите их молекулярные формулы.
- Укажите вид гибридизации, характерный для предельных углеводородов.
- Назовите угол и длину связи, характерные для алканов.
Учитель: Мы уже не раз на уроках говорили о многообразии и сложности строения органических веществ и о необходимости уметь правильно называть органические вещества. Изучение и прогрессивное развитие органической химии было бы невозможно без единого подхода и систематизации химического языка и химической номенклатуры.
Что же такое номенклатура?
Номенклатура – это система названий, употребляющихся в какой-либо науке, тогда химическая номенклатура – это система формул и названий химических веществ. Она включает правила составления формул и названий (смотреть слайд №2).
Существует несколько видов номенклатуры: историческая, или тривиальная, рациональная, современная, или международная (смотреть слайд №3).
На заре развития органической химии было известно достаточно мало веществ живой природы. Ученые той поры могли позволить себе придумывать для каждого вещества собственное название, да еще и не одно. Например, этилен называли “двууглеродистый водород”, “маслородный газ” или “этерин”. Такие названия чаще всего отражали происхождение вещества или наиболее яркое его свойство. Такие названия именуются тривиальными. Они и сейчас широко распространены в химии для обозначения многих веществ.
Когда число органических соединений стало большим, а их строение довольно сложным, возникла необходимость о создании специальной номенклатуры, которая отражала бы их строение. Первой такой номенклатурой стала рациональная номенклатура. Она рассматривала все вещества определенного класса как производные главного и наиболее простого его представителя. Так для предельных углеводородов таким веществом является метан. Предельные углеводороды рассматриваются как производные метана, у которого один или несколько атомов водорода замещены на радикалы. К такой номенклатуре прибегают и сейчас. Однако и она не всегда удовлетворяет химиков.
Чем более сложные вещества, тем более сложных названий они требуют. Простыми тут не обойтись. Была разработана специальная номенклатура – единая для всех органических веществ, которая получила название международной, или систематической. Она известна и как правила ИЮПАК (смотреть слайд №4).
Этап 3. Операционно-исполнительский
Чтобы свободно владеть этой номенклатурой, нужны определенные навыки. И они у вас появятся, когда при изучении обучающей программы “Номенклатура предельных углеводородов” вы познакомитесь с правилами составления названий, и будете называть конкретные вещества (смотреть слайды с №5 по №6).
Работа учеников с компьютерной презентацией “Номенклатура алканов” (смотреть слайды с №7 по №11) с использованием инструктивной карты (Приложение 10).
При изучении алгоритма построения названий предельным углеводородам в презентации используется интерактивная программа (Приложение 3). Создание алгоритма составления названия органических веществ, а так же алгоритма действий по изображению структурной формулы вещества по его названию (Приложение 2).
По мере работы с компьютерной презентацией учащиеся отрабатывают навыки и умения давать названия алканам, а по их названию писать структурные формулы (Приложение 4). Обсуждение результатов работы.
Этап 4. Рефлексивно-оценочный
Для проверки усвоения знаний по теме выполняется самостоятельная работа или тест (смотреть слайды №12 -14).
После окончания работы проверяется выполнение задания и оценивается работа.
Этап 5. Домашнее задание (смотреть слайд №15)
1. По учебнику “Химия 9 класс” (Н.Е. Кузнецова) §54 стр. 198 – 200, задания № 1-5 стр. 200.
2. Задания по “Задачник по химии. 9 класс” (Н.Е. Кузнецова) №7.9 – 7.11 стр. 66.
Этап 6. Рефлексия (смотреть слайд №16)
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Доволен(а) ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел(а) ли ты получить новые знания?
- Ты был(а) активен(а) на уроке?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел(а) показать свои знания?
- Что больше всего тебе понравилось на уроке?
Этап 7. Подведение итогов работы (смотреть слайд №17)
Учитель подводит итог, отмечает наиболее успешные моменты урока, выясняют вопросы, появившиеся у учащихся во время работы. Выявляются сложности при работе с программой и пути их преодоления.
Перечень используемых в уроке ИКТ:
- Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”, уроки химии 10-11 класс, 2002 г.
- “Органическая химия” электронный мультимедийный учебник для средней школы / под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова, Самара, 2001 г.