В Стратегии развития образования РФ указывается на необходимость работы с разными детьми, создание разнообразных условий для получения качественного образования. Применение современных образовательных технологий совершенствует обучение, делает его более насыщенным, динамичным, творческим.
Технология проектной деятельности позволяет раскрыть способности каждого ребёнка, повысить его познавательную активность, даёт навыки сотрудничества, учит работать с информацией, логически мыслить и обобщать, транслировать полученные результаты, готовит к постоянному самообразованию, получению профессии.
Использование при проведении урока проектов учащихся делает школьников активными участниками образовательного процесса и соавторами урока.
Цели урока:
Образовательные:
- Выявить общие признаки внешнего строения и поведения хищных млекопитающих.
- Показать особенности строения, поведения, образа жизни представителей некоторых семейств отряда хищные.
Развивающие:
- Повышать уровень познавательных способностей и самообразования учащихся через включение их в проектную деятельность с использованием ИКТ.
- Формировать умение работать с материалами презентации, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы и выводы, ориентироваться в тексте.
- Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные:
- Показать значение хищных млекопитающих в природе и жизни человека, обосновать необходимость их охраны.
Планируемые результаты:
Предметные
- Систематизация и обобщение знаний учащихся об отрядах млекопитающих, в том числе хищных.
- Определение семейства по конкретным признакам животных.
- Расширение представлений учащихся о роли хищных млекопитающих в природе, их особенностях и многообразии.
Метапредметные
- Развитие устной речи учащихся.
- Развитие навыков работы с различными компьютерными программами
- Развитие навыков анализа и синтеза изучаемого материала.
Личностные
- Повышение учебной мотивации учащихся через проектную деятельность.
- Формирование готовности к образованию и самообразованию.
- Совершенствование монологической и диалогической речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, раздаточный материал.
Технологии: информационно-коммуникационные, развивающие, проектная деятельность.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Вопросы учащимся.
К каким отрядам млекопитающих относятся следующие представители: выхухоль, нутрия, кролик, крот, касатка, пищуха, белка, подковонос? По каким признакам можно определить представителей каждого отряда?
Самостоятельная работа. Использование раздаточного материала. <Приложение 1>
Установите соответствие между признаками представителей класса Млекопитающие и отрядами (группами), для которых они характерны.
А) самые крупные в мире водные животные Б) хвостовой плавник расположен горизонтально В) все конечности превратились в ласты Г) кожа не имеет шерстного покрова Д) детёныши рождаются раз в год Е) передние конечности в виде плоских ласт Ж) все способны к эхолокации З) детёныши рождаются в воде И) полуводные животные средней и крупной величины |
Ластоногие Китообразные |
Ответы:
А Б В Г Д Е Ж З И 2 2 1 2 1 2 2 2 1
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
При проведении урока используется презентация “Хищные млекопитающие”, которая является результатом проектной деятельности группы учащихся 7 класса. Учащиеся осуществляют защиту своего проекта.
Тема урока: Отряды хищных млекопитающих <СЛАЙД 1>
Действия учителя | Действия учащихся |
1. Вступительное слово о теме и целях
урока. 2. Беседа с учащимися Попробуйте назвать млекопитающих, которых Вы отнесёте к хищным. Почему они так названы? Укажите общие черты таких животных. |
Записывают тему урока Отвечают на вопросы, высказывают свои суждения. |
2. Объяснение нового материала с
использованием презентации <СЛАЙДЫ 2 - 6> Весь отряд хищные млекопитающие делится на 15-16 семейств, из которых мы познакомимся с четырьмя. Хищных объединяют общие признаки, такие как: детёныши рождаются слепыми и беспомощными, плотоядные охотники, среди коренных зубов выделяются хищные зубы, хорошо развитые полушария головного мозга с большим количеством извилин; сложное поведение; хорошо развита забота о потомстве и др. |
Фиксируют признаки в тетрадь. |
Учитель передаёт слово учащимся,
готовившим проект. Каждое семейство имеет свои особенности. Мы указываем отличительные черты каждого семейства, кратко знакомим ребят с представителями, и показываем интересные моменты, используя видеоролики, которые дают возможность более наглядно продемонстрировать жизнь животных в их естественной среде обитания: поведенческие особенности, забота о потомстве. Видеоролики представлены краткие, для экономии вашего времени. Выступающие ведут урок:
Семейство волчьи (псовые) <СЛАЙДЫ 7 - 11> Семейство кошачьи <СЛАЙДЫ 12 - 20> Семейство куньи <СЛАЙДЫ 21 - 24> Семейство медвежьи <СЛАЙДЫ 25 - 28> |
Заполняют таблицу Сем-во Признаки Представители
Задают вопросы учащимся по теме проекта, сообщают известную им информацию.
Работают с Приложением |
3. Обобщение материала. - Почему необходимо изучать данных животных? Какое значение в природе и жизни человека они имеют? - Попробуйте определить, кто лишний? К какому семейству относится “лишнее” животное? Что вы о нём знаете? <СЛАЙД 29> А) лиса, песец, гепард, шакал Б) ласка, крыса, белка, бобр В) кашалот, афалина, белобочка, гиена - Решите ребус <СЛАЙДЫ 30 - 31> |
Предполагаемые ответы учащихся: важное звено в цепях питания регулируют численность других животных, уничтожая слабых и больных поедая трупы, выполняют санитарную роль имеют промысловое значение нападают на домашний скот, причиняя вред человеку распространяют некоторые опасные заболевания и др. Выполняют задания учителя |
4. РЕФЛЕКСИЯ
Учащиеся дают оценку работе проектной группы: качество презентации, изложение материала, умение владеть вниманием слушателей. Учащиеся оценивают свою активность на уроке.
Учитель выставляет оценки.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 33, Задание 5 Рабочей тетради, стр.89.