Предлагаю вашему вниманию разработку урока, который я провожу каждый год в апреле в младших классах.
Программа курса “Окружающий мир” включает в себя многие вопросы, связанные с изучением естественнонаучных понятий, но учителя младших классов не всегда имеют возможность демонстрировать опыты, иллюстрирующие данные понятии. Данный урок позволяет устранить этот пробел.
Цели урока:
- Дать понятие о веществе и теле, сформировать начальные умения находить различия между понятиями “тело” и “вещество”.
- Дать понятие о трех состояниях вещества на примере воды, о смесях веществ и способах их разделения.
Оборудование:
- различные предметы химической посуды (пробирки, колбы, выпаривательные чашки и т. д.),
- коллекции тел из алюминия и стекла,
- поваренная соль,
- речной песок,
- спиртовка,
- прибор для фильтрования.
Ход урока
1. Введение
Беседа о кабинете химии, в котором будет проходить урок, о его отличиях от других кабинетов: особые парты, демонстрационный стол учителя, таблицы и пособия.
Химия – один из предметов, которые вы будете изучить позже. Она изучает природу и явления, происходящие в ней. На уроках природоведения вы уже изучали окружающий мир, природу. Мы сегодня подробнее узнаем, что такое вещество и тело.
2. Химическая посуда
Для того чтобы продемонстрировать различные вещества и тела необходимо пользоваться специальным химическим оборудованием и посудой. Затем учитель демонстрирует различные предметы химической посуды, поясняя их значение. Объяснение учителя можно оживить беседой, так как с некоторыми предметами химический посуды учащиеся знакомы, например, из посещения поликлиники (пробирки).
Параллельно рассказу о назначении посуды обсуждается материал из которого она изготовлена.
Учащиеся зарисовывают в тетрадь несколько предметов (Рисунок 1).
3. Тела и вещества
На примере химической посуды учитель объясняет, что се продемонстрированные предметы – тела, которые изготовлены из веществ – стекла, фарфора и т. д.
Даем определения:
Тело – любой предмет, любое живое существо.
Вещество – то из чего состоит тело.
Зарисовывает схему и несколько предметов с указанием веществ, из которых они сделаны.
4. Кипение и плавление воды
Любое вещество может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком. Учитель демонстрирует все состояния воды и переходы между ними, в тетради учащиеся записывают схему.
5. Разделение смесей
Приготовление растворов соли и смеси води и речного песка. Обсудить различие этих смесей. Затем учитель показывает фильтрование смеси с песком и выпаривание раствора соли.
6. Завершающие опыты
Если на уроке остается время, то можно продемонстрировать несколько занимательных и несложных химических опытов, например:
- Горение магния
- Изменение цвета индикатора
- Взаимодействие мела и кислоты
7. Результаты урока
В конце уроков предлагаю осуществить обратную связь с учениками, которым предлагаю следующие вопросы:
1. На уроке тебе было:
2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:
- Сложным
- Простым
Результаты представлены на диаграммах (рисунок 3 и рисунок 4)
Приведенные диаграммы, показывают, что урок вызвал интерес практически у всех учеников второго и третьего классов. Материал, изученный на уроке, был более сложным для учащихся второго класса. Изучаемые понятия являются новыми для учащихся второго класса и знакомыми для учащихся третьего класса.