"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (256 кБ)


Цель урока: обсуждение проблем медицинской генетики.

Задачи урока:

  • Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся, вызвать у них желание принять участие в решении биологических проблем в области генетики человека
  • Уточнить и углубить знания о наследственных заболеваниях человека и клонировании
  • Ознакомить с Евгеникой и основными направлениями её развития

План урока

I. Индукция урока.

Олдос Хаксли в 1932 г. выпустил книгу под названием “Прекрасный новый мир”. Это была убийственная сатира на “идеальное” регулируемое общество, в котором любовь и деторождение строго определены. Кроме того, деторождение вообще отсутствует: новые поколения выращивают в пробирках. Исходным материалом служат отборные яйцеклетки и сперматозоиды. В этом обществе полного достатка отсутствуют классовые и расовые конфликты; нет ни врождённых, ни приобретённых болезней; нет старости (люди запрограммировано умирают, прежде чем появляются внешние признаки распада). И становится жутко! Отсутствие социальных конфликтов изначально достигается тем, что для получения индивидов, способных двигать научно-технический прогресс (единственная ценность в этом “прекрасном мире”), выработана формула 1 яйцо = 1 индивид. Для получения особей, предназначенных для выполнения менее престижных функций, подбираются яйцеклетки и сперматозоиды, несущие требуемые наследственные свойства. Общество разделено на “гениев” и людей второго сорта.

II. Первичная самоконструкция.

(Обсуждение в парах следующих вопросов).

1)Как вы считаете, чем обусловлена гениальность человека?

2)Возможно ли создать гениального человека?

III. Социализация. (Фиксация идей).

IV. Социоконструкция.

Проблема выведения гениальных, сверхлюдей интересовало человечество давно. В истории существует немало разных фактов, которые указывают на то, что эта проблема актуальна и сегодня. Ещё в 19 веке английский учёный Френсис Гальтон основал науку - Евгенику, основной задачей которой является усовершенствование популяции людей. Евгеника предполагает разделить общество на “элиту” и “антиэлиту”. Но спрашивается, под какой стандарт подгонять “улучшенную” породу человека: под гения, спортсмена, кинозвезду, бизнесмена или нечто среднеарифметическое? Если идти по пути евгенизма, то судьями станут диктаторы, криминальные кланы, очень богатые организации.

Современная биология и медицина достигли высокого совершенства в области биотехнологии, генной инженерии.

  • Интенсивно расшифровывается геном человека
  • Разработаны методы диагностики и генотерапии наследственных болезней

Однако даже такие гуманные методы вмешательства в природу человека вызывают моральные, этические и юридические осложнения. В обществе негативно воспринимается идея искусственного осеменения женщин, искусственного оплодотворения в пробирке, генетического клонирования людей.

И всё-таки Роберт Эдвардсон воспроизвёл на свет первого ребёнка - Луизу Браун - посредством искусственного оплодотворения яйцеклетки её матери в пробирке. Американский мультимиллионер Роберт К. Грехем создал зародышевый “банк” для приёма и хранения (путём глубокого замораживания) спермы нобелевских лауреатов; он считал, что оплодотворение такой спермой - путь к улучшению человеческой породы.

Сенсационные эксперименты Яна Вилмута, получившего овечку Долли в результате клонирования, породили большое число публикаций о возможности генетического клонирования людей. Исследования в области генетического клонирования до января 2001 г. были запрещены во всех странах.

Это все направления работы в области развития Евгеники.

  • Работа с информационными листами (получение дополнительной информации).

Евгеника. Прошлое и настоящее

Евгеника - наука об улучшении человеческого рода (от греческого - ur - хороший, генезис - происхождение )

Основателем Евгеники - стал английский ученый Френсис Гальтон (1822 - 1911)

Основываясь на статистическом подходе, он проанализировал множество биографий выдающихся людей, чтобы выяснить насколько часто, они состояли в родстве с друг другом. Полученные частоты оказались намного выше, чем можно было ожидать для случайного распределения. Гальтон считал, что если селекционеры могут за короткий срок улучшать и создавать новые породы животных, то и в человеческом обществе необходимо изменять генофонд популяции.

По степени жесткости отбора Евгенику подразделяют на:

  • Негативную. Она предпочитает ограничение детородной функции различных групп людей (психически больные, алкоголики, преступники) путем стерилизации;
  • Позитивная. Основывается на создании благоприятных условий для деторождения избранным (благородное происхождение, физическое здоровье, талант) через материальные и моральные стимулы.

Евгеническое движение в СССР сформировалось в 1920 году. Оно отвергало негативную Евгенику и выступало против законов о стерилизации.

Советский ученый А. С. Серебровский рекомендовал отделить любовь от деторождения, создать банк сперматозоидов, полученных от высокоодаренных людей, применять в широком масштабе искусственное осеменение у человека, т.е. организовать селекцию человека.

Историческое значение Евгеники заключается в том, что она побудила развитие генетики человека и медицинской генетики.

За последние 20 лет человек как биологический вид стал наиболее генетически изученным. Описано более 7.000 наследственных аномалий, идентифицировано около 5.000 и локализовано более 4.000 генов. 

Хромосомные болезни (синдромы гениальности)

1. Синдром Марфана (наследуется доминантно) Особая форма диспропорционального гигантизма. При полном проявлении это высокий рост с относительно коротким туловищем, огромными конечностями (длинные паукообразные пальцы, вывих хрусталика). Кроме крайней худобы и деформированной грудной клети, имеется порок сердца. При этом тяжелом, редком заболевании (1:50 000 чел), существенно сокращается продолжительность жизни, имеет место очень сильный выброс адреналина, который поддерживает у этих больных физический и психический статус. Эта редкая, полулетальная аномалия подарила человечеству немало всемирно признанных гениев (около 400), Среди них: президент США - Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голь, Корней Иванович Чуковский, крупный ученый ихтиолог, член-корреспондент АН СССР Георгий Васильевич Никольский.

2. Синдром Морриса (сцеплен с полом, жен. 46/ ХУ, рецес, 1:65 000)

Исключительная деловитость, смелость, физическая и умственная энергия, по силе, быстроте и ловкости превосходит физиологически нормальных девушек и женщин, сильная воля, стойкий, высокий интеллект. У этих женщин развивается псевдогермафродизм - высокие, статные, физически сильные, без матки, с семенниками, но способные к нормальной сексуальной жизни. При разности синдрома наблюдается почти у 1 % выдающихся спортсменок. Среди носителей этого синдрома была Жанна д, Арк.

3. Подагра

Болезнь развивается в результате мутации, из-за чего в организм накапливается мочевая кислота. Мочевая кислота - плохо растворимое соединение, образующееся при распаде пуринов. При подагре кислота накапливается в крови, а затем начинает откладываться в суставах. В результате возникают мучительные боли. По своему химическому строению мочевая кислота сходна с кофеином - сильным стимулятором работы нервной системы. Поэтому в промежутках между приступами человек чувствует себя так, как будто бы он выпил несколько стаканов крепкого кофе. Такие больные могут, не уставая, заниматься умственной работой по 12-14 часов в сутки, и при прочих равных условиях делать значительно больше, чем обычный человек. Среди подагриков, внесших вклад в историю можно выделить: Александра Македонского, французского короля Карла Великого, Кромвеля. Страдали подагрой Микеланджело, Г.Галилей, Рембрандт, И.Ньютон, И.Кант, И.В.Гете, Л.Бетховен, И.С.Тургенев

Удивительная история овечки Долли

В феврале 1997 года мировая общественность была взбудоражена сообщением, что ученые института в Эдинбурге под руководством Яна Вилмута провели успешные эксперименты по генетическому клонированию овцы. Для этого использовали ядро соматических клеток, полученных из тканей молочной железы взрослой овцы, которые ввели в энуклеированную яйцеклетку. Образовавшуюся диплоидную зиготу стимулировали электрошоком к дроблению и транспортировали в овцу реципиента. Через 148 дней приемная мама родила живую овечку - Долли (6.6 кг)

V. Вторичная самоконструкция.

(Обсуждение группами).

  1. Нравственно ли производить опыты над человеком, с целью получения гениев?
  2. Что необходимо для того, чтобы улучшить здоровье нации?

Выводы:

Я думаю, что в будущем можно надеяться, что человечество откажется от идеи глобального вмешательства в генофонд вида Homo sapiens и будет использовать достижения биологии только для благополучия человека и семьи. В итоге выиграем мы все.

VI. Рефлексия урока.

В конце урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопросы:

Что изменилось в моём миропонимании? Моё сегодняшнее открытие?