Энерготраты человека и пищевой рацион

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательная: научиться составлять рацион питания с учетом энерготрат человека;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, умения работать с дополнительной литературой, сопоставлять и анализировать;
  • Воспитательная: воспитывать критическое мышление и умение защищать свою точку зрения.

Задачи:

  • научиться высчитывать энерготраты;
  • отработать метод сопоставления и сравнения;
  • анализ полученных данных и решение социальных вопросов семьи и критическое мышление;
  • используя межпредметные связи (математика, биология, экономика) составить свой рацион питания.

Оборудование: таблица энергетической ценности продуктов газеты “Пик” с ценами на продукты питания в городе; учебники, калькуляторы.

Ход урока

1. Для пополнения энергетических запасов в организме, построения и восстановления тканей тела необходимо поступления в организм питательных веществ. Для энергетического баланса организма важно знать, как вы думаете что? (Варианты ответов:

  1. Количество энергии, выделяемое организмом в процессе жизнедеятельности;
  2. Энергетическую ценность пищевых веществ;
  3. Усвоение пищи (растительная пища усваивается хуже);
  4. Наличие и количество различных органических веществ;
  5. Нормы суточной потребности;
  6. Сможем ли мы приобрести на наш бюджет данные виды продуктов? Как поступить если бюджета не хватит?).

2. Сможем ли мы решить данные проблемы самостоятельно, если будем иметь некоторые данные. Разделим наши действия на три этапа.

1 этап. Используя данные Таблицы №1, вычислить ваши энерготраты за сутки.

Таблица №1

Виды деятельности Затрачено ккал в 1 час на 1 кг веса Затрачено ккал твоим организмом за 1 час Время затраченное на деятельность Энерготраты
Сон 0,93 0,93 * вес= 8 часов  
Отдых 1,1 1,1 * вес=    
Умывание   100    
Чтение   100    
Просмотр телевизора   100    
Мытье посуды   140    
Уборка комнаты 2,4 2,4 * вес=    
Урок контрольная работа   100

120

   
Занятие спортом 4,2-9,0 4 * вес=    
Передвижение в школу   100    
Итого     24 часа примерно 2,5 тыс. ккал

2 этап. Используя данные таблицы №1 и данные таблицы №2 “Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд”, а так же учитывая таблицу №3 “Суточный рацион питания”, составить рацион питания для себя и посчитайте сколько стоят ваши блюда (Приложение 1: Таблицы №2, №3, цены на продукты питания.). Сопоставьте данные таблицы №1, таблицы № 2 “Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд”, таблицу №3 “Суточный рацион питания”, а так же данные местной газеты “Пик” с ценами на продукты питания.

Заполнить таблицу №4.

Таблица №4

Блюда Масса Калорийность Цена блюд
Завтрак (25%)

1)

2)

3)

     
Обед (50%)

1)

2)

3)

4)

5)

6)

     
Ужин+полдник (25%)

1)

2)

3)

4)

     
Итого 2,5-3 кг 2,5 ккал 5 тыс. руб (прожиточный минимум)

3 этап. Заключительный.

  1. Поменяться составленными рационами с соседом по парте. Найти недостатки или отметить положительные стороны;
  2. Что ещё необходимо учитывать при составлении рациона питания (наличие продуктов растительного и животного происхождения, витамины);
  3. Можно ли нормально питаться на прожиточный минимум.

Оценивание:

1) Оценить таблицу рацион питания у всех учащихся;

2) Ответы на устные вопросы (можно ответить письменно)

3) Некоторые по желанию могут составить рацион питания для спортсменов, для учащихся с избытком веса или с недостатком.

Домашняя работа: параграф 36.

Продумать ответы на вопросы:

  • Трудно ли родителям обеспечить вас красивыми вещами, вкусной и калорийной пищей?
  • Что бы вы поменяли в вашем домашнем рационе питания?
  • Что произойдет, если не соблюдать рацион и калорийность (энергетическую ценность блюд)?