Урок естествознания (природоведения) в начальных классах по теме: "Тела и вещества"

Разделы: Химия, Начальная школа


Предлагаю вашему вниманию разработку урока, который я провожу каждый год в апреле в младших классах.

Программа курса “Окружающий мир” включает в себя многие вопросы, связанные с изучением естественнонаучных понятий, но учителя младших классов не всегда имеют возможность демонстрировать опыты, иллюстрирующие данные понятии. Данный урок позволяет устранить этот пробел.

Цели урока:

  1. Дать понятие о веществе и теле, сформировать начальные умения находить различия между понятиями “тело” и “вещество”.
  2. Дать понятие о трех состояниях вещества на примере воды, о смесях веществ и способах их разделения.

Оборудование:

  • различные предметы химической посуды (пробирки, колбы, выпаривательные чашки и т. д.),
  • коллекции тел из алюминия и стекла,
  • поваренная соль,
  • речной песок,
  • спиртовка,
  • прибор для фильтрования.

Ход урока

1. Введение

Беседа о кабинете химии, в котором будет проходить урок, о его отличиях от других кабинетов: особые парты, демонстрационный стол учителя, таблицы и пособия.

Химия – один из предметов, которые вы будете изучить позже. Она изучает природу и явления, происходящие в ней. На уроках природоведения вы уже изучали окружающий мир, природу. Мы сегодня подробнее узнаем, что такое вещество и тело.

2. Химическая посуда

Для того чтобы продемонстрировать различные вещества и тела необходимо пользоваться специальным химическим оборудованием и посудой. Затем учитель демонстрирует различные предметы химической посуды, поясняя их значение. Объяснение учителя можно оживить беседой, так как с некоторыми предметами химический посуды учащиеся знакомы, например, из посещения поликлиники (пробирки).

Параллельно рассказу о назначении посуды обсуждается материал из которого она изготовлена.

Учащиеся зарисовывают в тетрадь несколько предметов (Рисунок 1).

3. Тела и вещества

На примере химической посуды учитель объясняет, что се продемонстрированные предметы – тела, которые изготовлены из веществ – стекла, фарфора и т. д.

Даем определения:

Тело – любой предмет, любое живое существо.

Вещество – то из чего состоит тело.

Зарисовывает схему и несколько предметов с указанием веществ, из которых они сделаны.

4. Кипение и плавление воды

Любое вещество может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком. Учитель демонстрирует все состояния воды и переходы между ними, в тетради учащиеся записывают схему.

5. Разделение смесей

Приготовление растворов соли и смеси води и речного песка. Обсудить различие этих смесей. Затем учитель показывает фильтрование смеси с песком и выпаривание раствора соли.

6. Завершающие опыты

Если на уроке остается время, то можно продемонстрировать несколько занимательных и несложных химических опытов, например:

  • Горение магния
  • Изменение цвета индикатора
  • Взаимодействие мела и кислоты

7. Результаты урока

В конце уроков предлагаю осуществить обратную связь с учениками, которым предлагаю следующие вопросы:

1. На уроке тебе было:

  • Интереснее, чем на обычном уроке
  • Так же как на обычном уроке
  • Не интересно

2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:

  • Сложным
  • Простым

Результаты представлены на диаграммах (рисунок 3 и рисунок 4)

Приведенные диаграммы, показывают, что урок вызвал интерес практически у всех учеников второго и третьего классов. Материал, изученный на уроке, был более сложным для учащихся второго класса. Изучаемые понятия являются новыми для учащихся второго класса и знакомыми для учащихся третьего класса.