Как показывает опыт, такой способ изучения достаточно сложного для восьмиклассников материала позволяет повысить степень усвоения и вызывает положительный отклик со стороны учеников.
Урок “Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Кристаллические решетки” проводится по плану при изучении темы “Соединения химических элементов” (программа О. С. Габриеляна [1]). Содержание урока стандартное (см. [1,2]), но в качестве моделей использую не только типовые модели кристаллических решеток, но и модели, изготовленные учениками предыдущих восьмых классов.
В начала урока обсуждаем понятие “модель”. Учащиеся предлагают свои варианты понимания термина “модель”. При обсуждении обращаю внимание на многозначность данного понятия, использование его в различных областях жизни. Далее учитель приводит определения обсуждаемого понятия:
Модель [3] (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus - мера, мерило, образец, норма),
- образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного ли массового воспроизведения (модель автомобиля, модель одежды и т. п.), а также тип, марка какого-либо изделия, конструкции.
- Изделие (изготовленное из дерева, глины, воска, гипса и др.), с которого снимается форма для воспроизведения в другом материале (металле, гипсе, каине и др.).
- Человек, позирующий художнику (натурщик), и вообще изображаемые объекты ("натура").
- Устройство, воспроизводящее, имитирующее (обычно в уменьшенном, "игрушечном" масштабе) строение и действие какого-либо другого устройства ("настоящего") в научных, практических (например, в производственных испытаниях) или спортивных целях.
В науке понятию модель можно дать несколько другое определение:
Модель – это система аксиом и построенных на её основе логических следствий (теорий), а также наблюдений и экспериментов в рамках теорий. Результаты, полученные в пределах модели, являются истиной тогда, когда известно, что они не выходят за рамки исходных аксиом модели (с понятием “аксиома” учащиеся уже хорошо знакомы из курса геометрии).
Вспоминаем модели, используемые нами на уроках химии – например, планетарная модель строения атома, или при изучении других предметов: модель Земли - глобус, а модель различных частей Вселенной (точнее - звёздного неба) - экран планетария. В этом же смысле можно сказать, что чучело животного есть модель этого животного.
Эту часть урока заканчиваем, делая вывод, что в науке для изучения свойств различных объектов природы используются модели этих объектов.
Вторая часть урока посвящена изучению кристаллических и аморфных веществ и основных типов кристаллических решеток.
В конце урока ученики получают домашнее задание (по желанию в двух возможных формах: выполнить модель кристаллической решетки из подручных материалов или изобразить кристаллическую решетку какого-либо конкретного вещества). Задание дается на две недели. В течение двух недель ученики, выбравшие форму изготовления модели, приглашаются на консультации, где мы рассматриваем примеры кристаллических решеток и учитель дает советы по практическому выполнению задания. Примеры кристаллических решеток, выполненных учащимися, приведены на рисунках 1 и 2. Материал для изготовления данных пособий может быть различным и очень доступным.
Итог выполнения домашнего задания подводим на одном из повтоительно-обобщающих уроков. На этом уроке демонстрирую все выполненные модели и рисунки учащихся, и каждый ученик, выполнивший модель защищает свой проект, то есть рассказывает о веществе по плану:
- Название вещества (систематическое и, если есть, тривиальное)
- Формула
- Тип и схема (по возможности) химической связи
- Тип кристаллической решетки
- Физические свойства вещества.
При обсуждении металлической кристаллической решетки учитель рассказывает о её типах. Исходя из моего опыта, чаще всего учащиеся изготавливают модель кубической объемоцентрированной металлической кристаллической решетки. Обсудив с учащимися данную структуру, показываю и обсуждаю с ними и кубическую гранецентрированную и гексагональную металлические кристаллические решетки.
После урока в кабинете оформляю выставку из лучших работ.
Дальнейшую работу в этом направлении с заинтересованными учащимися провожу на дополнительных занятиях, где мы изучаем геометрическое строение молекул и изготовляем модели молекул.
Литература:
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М.: Дрофа, 2002.
- Рыбникова З. Д., Рыбников А. В. Неорганическая химия. Поурочные планы. 8-9 класс. Пособие для учителя. – М.: Айрис Пресс, 2004.
- Большая советская энциклопедия, том 16, с. 399. М.: “Советская энциклопедия”, 1974.