Интегрированный урок, сюжетно-ролевая игра "Состав нефти, способы ее переработки, нефтепродукты". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Нефть”.

2. Углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья.

3. Акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов - крекинга и риформинга нефтепродуктов.

4. Дать ученикам возможность повысить свой общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.

I. Оборудование:

На каждом столе - флакон с нефтью, каталог таблиц и схем (самодельный), листок бумаги. На демонстрационном столе - бутыль с нефтью, бензин авиационный, бензины различных марок, керосин, бензол, толуол, ксилол, гексан, раствор каучука в бензине, вазелин, парафин брикетированный, машинное масло.

II. Плакаты:

  1. “Переработка нефти”.
  2. “Переработка и состав природных источников углеводородов”.
  3. “Нефтепродукты”.
  4. “Химические основы крекинга”.
  5. “Коксование угля”.
  6. Выставка книг по нефтепродуктам.

III. Девизы:

  1. “В химии все возможно” Шарль Вюрц (1817-1834).
  2. “Переход на нефтяное и газовое сырье - это подлинная научно-техническая
  3. революция” Л. А. Костандов (в прошлом - министр химической промышленности СССР).

IV. Подготовительный этап:

  1. Учащиеся 10-х классов слушают лекцию на тему “Нефть и ее состав”, “Переработка нефти”, “Использование и добыча нефти”.
  2. По пройденным темам учитель задает вопросы учащимся, на которые они готовят доклады, рефераты.
  3. Совместно с учителем географии составляется план заседания на нефтеперерабатывающем заводе, где будут освещены не только химизмы, но и экономика, сбыт, сырье. Этими вопросами занимается учитель географии.
  4. Собранный материал обсуждается совместно с учащимися и распределяется по желанию учеников.
  5. Учителя химии и географии готовят урок совместно с учащимися, распределяют роли директора завода, экономиста, снабженца, главного инженера, технолога, начальника сбыта, начальника охраны и труда и окружающей среды, зав. кадрами, историка, геолога, географа.
  6. Учащиеся 10-х классов изготовляют визитные карточки. Не задействованные ученики выполняют роль “молодых специалистов”, пришедших на работу на нефтеперерабатывающее предприятие.

V. Ход урока (совещания).

Кабинет - зал заседаний на нефтеперерабатывающем заводе; учащиеся 10-х классов поделены на молодых специалистов и ведущих специалистов завода.

Задачи совещания

  1. Заинтересовать молодых специалистов в необходим ости работать на нефтехимическом заводе.
  2. Рассказать доступно, в интересной форме весь процесс добычи, переработки и сбыта нефти.
  3. Познакомить молодых специалистов с профессиями нефтеперерабатывающего предприятия.

За отдельными столами сидят представители администрации завода (директор, инженер, геолог, географ, экономист, снабженец технолог, начальник сбыта, начальник кадров, эколог, историк). У каждого визитные карточки. В зале ”уют молодые специалисты, а также приглашены журналисты, фотокорреспонденты, для освещения этого заседания в прессе.

На доске записаны вопросы, которые будут рассмотрены на производственном совещании (план работы).

  1. Вступительное слово директора завода.
  2. Историческая справка (историк).
  3. Залежи нефти (геолог).
  4. Способы добычи нефти (географ).
  5. Сырьевая база (начальник снабжения).
  6. Экомические факторы (экономист).
  7. Научные принципы нефтеперерабатывающего производства (главный инженер)
  8. Возгонка нефти (технолог).
  9. Использование нефти (начальник отдела сбыта).
  10. Охрана окружающей среды (эколог).
  11. Основные профессии нефтеперерабатывающего производства (зав. кадрами).

Директор завода представляет своих сотрудников и поочередно предоставляет каждому специалисту в своей области возможность рассказать и познакомить гостей и молодых специалистов с работой своего отдела.

Каждый участник заседания (специалист) заранее готовит свое выступление в той или иной области. Заседание проходит в виде докладов. Молодые специалисты задают вопросы на интересующую их тему.

Подвением итогов служит предложенное анкетирование директором завода в виде теста. Тесты включают вопросы о нефти, добыче, перегонке, составе, использовании.

Итоги подводят журналисты

VI. Домашнее задание:

Найти интересный материал о нефти и способах ее переработки.

Литература

  1. И. Астахов, А. И. Касьяненко “Химия”, 3-е издание, Киев “Вища школа”, 1979.
  2. И. Г. Хомченко “Общая химия”, Москва “Просвещение”1987,
  3. А. П. . Нифантьев “Основы синтеза”, Москва “Просвещение”,1976.
  4. Г. М, Плоткин “Основы промышленного производства;”, Москва “Просвещение”1982
  5. А. И. Артеменко “Органическая химия”, Москва “Высшая школа” 1987.
  6. В. Н, Чернышев “Хнмня. Пособие- репетитор для поступающих в вузы”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2000.
  7. Г. Е. Рудзитис “Химия 10”. Москва, “Просвешение” 2000.
  8. В. А. Рабинович “Справочник по химии”, Москва “Просвете те” 1998.

Библиотека первого сентября “Я иду на урок”, Москва 1999.