Программа элективного курса “Химия в нашем доме” предназначена для учащихся 9-х классов.
Основной целью является – изучение разнообразия и свойств веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать, формирование культуры здоровья и научного миропонимания.
Содержание программы расширяет кругозор учащихся в области естественных наук, позволяет понимать и объяснять многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину природы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии, а также медицины.
Основные задачи элективного курса:
- Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии и биологии.
- Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем.
- Создать условия для приобретения опыта обращения с веществами через практические работы и участие в учебном исследовании.
- Познакомить учащихся с некоторыми методиками химического анализа, которые позволяют контролировать качество и состав некоторых веществ.
- Формировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию
- Становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.
Ожидаемый результат:
- самоопределение учащихся относительно естественно-научного профиля.
- расширение знаний, повышение положительной мотивации на изучение предмета.
- умение наблюдать, самостоятельное получение и применение знаний, описывание результатов наблюдений и экспериментов.
- оформление данных в виде таблицы или схем, т.е. обобщение, анализ информации, умение самостоятельно делать выводы.
- приобретённые умения вести дискуссии, отстаивая свою точку зрения, уважая мнение других, нахождение истины и осознание своей значимости в коллективе.
Тематическое планирование учебного материала.
Планирование материала на 17 часов в год.
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Воздух. Воздух в масштабе планеты. Состав воздуха, основные загрязнители атмосферы. Озон – польза или вред? Влияние УФ-лучей на микроклимат дома. |
2 | Соцопрос, обработка анкет, сообщения
учащихся, работа с литературой. Выступление на
общешкольной тематической линейке. В портфолио: 1. Обработанные анкетные данные. 2. Сообщения. |
2. | Качество воздуха в доме. Пыль. Что отравляет воздух в квартирах. Углекислый газ и другие биогенные газы. Радон. Пассивное курение. Влияние на здоровье сырости в доме.Улучшают ли качество воздуха бытовые ионизаторы? Мебель и воздух в доме. |
2 | Семинар, Практическая работа №1
(проведение опыта с сигаретой, создание слайд
презентации о вреде курения”. Выступление с
сообщениями на кл. часах. В портфолио: 1. Результаты практической работы. 2. Сообщения. 3. Презентация |
3. | Вода. Роль воды в организме человека. Питьевой режим. Качество питьевой воды. Очистка воды. Можно ли пить воду из-под крана? Некоторые разновидности воды. Вода в быту. Экономия воды. Вода и чай. |
3 | Практическая работа №2 “Определение качества воды” (сравнение дождевой воды, из реки Енисей, водопроводной, дистиллированной) Практическая работа №3 “Очистка воды”, Практическая работа №4 “Удаление жесткости воды”. В портфолио: 1. Результаты практической работы 1 и 2. |
5. | Виды питательных веществ и их роль. Что такое правильное питание? Почему возникает кариес? (химизм образования кариеса). Анализ химического состава зубных паст. |
2 | Работа с литературой, встреча со
стоматологом. Практическая работа №5 “Как
правильно подобрать зубную пасту”. В портфолио: 1. Результаты практической работы. 2. Рекомендации стоматолога. |
6. | Антиоксиданты в нашей пище. Грамотное использование информации на товарной упаковке. Понятие о красителях, эмульгаторах, консервантах. Риски, связанные с потреблением пищи. |
2 | Сообщения учащихся, практическая
работа №6 “Анализ маркировок пищевых добавок на
упаковках продуктов”. Дискуссии, выступление с
результатами на общешкольных мероприятиях. В
портфолио: 1. Сообщения учащихся. 2. Анализ маркировок с выводами. 3. Результаты практической работы. |
7. | Реклама глазами химика | 1 | Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа №7 В портфолио: 1. Сообщения. 2. Результаты практической работы. 3. |
8. | Моющие и чистящие средства. Из истории мыла. Как правильно подобрать мыло, шампунь, СМС. |
2 | Практическая работа №7, “Домашняя
химчистка”. В портфолио: 1. Результат практической работы. 2. Сообщение. |
9. | Домашняя аптека. Из истории наиболее известных ядов. Правила хранения лекарственных препаратов. Что должно быть в домашней аптеке. |
2 | Домашняя практическая работа.
Сообщения учащихся. Встреча с терапевтом,
интервью. В портфолио: 1. Оформленная домашняя практическая работа. 2. анализ правильного хранения лекарств дома. 3. Сообщения. |
10. | Заключительное занятие. Обобщение
полученной информации. Анализ работы, выводы,
завершение оформления портфолио. Выполнение компьютерной презентации по итогам курса. |
1 | Афиширование своих достижений. Анализ
практической деятельности. Вставка титульного листа. |
Итого: 17 часов.
Литература и другие информационные источники.
- Химическая энциклопедия. М., 1988
- КукушкинЮ.Н., Химия вокруг нас, 198
- Глинка Н.Л., Общая химия, 2003.
- Ицкова А.И., Наш быт глазами врача, 1991.
- Колесецкая Г.И., Лесовская М.И. Экология нашего дома, 2003.
- Колесецкая Г.И., ЛесовскаяМ.И. Экологическая химия в вопросах и ответах, 2004.
- Колесецкая Г.И. Практические работы по химической технологии и прикладной химии, 2004.
- Журнал “Биология для школьников”.
- Приложение к газете “1 сентября”, химия и биология.
- CD, Фестиваль “Открытый урок” 2004-2005, 2005-2006.