Девиз урока: “Забота о ближнем - пробный камень человеческой души”.
Тип урока: урок обобщения ЗУН.
Методы обучения: словесно-наглядные, практические, с использованием информационно-коммуникационных технологий, ТСО.
Приемы реализации методов: задания на сравнения и анализ информации полученной ранее,
Форма урока: туристический поход (путешествие).
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, с использованием двухуровневой дифференциации заданий.
Урок рассчитан на обучающихся базового уровня, длительность - 45 минут.
Цели урока:
1. Обучающая: способствовать созданию условий для приведения в систему и повторения физических, химических свойств кислорода, водорода; получения, собирания данных газов; составе и номенклатуре соединений водорода и кислорода. Познакомить обучающихся с применением кислорода и водорода.
2. Развивающая: осуществлять целенаправленное развитие на основе усвоения логических приемов осмысления (анализ, синтез, сравнение); рецензировать ответы одноклассников. Обеспечить осмысление основных знаний по изучаемым газам в связи с молярным объемом газов, законом об объемных отношениях газов. Продолжить развитие понятий “окисление, восстановление”. Развивать умения проводить расчеты по ТХУ. Развивать умения использовать химическую терминологию. Показать обучающимся возможности Интернет и мультимедийных пособий из электронной библиотеки в пользовании информацией, чем развивать мотивацию к изучению химии и к подготовке для поступления в ВУЗы. Для обучающихся, работающих на репродуктивном уровне развивать умения составлять уравнения и решать задачи по алгоритму, а для обучающихся, работающих на конструктивном уровне переносить знания для решения творческих задач.
3. Воспитывающая: воспитание позитивного отношения к ЗОЖ (поход, физкультминутка), воспитание толерантности, позитивного отношения к учебному труду, сотрудничеству.
Наглядность: таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, компьютер, видеоплеер, видеофильм “Водород”, диски мультимедийных учебных пособий по химии для 8 класса, издательство “Просвещение” с демонстрацией опытов по разделам “Водород”, “Кислород”, набор реактивов и приборов для демонстрации опыта для получения и доказательства кислорода, мультимедийный проектор, экран, набор карточек и транспарантов у учителя (в соответствии с запланированными заданиями), “маршрутный лист” - план похода на партах обучающихся.
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап Приветствует обучающихся, проверка готовности обучающихся. Вступление: почти 32 урока назад вы, ребята, еще не знали хим. элементов, формул, не могли составлять уравнений и решать химические задачи. Вместе с вами сегодня мы уже повторяем темы глав 4-6. Мы совершим восхождение в горы Хеми, ведь мы хотим достичь вершины знаний по химии. Ребята вашего класса любят ходить в походы. |
Приветствуют учителя, проверяют наличие материалов к уроку. Учащиеся слушают учителя. |
Называется тема урока. Совместное
определение целей данного урока рекомендацией
найти в оглавлении учебника названия тем
указанных глав и попытаться сформулировать цели.
Обращает внимание к девизу урока, говоря о помощи
одноклассникам в постижении знаний, особенно
тем, кто затрудняется.. Обращает внимание
обучающихся на оборудование к уроку,
терминологию, понятия по теме. Предлагается план
работы на уроке - маршрутный лист похода
(приложение 5). Учитель обобщает намеченные цели в
соответствии с указанными выше. Договоримся, что в походе надо действовать дружно, слаженно, с соблюдением правил ТБ, быть толерантными, терпеливо объяснять другому, если что-то не понятно. Сейчас новый век - компьютеризации, поэтому в поход мы возьмем компьютер и мультимедийное учебное пособие для 8 класса из электронной библиотеки. Многие увидят возможности электронной библиотеки и Интернет для самообразования. На столах вы имеете маршрутный лист с названиями этапов похода и карточки заданиями. Прежде, чем пойти в поход, надо собрать рюкзак. Т.е. повторить основные понятия, которые помогут нам преодолеть препятствия. |
Слушают учителя, записывают в тетради
тему урока. Работают с оглавлением учебника, устно формулируют варианты целей урока. Смотрят показываемый учителем основной перечень понятий на переносной доске.
Обучающиеся бегло знакомятся с маршрутным листом. |
Основной этап Собери рюкзак. Учитель выходит в Интернет по адресу http://www.hemi.nsu.ru/ucheb155.htm. “Молярный объем газов”, просматривают формулы и теоретическую часть с целью актуализации опорных знаний для газообразных веществ и ознакомления с ресурсами Интернет. 1. Учитель вызывает к доске 2-х учащихся. Одного просит на транспарантах с формулами (Приложение 1) для определения массы веществ, объема газов или количества вещества по известной массе или объему выбрать формулы для нахождения объема газа и произвести расчеты: Каков объем 0,1 моль кислорода; 3 моль водорода (н.у.). Другого просит найти формулу определить формулу нахождения и определить его для 44,8л кислорода, 1,12 л водорода. 2. Фронтальная работа с классом, разделенным на 3 группы обучающихся во время подготовки двух обучающихся. Ответы фиксируются жетонами (вопросы см. в Приложении 5-Маршрутный лист). |
Обучающиеся участвуют в данном
фрагменте урока.
Первый и второй учащиеся проводят расчеты |
2. Восхождение. Приглашаются четыре ученика к доске. Двум предлагается практически выполнить опыты по получению и собиранию водорода и кислорода, проверке их наличия и физическим свойствам. Двум другим предлагается написать уравнения химических свойств кислорода и водорода. Вспомним и сравним физические и химические свойства водорода и кислорода по предлагаемой форме (Приложение 2, Приложение 4). Сделаем вывод об их активности и различных способах собирания газов. |
Двое обучающихся практически выполняют задание по получению, собиранию и проверке наличия указанных газов. Двое записывают уравнения. Сравнивают по рекомендации (Приложение 4), делают выводы о более высокой активности и окислительной способности кислорода (процессы гниения, брожения, ржавления); о восстановительной способности водорода и взаимодействии с веществами при повышенной температуре. |
3.Водопад веществ Учитель предлагает парам учащихся задания двухуровневой дифференциации осуществить превращения. 1 уровень: Н O O Fe O Fe Н Прочитать уравнения, назвать вещества. Провести взаимопроверку. Определить сумму коэффициентов в уравнении №3: а) 8 б) 9 в) 3 2 уровень: (См. Приложение 5-Маршрутный лист, п.3). Ответить на вопросы по уравнениям : Для чего используют №1 в хим. лаборатории? Для чего используют этот процесс (№2)? Укажите знак теплового эффекта реакции №2. Под действием какого фактора природы образуется озон? Это экзо- или эндотермическая реакция? Назовите окислитель процесса №4. Назовите восстановитель процесса №5, где это свойство используется? Задание на применение закона объемных отношений газов: по уравнению №1 в превращении 1 определить: Сколько моль водорода и кислорода получится при разложении 1 моля воды; 4 моль воды; 10 моль воды? Задание: Из перечня формул выбрать оксиды и гидриды, проставить валентность элементов, назвать вещества: HSO, HS, CuO, CaH, NaOH, SO, LiH, O, HO, HCl |
Учащиеся самостоятельно работают,
меняются тетрадями, проводят взаимопроверку.
Сверяют результаты с правильными ответами на
транспаранте.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Делают вывод об одинаковых способах расчетов объемов различных газов.
Учащиеся выполняют задание: оксиды гидриды |
4. Привал (отдохнем и погреемся у
костра) Тропа стала малозаметной.Сделаем привал. Дружно разжигаем костер, покушаем, расскажем интересные истории. Костер разжигаем из хвороста, старых веток, лежащих на земле. Не ломаем и не рубим живые деревца, которых здесь мало. Решение задачи по ТХУ из раздела диска мультимедийного учебного пособия для 8 класса “Задачи для подготовки к ЕГЭ” : На основании ТХУ горения этилена: C H + 3 O =2C O +2 Н O + 1410,96 кДж рассчитайте, сколько выделится теплоты, если сгорит 112 л этилена. (Связь с органической химией, 9 класс). 2) Заслушивается сообщение ученицы об изотопах водорода и опытах ученого Кавендиша с целью расширения познания учащихся в химии. Ответ рецензируется по плану (Приложение 3) с целью обучения рецензированию. (Если есть время, можно послушать краткие сведения о нахождении водорода в составе белков пищи, тканей живых организмов, о гидрировании жидких жиров). 3) Физкультминутка с целью применения здоровьесберегающих технологий (проводит ученик). Стандартный комплекс упражнений на улучшение мозгового кровообращения и гимнастика для глаз. |
Обучающиеся читают спроецированную на
экран задачу. Ученица решает ее на доске. Обучающиеся слушают сообщения, заранее индивидуально подготовленные одноклассниками. Одноклассники рецензируют ответы по предложенному плану (Приложение 3).
Обучающиеся повторяют упражнения 1-2 мин. |
5.В пещере чудес Демонстрация опытов демонстрацией опытов по разделам “Водород”, “Кислород” диска мультимедийного учебного пособия для 8 класса. (Цель: развивать наблюдательность, знания правил ТБ, повторить признаки, названия приборов и др., возможности самообразования). Самостоятельно без учителя опыты не проводить! |
Учащиеся наблюдают опыты около5 мин. Раздел “Водород”: 1.Зарядка аппарата Кипа. 2. Реакция цинка с соляной кислотой. 3.Проверка водорода на чистоту. 4. Восстановление меди из оксида меди (II). 5. Взрыв смеси воздуха и водорода. Раздел “ Кислород”: 1. Получение кислорода. 2. Горение железа, серы. 3. Горение метана. 4. Взрыв смеси метана с воздухом (опасно в шахтах). |
Закрепление и применение ЗУН 6. Путь домой 1) Цель: применение ЗУН. Провести расчеты из раздела диска мультимедийного учебного пособия для 8 класса “Теоретическая химия. Относительная плотность газов” № 08010801; Провести расчеты из раздела “Закон и число Авогадро” №09011301. 2) Просмотр фрагмента видеофильма “Применение водорода”. |
Фронтальное решение задач, просмотр
видеофрагмента.
|
Подведение итогов, домашнее задание 7. Путевые заметки. 1) Подведение итога, рефлексия урока: насколько сегодня, путешествуя по горам Хеми ребята приблизились к вершине знаний по химии? Что наиболее удалось и было полезным? Что общего обнаружено для водорода и кислорода? 2) Оценка работы ребят за устную и письменную работу в течение урока, а также по числу набранных жетонов. 3) Домашнее задание: повторить трудные вопросы глав 4-6. Осуществить превращения(см.Приложение 5-Маршрутный лист, п.7): Учитель комментирует д/з, определить вещество А. Подготовиться к проверочной работе по темам. Учитель благодарит ребят, прощается. |
Обучающиеся участвуют в рефлексии. Записывают домашнее задание |