Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Нефть”.
2. Углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья.
3. Акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов - крекинга и риформинга нефтепродуктов.
4. Дать ученикам возможность повысить свой общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.
I. Оборудование:
На каждом столе - флакон с нефтью, каталог таблиц и схем (самодельный), листок бумаги. На демонстрационном столе - бутыль с нефтью, бензин авиационный, бензины различных марок, керосин, бензол, толуол, ксилол, гексан, раствор каучука в бензине, вазелин, парафин брикетированный, машинное масло.
II. Плакаты:
- “Переработка нефти”.
- “Переработка и состав природных источников углеводородов”.
- “Нефтепродукты”.
- “Химические основы крекинга”.
- “Коксование угля”.
- Выставка книг по нефтепродуктам.
III. Девизы:
- “В химии все возможно” Шарль Вюрц (1817-1834).
- “Переход на нефтяное и газовое сырье - это подлинная научно-техническая
- революция” Л. А. Костандов (в прошлом - министр химической промышленности СССР).
IV. Подготовительный этап:
- Учащиеся 10-х классов слушают лекцию на тему “Нефть и ее состав”, “Переработка нефти”, “Использование и добыча нефти”.
- По пройденным темам учитель задает вопросы учащимся, на которые они готовят доклады, рефераты.
- Совместно с учителем географии составляется план заседания на нефтеперерабатывающем заводе, где будут освещены не только химизмы, но и экономика, сбыт, сырье. Этими вопросами занимается учитель географии.
- Собранный материал обсуждается совместно с учащимися и распределяется по желанию учеников.
- Учителя химии и географии готовят урок совместно с учащимися, распределяют роли директора завода, экономиста, снабженца, главного инженера, технолога, начальника сбыта, начальника охраны и труда и окружающей среды, зав. кадрами, историка, геолога, географа.
- Учащиеся 10-х классов изготовляют визитные карточки. Не задействованные ученики выполняют роль “молодых специалистов”, пришедших на работу на нефтеперерабатывающее предприятие.
V. Ход урока (совещания).
Кабинет - зал заседаний на нефтеперерабатывающем заводе; учащиеся 10-х классов поделены на молодых специалистов и ведущих специалистов завода.
Задачи совещания
- Заинтересовать молодых специалистов в необходим ости работать на нефтехимическом заводе.
- Рассказать доступно, в интересной форме весь процесс добычи, переработки и сбыта нефти.
- Познакомить молодых специалистов с профессиями нефтеперерабатывающего предприятия.
За отдельными столами сидят представители администрации завода (директор, инженер, геолог, географ, экономист, снабженец технолог, начальник сбыта, начальник кадров, эколог, историк). У каждого визитные карточки. В зале ”уют молодые специалисты, а также приглашены журналисты, фотокорреспонденты, для освещения этого заседания в прессе.
На доске записаны вопросы, которые будут рассмотрены на производственном совещании (план работы).
- Вступительное слово директора завода.
- Историческая справка (историк).
- Залежи нефти (геолог).
- Способы добычи нефти (географ).
- Сырьевая база (начальник снабжения).
- Экомические факторы (экономист).
- Научные принципы нефтеперерабатывающего производства (главный инженер)
- Возгонка нефти (технолог).
- Использование нефти (начальник отдела сбыта).
- Охрана окружающей среды (эколог).
- Основные профессии нефтеперерабатывающего производства (зав. кадрами).
Директор завода представляет своих сотрудников и поочередно предоставляет каждому специалисту в своей области возможность рассказать и познакомить гостей и молодых специалистов с работой своего отдела.
Каждый участник заседания (специалист) заранее готовит свое выступление в той или иной области. Заседание проходит в виде докладов. Молодые специалисты задают вопросы на интересующую их тему.
Подвением итогов служит предложенное анкетирование директором завода в виде теста. Тесты включают вопросы о нефти, добыче, перегонке, составе, использовании.
Итоги подводят журналисты
VI. Домашнее задание:
Найти интересный материал о нефти и способах ее переработки.
Литература
- И. Астахов, А. И. Касьяненко “Химия”, 3-е издание, Киев “Вища школа”, 1979.
- И. Г. Хомченко “Общая химия”, Москва “Просвещение”1987,
- А. П. . Нифантьев “Основы синтеза”, Москва “Просвещение”,1976.
- Г. М, Плоткин “Основы промышленного производства;”, Москва “Просвещение”1982
- А. И. Артеменко “Органическая химия”, Москва “Высшая школа” 1987.
- В. Н, Чернышев “Хнмня. Пособие- репетитор для поступающих в вузы”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2000.
- Г. Е. Рудзитис “Химия 10”. Москва, “Просвешение” 2000.
- В. А. Рабинович “Справочник по химии”, Москва “Просвете те” 1998.
Библиотека первого сентября “Я иду на урок”, Москва 1999.