Обобщающий урок по химии в 9-м классе по теме "Теория электролитической диссоциации"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Привести в единую систему полученные знания, проверить глубину и прочность знаний, полученных при изучении данной темы;
  • Научить сравнивать и обобщать, выделять главное в учебном материале.
  • Закрепить умения составлять ионные уравнения, решать задачи на “избыток-недостаток”
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации.
  • Развитие навыков работы с химическими реактивами, источниками знаний и справочными таблицами.
  • Развитие умений систематизировать и анализировать свои знания, умение применять полученные знания на практике, делать выводы.

Оборудование и оформление урока: на доске плакат с рисунком вершины горы (Рисунок 1), на столах учеников “рюкзаки”, в которых находятся: путевой дневник (Приложение 1) с разноуровневыми заданиями, карточка с домашним заданием, карточки с формулами веществ (Приложение 2). На экспериментальном столе реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, карбонат калия, соляная кислота, серная кислота, фенолфталеин

На компьютерах учащихся: презентация урока (Приложение 3), химический тренажер (Приложние 4), тесты.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Объяснение темы, цели и хода урока. (Слайд 1, Приложение 3)

“Хоть выйди ты не в белый свет, (Слайд 2 Приложение 3)
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”. Н.Рыленков

1 этап: Готовность к покорению вершины (Слайд 3 Приложение 3)

Игра: “Ты – мне, я – тебе”

Учитель: давайте вспомним основные понятия и термины темы. Я предлагаю сыграть в игру “Ты — мне, я — тебе”. На доске карточки с вопросами (Приложение5), написанными на внутренней стороне карточки, вы подходите, выбираете вопрос и задаёте его своему товарищу, выбранному вами.

Вопросы:

1. Дать определение электролитической диссоциации

2. Кто автор изученной теории?

3. Дать определение электролитов. Привести примеры.

4. Дать определение неэлектролитов. Привести примеры.

5.Дать определение степени диссоциации

6. Дать определение кислоты по теории диссоциации

7. Дать определение соли по теории диссоциации

8. Дать определение основания по теории диссоциации.

2 этап: Собери рюкзак (Слайд 4 Приложение 3)

Из предложенных формул нужно выбрать:

1 группа “теоретики” - формулы электролитов

2 группа “практики” - формулы неэлектролитов

3 группа “экспериментаторы” - формулы сильных электролитов

3 этап: Восхождение (Слайд 5 Приложение 3)

Записать диссоциацию: соляной и серной кислот, гидроксида бария и гидроксида натрия, хлорида меди(II) и сульфата алюминия. Какие ионы являются общими для кислот, щелочей? Какие индикаторы меняют цвет в кислотах и щелочах?

4 этап: В пещере колдунов (Слайд 6 Приложение 3)

Записать молекулярные и ионные уравнения следующих превращений: (Слайд 7 Приложение 3)

1 группа NaOH + HCl =

2 группа

CuSO4 + NaOH =

K2CO3 + H2SO4 =

3 группа

H2SO4 + BaCl2 =

Na2SO4 + BaCl2 =

В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?

Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок -
Вот тогда порядок!

5 этап: Вершина горы (Слайд 8 Приложение 3)

Решение задач на “избыток-недостаток”, используя химический тренажер (Приложение4).

6 этап: Путь домой (Слайд 9 Приложение 3)

Просмотр презентации Митрошина Николая

Вопросы на последок

1. В кормлении волчат принимает участие и самец-волк, отрыгивая пищу в молоко волчицы. Каков смысл его действий?

2. При повышенной кислотности назначают пить р-р соды. Для чего это делают?

7 этап: Путевые заметки

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе

Заключение:

“Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё”.

Приложение 5

Приложение 6