Биология
-
Ролевая игра "Однажды в одном организме…" 2012
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру.
-
Внеклассное занятие "Не допустить беды" 2012
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий.
-
Урок по теме «Класс пиявки» 2012
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников.
-
Руководство к работе с атласом-определителем 2012
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя.
-
Интегрированный метод обучения как средство формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла 2012
В современных социально-экономических условиях традиционные технологии обучения не позволяют в полной мере сформировать требуемый уровень подготовки выпускника колледжа, отвечающего спектру задач, которые ему предстоит решать в процессе трудовой деятельности. Введение требований о формировании ключевых компетенций в нормативную и практическую составляющую образования решает эти проблемы.
-
Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс 2012
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени.
-
Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс 2012
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач.
-
Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!" 2012
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья.
-
Урок биологии по теме "Кровеносная система" 2012
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
-
Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море 2012
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины.
-
Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря 2012
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря".
-
Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс 2012
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии.
-
Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма 2012
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на практике, рефлексии личностных изменений.
-
Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс 2012
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни.
-
Загадки-описания комнатных растений 2012
В статье предлагаются загадки и ответы на них. Анализируя загадку, составленную учителем, ребенок постепенно научится сам составлять описание-загадку о «знакомых незнакомцах». Занимательный материал привлекает внимание детей к разнообразию природных объектов, развивает творческие способности учеников.
-
Интегрированный урок-лекция "О водородных связях, тепловых свойствах воды, или Почему лед не тонет?" 10-й класс 2012
Цель урока – выработка единой естественнонаучной картины мира. Учащиеся анализируют явления; что увеличивает области познания учеников. Представлены интегрированные уроки по биологии, химии, физике.
-
Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс 2012
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к практическому применению генетики.
-
Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс 2012
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов.
-
Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза" 2012
Цель урока: выработать единую естественно-научную картину мира; научится анализировать явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности; развивать кругозор.
-
Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "Роль диффузии в процессах дыхания и поступление воды в растительную клетку" 2012
Цель урока: выработать единую естественно-научную картину мира; научится анализировать явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности; развивать кругозор.
-
Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс 2012
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма.
-
Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики 2012
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг.
-
Пищеварение в ротовой полости и желудке 2012
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.
-
Метод проекта на уроках химии и внеурочное время 2012
Статья знакомит со значением проектной деятельности для развития учащихся, видами проектов, этапами работы над проектом, приведены примеры ученических проектов по химии. Более подробно освещен исследовательский проект «Богаты ли фрукты и овощи витамином С в зимний период?». Он может быть использован на элективных занятиях, факультативных курсах, занятиях кружка.
-
Урок-тренинг "Мы выбираем жизнь" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с нарушениями в организме, выявить причины и воздействие неблагоприятных факторов на системы органов человека; научить "предвидеть" возможные последствия неблагоприятных факторов.
-
В мире птиц 2012
На уроке расширяются знания учащихся о многообразии птиц, раскрываются особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп, их роль в природе и значение в жизни человека. Автор формирует умение отличать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах.
-
Интегрированный урок "Земля – наш общий дом" 2012
Данный урок проводится в пятом классе на уроке природоведения, экологии или математики, рассчитан по плану изучения математики на середину апреля, также по тематическому планированию природоведения. Урок проводится в игровой форме с использованием наглядного материала, музыки, физкультминутки. Основная задача урока: научить детей беречь природу. Заканчивается урок призывом к участию в акции «Посади дерево», которая проводится ежегодно в нашей школе 22 апреля в День земли.
-
Урок-конференция "Проценты в нашей жизни" 2012
Цель работы: создание интегрированного задачника для 6–9-х классов, решая задачи из которого школьники будут не только отрабатывать математические, но и оттачивать межпредметные знания, умения и навыки. Основная гипотеза проекта: подобранные и составленные задачи по выбранной теме способствуют удовлетворению познавательного интереса обучающихся и развивают навык использования приобретенных знаний, умений и навыков для решения практических задач.
-
Внутреннее строение птиц 2012
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии 2012
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности.