Программа элективного курса "Химия в нашем доме"

Разделы: Химия


Программа элективного курса “Химия в нашем доме” предназначена для учащихся 9-х классов.

Основной целью является – изучение разнообразия и свойств веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать, формирование культуры здоровья и научного миропонимания.

Содержание программы расширяет кругозор учащихся в области естественных наук, позволяет понимать и объяснять многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину природы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии, а также медицины.

Основные задачи элективного курса:

  1. Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии и биологии.
  2. Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем.
  3. Создать условия для приобретения опыта обращения с веществами через практические работы и участие в учебном исследовании.
  4. Познакомить учащихся с некоторыми методиками химического анализа, которые позволяют контролировать качество и состав некоторых веществ.
  5. Формировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию
  6. Становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.

Ожидаемый результат:

  • самоопределение учащихся относительно естественно-научного профиля.
  • расширение знаний, повышение положительной мотивации на изучение предмета.
  • умение наблюдать, самостоятельное получение и применение знаний, описывание результатов наблюдений и экспериментов.
  • оформление данных в виде таблицы или схем, т.е. обобщение, анализ информации, умение самостоятельно делать выводы.
  • приобретённые умения вести дискуссии, отстаивая свою точку зрения, уважая мнение других, нахождение истины и осознание своей значимости в коллективе.

Тематическое планирование учебного материала.

Планирование материала на 17 часов в год.

Наименование тем Кол-во часов Виды деятельности
1. Воздух.

Воздух в масштабе планеты. Состав воздуха, основные загрязнители атмосферы. Озон – польза или вред? Влияние УФ-лучей на микроклимат дома.

2 Соцопрос, обработка анкет, сообщения учащихся, работа с литературой. Выступление на общешкольной тематической линейке.

В портфолио:

1. Обработанные анкетные данные.

2. Сообщения.

2. Качество воздуха в доме.

Пыль. Что отравляет воздух в квартирах. Углекислый газ и другие биогенные газы. Радон.

Пассивное курение. Влияние на здоровье сырости в доме.Улучшают ли качество воздуха бытовые ионизаторы? Мебель и воздух в доме.

2 Семинар, Практическая работа №1 (проведение опыта с сигаретой, создание слайд презентации о вреде курения”. Выступление с сообщениями на кл. часах. В портфолио:

1. Результаты практической работы.

2. Сообщения.

3. Презентация

3. Вода.

Роль воды в организме человека. Питьевой режим. Качество питьевой воды. Очистка воды. Можно ли пить воду из-под крана? Некоторые разновидности воды. Вода в быту. Экономия воды. Вода и чай.

3 Практическая работа №2

“Определение качества воды” (сравнение дождевой воды, из реки Енисей, водопроводной, дистиллированной)

Практическая работа №3 “Очистка воды”,

Практическая работа №4 “Удаление жесткости воды”. В портфолио:

1. Результаты практической работы 1 и 2.

5. Виды питательных веществ и их роль.

Что такое правильное питание? Почему возникает кариес? (химизм образования кариеса). Анализ химического состава зубных паст.

2 Работа с литературой, встреча со стоматологом. Практическая работа №5 “Как правильно подобрать зубную пасту”. В портфолио:

1. Результаты практической работы.

2. Рекомендации стоматолога.

6. Антиоксиданты в нашей пище.

Грамотное использование информации на товарной упаковке. Понятие о красителях, эмульгаторах, консервантах. Риски, связанные с потреблением пищи.

2 Сообщения учащихся, практическая работа №6 “Анализ маркировок пищевых добавок на упаковках продуктов”. Дискуссии, выступление с результатами на общешкольных мероприятиях. В портфолио:

1. Сообщения учащихся.

2. Анализ маркировок с выводами.

3. Результаты практической работы.

7. Реклама глазами химика 1 Семинар. Сообщения учащихся.

Практическая работа №7 В портфолио:

1. Сообщения.

2. Результаты практической работы.

3.

8. Моющие и чистящие средства.

Из истории мыла. Как правильно подобрать мыло, шампунь, СМС.

2 Практическая работа №7, “Домашняя химчистка”. В портфолио:

1. Результат практической работы.

2. Сообщение.

9. Домашняя аптека.

Из истории наиболее известных ядов. Правила хранения лекарственных препаратов. Что должно быть в домашней аптеке.

2 Домашняя практическая работа. Сообщения учащихся. Встреча с терапевтом, интервью. В портфолио:

1. Оформленная домашняя практическая работа.

2. анализ правильного хранения лекарств дома.

3. Сообщения.

10. Заключительное занятие. Обобщение полученной информации. Анализ работы, выводы, завершение оформления портфолио.

Выполнение компьютерной презентации по итогам курса.

1 Афиширование своих достижений. Анализ практической деятельности.

Вставка титульного листа.

Итого: 17 часов.

Литература и другие информационные источники.

  1. Химическая энциклопедия. М., 1988
  2. КукушкинЮ.Н., Химия вокруг нас, 198
  3. Глинка Н.Л., Общая химия, 2003.
  4. Ицкова А.И., Наш быт глазами врача, 1991.
  5. Колесецкая Г.И., Лесовская М.И. Экология нашего дома, 2003.
  6. Колесецкая Г.И., ЛесовскаяМ.И. Экологическая химия в вопросах и ответах, 2004.
  7. Колесецкая Г.И. Практические работы по химической технологии и прикладной химии, 2004.
  8. Журнал “Биология для школьников”.
  9. Приложение к газете “1 сентября”, химия и биология.
  10. CD, Фестиваль “Открытый урок” 2004-2005, 2005-2006.