Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

Разделы: Биология




Обучать ребенка – это, значит,
не давать ему нашей истины, но развивать его
собственную истину до нашей, иными словами,
не навязывать ему нашего мира, созданного нашей
 мыслью, но помогать ему, перерабатывать мыслью
 непосредственно очевидный чувственный мир.

П.П. Блонский

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников. Благодаря формированию познавательных интересов,  урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе. 

Развивая познавательный интерес учащихся, мы, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка.  Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Таким образом, формирование ключевых компетенций способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

На своих уроках  использую  разнообразные формы и методы урочной и внеурочной деятельности:  проблемного и проектного обучения, Тризы,  исследовательских, эвристических методов обучения. Использую как элементы  урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.  Причем использую  эти формы  работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Нетрадиционные формы уроков:

Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы, способствовать развитию познавательной активности учащихся использую различные типы уроков:

– уроки-лекции. Одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для учеников, поэтому использую лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы. Уроки-лекции использую в старших классах, по темам: «Возникновение жизни на Земле», «Антропогенез»… 

– уроки-семинары. Планирую  по темам, которые ученики могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Генетические болезни человека», «Развитие жизни на Земле», «Клеточная и генная инженерия»), либо когда требуется разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Семинары провожу в старших классах.

При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Такая деятельность учащихся позволяет развивать коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

На семинарах учатся  владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

Проблемное обучение воспитывает навыки творческого мышления, учит учащихся применять знания и умения при решении учебной проблемы.

Примером вида решения проблемы путем выдвижения гипотезы и ее обоснования может быть урок биологии в 9 классе на тему «Возникновения жизни на Земле». Учащиеся делятся на группы, им предлагается выдвинуть гипотезу о возникновении жизни на Земле и доказать.

Учащиеся работают в группах, каждая  группа выдвигает свою гипотезу, приводит доказательства ее решения.

На мой взгляд, самый интересный раздел в биологии для учащихся «Биология. Человек». На уроках в 8 классе учащиеся познают себя. Открывают новое, ранее неизвестное в своем организме, на уроке стараюсь создать атмосферу учебной-познавательных компетенций, которые  позволяют учащимся думать, размышлять, находить скрытые возможности своего организма.

В этом мне помогает использование на уроках проблемного обучения. Например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установление сходства и различия. На уроке по теме «Систематическое положение человека» прошу учащихся найти сходства и различия между организмом человека и млекопитающих. Основываясь на знаниях, полученных на уроках зоологии, учащиеся выделяют различия, а также и сходства. А на уроках по изучению органов чувств: прошу учащихся определить общие черты в строении глаза, уха, языка. При этом обращаю внимание на полное внешнее различие этих органов.

На уроках  обучающиеся с интересом решают проблемные задачи. Например: урок биологии в 10 классе по теме: «Биотехнология»,  дается проблемная задача: Возможно, в будущем ученые смогут сконструировать искусственное тело для головного мозга, хранителя личности. Это будет киборг – робот с мозгом человека. Таким  образом, возможно достижение бессмертия за счет потери своего тела. Подумайте, готово ли человечество психологически к подобным опытам? Согласились бы вы на такое бессмертие? Аргументируйте ответ.  Учащимся дается время на задачу, лучше, если они объединятся в группы, им легче будет найти ответ на вопрос.

Проектная деятельность.

Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Работа над проектом побуждает: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и  умениями; продемонстрировать способность к самообразованию. 

В процессе разработки проекта: учащиеся  получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Совместная  деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.

Каждый обучающийся, имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех.

Познавательный интерес на своих уроках развиваю,  давая учащимся творческие задания: написать  сказку, придумать задачу  и т.д. Творческие проекты, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Например, изучая тему "Цветок", учащиеся выясняют, строение цветка, и независимо от своей формы цветы имеют одинаковые части цветка. После этого они получают задание придумать и зарисовать цветок со всеми частями цветка. В  изучении  разных курсов биологии учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.

В 6-7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение амебы, эвглены, строение цветка, и другие.   

На лето обучающимся дается задания собрать и засушить дикорастущие и лекарственные своей республики.  Оформить гербарий, собрать информацию об этих растениях. Осенью на занятиях весь материал, обобщается в классе.  Цель  этого проекта научится самостоятельно находить нужную информацию, систематизировать ее.  Результатом проекта умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в  справочной литературе.

При выборе темы проекта руководствуюсь следующими правилами:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
  • Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. 

Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать свои умственные способности. Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы  пользоваться ими.

В своей практике я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление, постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.

На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:

Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному? В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся  учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы. 

В 7 классе обучающиеся сами составляют творческие задачи при изучении темы: «Млекопитающие». Например: Большинство приматов живут в густых зарослях. Передвигаются прыжками с ветки на ветку. Какая особенность зрения помогает им так передвигаться.

Кроме того, развитие потребностей связано с уровнем развития социальных и нравственных мотивов, развивающихся при условии широкого соприкосновения учащихся с жизнью, с разными жизненными ситуациями.

Уровень образованности человека тем, выше, чем шире сфера деятельности и  выше степень неопределенности ситуаций, в которых человек способен действовать самостоятельно.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
  2. Организация профильного обучения в средней школе. – Волгоград: Учитель, – 2007
  3. Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании»
  4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина  «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки» Учитель 2006г.
  5. Е.В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008г.
  6. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002г.
  7. И.Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
  8. Демидова М.  Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.
  9. О.Е. Лебедев Компетентностный подход в образовании / Технология образования: теория и опыт.