Цели.
Образовательные: обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений, проверить уровень и качество знаний изученной темы.
Развивающие: формировать умения анализировать знания при поиске ответа на проблемный вопрос, формулировать выводы, делать обобщения.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, прививать любовь к растениям как живому организму.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: проектор, компьютер, схемы рисунков, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
Проблемное задание: “Что такое виртуальная экскурсия?” (Игра воображений, посещение музея, не выходя из дома, класса, школы)
Virtyalis - “возможный”
Учитель: Ребята! У меня к вам предложение. Давайте сегодня мы проведем такую экскурсию.
Учитель: Скажите, мне, пожалуйста,
- Какую главу мы закончили изучать? (Основные процессы жизнедеятельности)

Учитель: Раз мы с вами на экскурсии, мы пройдем мысленно в картинную галерею и рассмотрим несколько полотен, но мы не просто будем их рассматривать. Мы их будем читать.
- Я перед вами ставлю такие цели: (слайд).
- Обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений.
- Закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений.
- Проверить уровень и качество знаний изученной темы.
| Вопросы (учитель) | Предполагаемые ответы |
| Какой процесс изображен на этом полотне? | Процесс питания |
| Как вы понимаете, Что такое “питание растения”? | Питание растения – это потребление растениями минеральных и органических веществ. |
| Для чего необходима пища? | Пища – источник энергии, без которой невозможно протекание основных процессов жизнедеятельности. |
| Какой процесс показан на этом полотне? | Показано почвенное питание. |
Что значит почвенное питание растений? |
Получение растениями с помощью корней растворов минеральных веществ. |
| А мы продолжаем свою экскурсию и перед нами следующее полотно, на котором изображено…. | Воздушное питание. |
| Как называется воздушное питание? | Фотосинтез |
| Дайте определение “Что такое фотосинтез?” | Процесс образования органических веществ из неорганических в листьях на свету. |
| А теперь посмотрите на эту картину и скажите мне: Что изображено на ней? | На этой картине изображено как происходит образование органических веществ. |
| Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? | Вода, зеленые клетки, солнечная энергия, углекислый газ. |
| Что в процессе фотосинтеза образуется в листьях? | Органическое вещество |
| Какие процессы показаны на этом полотне? | Процесс дыхания, процесс фотосинтеза. |
| Почему вы так решили? | При процессе дыхания
поглощается - кислород, выделяется - углекислый
газ. При процессе фотосинтеза поглощается – углекислый газ, выделяется кислород. |
| Ребята! теперь мы вернемся в класс с экскурсии и поработаем с таблицей. | Приложение 1 |
| Какие способы питания организмов существуют в природе? | Схема: автотрофное и гетеротрофное. |
| Посмотрите внимательно на
рисунки, которые весят у меня на доске. С помощью
фломастера подпишем, что может растение брать из
окружающей среды, что может отдавать в
окружающую среду
|
Рисунки: брать - воду, кислород,
углекислый газ, минеральные вещества, солнечную
энергию. Отдавать- кислород, органические вещества, углекислый газ. |
| Какой процесс изображен на рисунке? | Обмен веществ. |
| Прочитайте текст и скажите К какому процессу жизнедеятельности растений относится данная характеристика? |
Водный обмен у растений. |
| А мы возвращаемся опять в
картинную галерею и продолжаем рассматривать
картины и читать их. Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом полотне? |
Процесс размножения. |
| Какие способы размножения характерны для растений? (Работа со схемой) | Половой, бесполый. |
| Какие виды бесполого размножения характерны для растений? (Работа со схемой) | Вегетативный, деление, спорами. |
| Ребята! сейчас мы с вами будем
рассматривать полотна и попытайтесь определить: Какой способ и вид размножения изображен на картинах? |
|
| Картина первая: Какой способ размножения показан на этой картине? | На картине показано 2 способа размножения: половой и бесполый (деление клетки) |
| Картина вторая: Какой способ размножения изображен на этой картине? | Бесполый, вегетативный-черенками, отводками. Листьями, усами. |
| Картина третья: Какой способ размножения и вид изображен? | Бесполый-спорами |
| Картина четвертая: Какой способ и вид размножения изображен? | Половой – семенами |
| Картина пятая: Какой способ и вид размножения изображен? | Бесполый- вегетативный-прививки.. |
| Ребята! А теперь посмотрите на
это полотно и скажите: Какой процесс
жизнедеятельности изображен на этом
удивительном полотне?
|
Рост и развития организма. |
| Ребята! Мы совершили виртуальную
экскурсию по процессам жизнедеятельности
растений, давайте обобщим наши знания Перечислите мне все основные процессы жизнедеятельности растений. |
Питание растений: почвенное, воздушное - фотосинтез. Процесс дыхания. Процесс размножения: половой, бесполый, Процесс обмена веществ. Водный обмен. Процессы рост и развитие. |
| Назовите мне ключевые слова | Минеральное питание Фотосинтез Бесполое размножение Половое размножение Обмен веществ Автотрофы Гетеротрофы Водный обмен Рост и развитие Дыхание. |
III. Письменный опрос. (Приложение 2)
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов, выставление оценок за устные ответы на уроке.
V. Дом задание – нет.
Приложение 1
Основные процессы жизнедеятельности растений.
| Вопросы | Фотосинтез | Дыхание |
| 1. В какое время суток происходит? | Днем | Днем и ночью |
| 2. Какой газ поглощается? | Углекислый | Кислород |
| 3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
| 4. В каких клетках происходит? | Зеленых | Во всех |
| 5. Образуется или разрушается органическое вещество? | Образуется | Разрушается. |

