Биология
-
Обобщающий урок по теме: "Развитие жизни на Земле" 2006
Для наиболее полного усвоения темы "Развитие жизни на Земле" проводится урок-обобщение. Так как тема трудная для понимания учащихся 5-го класса, урок разработан в форме игры, что позволяет заинтересовать, привлечь внимание и обогатить словарный запас учащихся. Для врабатывания дается задание по повторению терминологии, затем идет работа по ленте времени, ученики наблюдают последовательность образования биологических организмов на земле через игровые конкурсы. Конкурсы составлены так, что привлекают интерес учащихся, развивается мышление, внимание, умение работать в группе, умение действовать в нестандартной ситуации. При этом закрепляются названия исторических эр, биологических живых организмов. Дети с удовольствием работают на уроке, проявляют интерес, лучше усваивают изученное.
-
Тема урока: "Скелет человека". 8-й класс 2006
Расширяются знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Происходит знакомство учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Раскрывается значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных. Ребята учатся выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
-
Методическая разработка-рекомендация зачетного урока по теме: "Основы экологии". 10–11-й класс 2006
Данная работа может быть интересна учителям биологии, экологии, географии, литературы, руководителям кружков. Предлагается провести зачетный урок в необычной форме – создание и презентация экологического журнала. Эта работа помогает воспитать и развить у учащихся различные качества: от ответственности за собственный выбор, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей, до становления личностных качеств и гражданской позиции. В зависимости от профиля классов, тематика журналов может варьироваться, что будет способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников.
-
Обобщающий урок по теме: "Птицы" 2006
Урок систематизирует и корректирует знания учащихся по теме "Птицы", проверяет уровень сформированности основных понятий темы.
-
Тема урока: "Движение крови в организме" 2006
Предлагаемый урок разработан по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса, но может применяться и при работе по другим программам и учебникам. В разработке представлены задания для интеллектуального развития учащихся.
-
Бинарный интегрированный урок по географии в 6-м классе на тему: "Облака" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного бинарного урока по географии в 6-м классе по теме "Облака" на основе электронного учебника по географии для 6-го класса. На уроке используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, парные, элементы игры (сказка). Для проверки усвоения материала, предлагается тест в электронном учебнике.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Посадил дед репку" 2006
Урок-сказка по биологии в 6-м классе проходит после изучения темы "Корень". На уроке учащиеся получают эколого-технические знания и умения для практического применения.
-
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Научно-фантастическая конференция "Защити нас, Человек!" 2006
Интегрированный урок по литературе, биологии, экологии, русскому языку "Защити нас, человек!" проводится в форме научно-фантастической конференции. Это нестандартная форма проведения урока с использованием современной образовательной технологии АСО (адаптивная система обучения), которая оказывает развивающее воздействие на личность учащегося за счёт опоры на внутренние связи, привлечение жизненного опыта ребят к процессу формирования знаний. Данная технология позволяет превратить учеников в компетентных субъектов деятельности, таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить их решение под руководством учителя.
-
Тема урока: "Отделы растений". 7-й класс 2006
Заключительный урок проверки и оценки знаний проводится в форме урока-марафона. Положительные моменты: такая нетрадиционная форма урока способствует повышению интереса к урокам и предмету в целом. Оценку получают все учащиеся, и любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. На уроке создается ситуация успеха.
-
Конспект урока: "Систематика растений" 2006
Этот урок построен по принципу интерактивного обучения, где учащиеся самостоятельно строят свое знание на основе уже имеющихся сведений, получая новые и выстраивая прочные знания нового уровня. Урок является уроком объяснения нового материала, где учитель предлагает постепенно разные задания чаще всего для работы в малых группах (в основном построенные на "мозговом штурме") и выступает в роли помощника, а затем обобщает знания.
-
Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться 2006
В статье рассматривается вопрос о формировании познавательной потребности и умения учиться на уроках биологии при использовании технологии проблемного обучения. Обозначаются цели и принципы организации проблемных уроков. Разбираются типы проблемных уроков в соответствии с целями применения рассматриваемой технологии. Приводятся примеры их организации.
-
Тема урока: "Свойства рецепторов анализаторов" 2006
На данном уроке изучаются некоторые свойства рецепторов анализаторов: специфичность, чувствительность, адаптация. В этой разработке учителя найдут множество опытов различной сложности - от простых самонаблюдений, не требующих подготовки, до лабораторных работ, которые брались из методичек для профессиональных дегустаторов. Основные методы - проблемный и частично-поисковый.
-
Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 8–9-х классах на тему: "Как мозг учился думать" 2006
Курс рассчитан на 14 часов, состоит из 2-х модулей: 1-й – теоретическая часть по изучению синтетической теории приспособительного поведения животных, 2-й - практические исследования рефлекторного механизма адаптаций и теории функциональных систем. Курс служит для дополнения и углубления базового предметного образования в 8–9-х классах.
-
Использование программированных материалов на уроках биологии 2006
Успешное изучение и усвоение учебного материала в школьном курсе "Биология: Человек." возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности метода программированного обучения. Одна из форм этого метода - безмашинный тестовый контроль знаний. Эта форма контроля позволяет за короткое время непосредственно на уроке проверить степень усвоения учебного материала учащимися, своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и ликвидировать отставание. Таким образом, устанавливается обратная связь: учитель–ученик–учитель.
-
Многообразие земноводных, их значение и охрана 2006
Данное мероприятие среди учащихся можно проводить как урок, внеклассное мероприятие или в кружковой работе. Целью занятия является развитие интереса к земноводным, бережному отношению к животным, расширение кругозора у учащихся.
-
Тема урока: "Многообразие надкласса Рыбы". 7-й класс 2006
Комбинированный урок проводится с использованием мультимедийных технологий. Предлагаемый урок для 7-го класса показывает многообразие рыб и черты их приспособленности к жизни в разных условиях водной среды. Выявляет признаки основных классификационных групп рыб, объясняет их роль в природе и жизни человека, знакомит учащихся с характеристикой класса Хрящевые рыбы.
-
Открытый урок на тему: "Курочка Ряба в биологии и литературе". 7-й класс 2006
Урок прививает интерес к русской литературе, популяризирует национальные русские традиции празднования Пасхи.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Шляпочные грибы". Лабораторная работа "Изучение строения тел шляпочных грибов" 2006
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, с правилами их сбора, формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы, показывает роль грибов в системе живых организмов, а также их влияние на здоровье людей.
-
Урок — деловая игра в 6-м классе по теме: "Опорная система позвоночных животных" 2006
В процессе игры раскрываются способности учеников, их возможности и создаются условия для обмена информацией. Все ученики активно включаются в работу, при этом складываются доверительные отношения между учениками и учителем. В процессе игры учащиеся учатся самостоятельно получать новые знания, решения в игре принимают коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности.
-
Урок географии в 6-м классе по теме: "Реки родного края" 2006
В настоящей статье предлагается урок географии в 6-м классе по теме "Реки родного края". Урок соответствует программе и региональному компоненту календарно-тематического планирования. Изученная тема включена в раздел "Гидросфера". Этот урок был комбинированным с элементами исследовательской деятельности и является отличной предпосылкой для раздела программы "Природа и население своей местности".
-
Размножение и развитие птиц 2006
Изучение нового материала проходит через лабораторную работу, цель которой: изучить строение яйца (работа проходит в группах). Основной акцент урока направлен на особенности строения амниотического яйца. На уроке используются слайды "Птицы выводковые и гнездовые". Учащиеся в ходе работы в группах приходят к выводу о различиях физиологической зрелости птенцов выводковых и гнездовых. Подведение итогов: яйцо появилось раньше курицы. Его "подарили" птицам рептилии. Вывод: родственное происхождение хордовых.
-
Интеграция предмета биологии с традициями еврейского народа 2006
НОУ гимназия "Ор-Авнер" это гимназия, в учебный план которой включен национальный компонент. Изучая общеобразовательные предметы, учащиеся знакомятся и с традициями еврейского народа. Одной из традиций является соблюдение кашрута. Кашрут - это правила питания, правила приготовления пищи, принятые с древних времен в еврейских семьях. На уроках биологии в курсе зоологии мною используются дидактические карточки, содержащие материал по кашруту. Пример такого урока предлагаю вашему вниманию.
-
Мастерская "Родник" 2006
Мастерская - это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.
-
Урок по теме: "Фотосинтез". 6-й класс 2006
Урок способствует формированию у учащихся представлений об истории открытия фотосинтеза, его механизме и значении в природе и жизни человека. Изучение нового материала проводится в форме групповой работы с использованием частично-поискового метода. Урок способствует развитию логического мышления, навыков самостоятельной работы, умения делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.
-
Тема урока: "Обмен веществ" 2006
Представленный материал - разработка фрагмента урока по изучению новой темы "Обмен веществ". Данный материал сложен для восприятия и понимания учащимися. Поэтому требуется дополнительная подготовка педагога, поиск нетрадиционных методов при изучении "Обмена веществ", в целях прочного усвоения учащимися знаний по этой теме.
-
Интегрированный урок-семинар по биологии и географии на тему: "Растения в государственной символике". 10-й класс 2006
На уроке учащиеся выясняют какие растения и почему стали символами государств; в чем их биологическая и экономическая особенности, отражают ли растения политические, духовные ценности государства. На основе полученных материалов учащиеся составляют свой вариант классификации гербов стран, в изображении которых используются растения.
-
Деловая игра "Мы судим сигарету" 2006
Деловая игра "Суд над сигаретой" - одно из мероприятий, разработанных и проведенных в нашей школе в рамках соревнования классов, свободных от курения. Вначале он был разработан как урок и проводился в 6-м классе. Актуальность проведения этого занятия именно в 6-м классе, когда под социальным давлением у подростков происходит взрыв интереса к курению не вызывает сомнений. По желанию детей урок перерос в общешкольное мероприятие "Мы судим сигарету".
-
Методика школьных научных исследований популяций редких видов растений 2006
На основе многолетнего опыта работы нами разработаны методические рекомендации по организации научных исследований по изучению редких видов растений. Примерные варианты программ составлены с учетом времени, требующегося для их выполнения: однократное изучение маршрутным способом одного вида растений; полустационарные наблюдения в течение одного или нескольких месяцев; стационарные мониторинговые исследования в течение ряда лет. Предлагаемые варианты являются базой для выполнения программы исследований по изучению популяций редких видов растений:
-
Тема урока: "Сезонные явления в жизни птиц" 2006
Информационно-обобщающий урок в 7-м классе, изучающий экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Актуальными задачами данного урока являются: раскрытие понятий: "оседлые птицы", "кочующие птицы", "перелетные птицы"; выявление причин перелетов птиц, способов ориентации птиц во время миграций и методов изучения перелетов.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников 2006
Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).