Элективный курс по биологии для 9 классов “ Генетика человека ”
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для теоретических исследований учащихся основных генетических закономерностей, которые в полной мере приложимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создаёт значительные трудности в изучении его наследственности и изменчивости. Можно указать на некоторые из них: позднее половое созревание, невозможность обеспечения и строго контролируемых условий для развития потомства, сравнительно большое число хромосом, Несмотря на указанные обстоятельства, за последние годы генетика человека достигла значительных успехов.
Цель курса- ознакомить с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях; рассмотреть последствия мутации, затрагивающих генотип человека.
Главной задачей профильного образования является не только заучивания обширного биологического материала, сколько обучения школьников правильной работе с источниками. Главным в подобной системе обучения является формирования у школьников умение работать со многими серьезными источниками информации, в которых знания излагаются уже с точки зрения научной дисциплины, а не школьного предмета: в точном соответствии с современным состоянии науки.
Методические рекомендации при разработке элективного курса: “Генетическая основа наследственности” преследовалась цель: познакомить с многими современными проблемами генетики и общества, которые стоят перед нами, и нам их решать. И ни куда от этого не деться.
Знание законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачёт при условии выполнения заданий 75-100% . В задания входят - решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает:
- Использование Интернет технологий.
- Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
- Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные работы, опыты с использованием мух дрозофил. Важнейшим структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. Поэтому необходимо систематически подводить итоги деятельности, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умений. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности.
1 | Клеточная теория. | 3.09 |
2 | Неорганический состав клетки. | 10.09 |
3 | Аминокислоты, строение белков. | 17.09 |
4 | Биологические функции белков. | 24.09 |
5 | ДНК и РНК. | 1.10 |
6 | АТФ и другие органические соединения белков. | 8.10 |
7 | Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. | 15.10 |
8 | Строение клетки: другие органоиды клетки. | 22.10 |
9 | Мейзоное деление клетки. | 29.10 |
10 | Размножение. | 12.11 |
11 | Биосинтез белка. | 19.11 |
12 | 1 и 2 закон Г.Менделя. | 26.11 |
13 | Решение задач. Многообразное скрещивание. | 3.12 |
14 | Решение задач. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм. | 10.12 |
15 | Анализирующие скрещивание. Решение задач. Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками. | 17.12 |
16 | Решение задач. Определение доминантности или рецессивности признака. | 24.12 |
17 | 3 закон Г.Менделя. | 14.01 |
18 | Решение задач. Независимое наследование. | 21.01 |
19 | Закон Моргана. | 28.01 |
20 | Генетика пола. | 4.02 |
21 | Решение задач. Наследование генов, локализованных В Х-хромосоме. | 11.02 |
22 | Решение задач с У- хромосомой. | 18.02 |
23 | Решение задач. Одновременное наследование признаков, расположение в аутосомных и половых хромосомах. | 25.02 |
24 | Взаимодействие генов. | 4.03 |
25 | Решение задач. Независимое наследование при неполном доминировании. | 11.03 |
26 | Наследственная изменчивость. | 18.03 |
27 | Решение задач. Эпистаз. | 1.04 |
28 | Решение задач, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. | 8.04 |
29 | Генетика человека. | 15.04 |
30 | Решение задач. Летальные гены при многообразном скрещивание. | 22.04 |
31 | Решение задач. Летальные гены при дигибридном скрещивании. | 29.04 |
32 | Решение задач. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах. | 6.05 |
33 | Наследственные заболевания человека. | 13.05 |
34 | Итоговая “конференция”. | 20.05 |
Содержание программы.
1 модуль. “Клетка - биологическая структура” (11 ч.)
Клеточная теория. Неорганические соединения. (2 ч.) | Учащиеся смогут доказать, что основные положения клеточной теории являются фундаментом современной биологии, что клетка поддерживает постоянство, концентрацию Н2О и минеральных солей в цитоплазме |
Органические соединения. Биополимеры- белки. | Они должны "умело доказать, что сложный аминокислотный состав молекул белков |
Биологические функции белков. (2 ч.) | обеспечивает выполнение этими орг. Веществами различные функции в клетке и организме. |
Биополимеры - нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке. (2 ч.) | Учащиеся должны объяснить, как происходит передача наследственной информации о первичной структуре белка и что при разрушение молекулы АТФ выделенная энергия используется организмом. |
Цитоплазма. Строение и функции клеточных структур. (2 ч.) | Что многие органические клетки взаимосвязаны в процессе своей работы, ядро является функциональным центром клетки, |
Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка. (3 ч.) |
2 модуль. Основы генетики. (23 ч.)
Первый и второй закон Г. Менделя. (3 ч.) | Сформировывает знания о генетике, как о науке материальных носителях наследственности, о 1 двух законах Г.Менделя. |
Анализирующее скрещивание. (2 ч.) | Сформировать понятия о множественном аллелизме, его причинах и значении. |
Третий закон Г. Менделя. (2 ч.) | Сформулировать знания о дигибртном скрещивании. |
Закон Моргана. (1ч.) | Вывести и сформулировать закон Т.Г.Моргана. |
Генетика пола. (4 ч.) | Сформулировать знания. |
Взаимодействие генов, цитоплазматическая наследственность. (2 ч.) | Знания об основных типах взаимодействия аллельных и неаллельных генов, показать, что существует и цитоплазматическая наследственность. |
Модификационная изменчивость. (2 ч.)_ | Показать, что взаимодействие внешней среды без изменения генотипа невозможно, без изменения генотипа. Нельзя качественно изменить тот или иной признак. |
Наследственная изменчивость. (3 ч.) | Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутации. |
Генетика человека. (5 ч.) | Рассмотреть особенности изучения генетики человека, сформировать знания об основных методах изучения наследственности. |
Итоговая “конференция”. (1 ч.) | Выступления учащихся с рефератами. |
Задачи:
1. Развивающиеся
- Сформировать знания о генетики как науки.
- Сформировать знания о материальных носителей наследственности
- Вывести и сформулировать закон Т.Моргана.
- Показать, что кроме ядерной наследственности существует еще и цитоплазматическая, которая передается чаще всего по материнской линии.
- Сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах.
- Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутации.
2. Обучающие
- Навыки решения генетических задач.
- Умение пользоваться генетическими навыками.
- Умение применять теоретические знания при решении генетических задач.
- Умение определять доминантность и рецессивность признака, выявлять генотипы и фенотипы особей.
3. Воспитательные
- Содействовать мировоззренческих понятий.
- Вредное влияние мутагенов и наркотических веществ на наследственность человека.
План конференции.
- Медицинская генетика: наследственные болезни и их причины; лечение наследственных болезней. Можно ли предсказать наследственные болезни? Медико-генетические лаборатории; медико-генетическая служба.
- Биологическое и социальное в человеке: человек - общественное животное. Наследуются ли способности? Можно ли создать “сверхчеловека”? Евгеника: действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в развитии личности.
- Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола, пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.
- Религия и актуальные проблемы биомедицинской этики. Основные проблемы биомедицинской этики. Мнения различных религий по важнейшим вопросам биомедицинской этики.
Список использованной литературы:
- В.К. Шумный, Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский. Учебник для 10-11 класса с углублённым изучением биологии в школе. М. Просвещение 2002 г.
- М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса с углублённым изучением биологии.
- В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. “Лицей” 2000г.
- Н.Лемиза, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и в ответах.
- М. Айрис- пресс. 2003 г.
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. “Готовимся к ЕГЭ” Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.
- Генетические задачи. ЧГУ им. И.Н. Ульянова г. Чебоксары. 1980 г.
- Генетика Н.Н.Чучкова, В.А. Глумова, Н.Е. Морозова, И.А. Черенков. Ижевск 2004г.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечкин Учебник для 10-11 класса. Дрофа 2005 г.
- Мозоленко К.Г. “ Генетика человека: проблемы, поиски, развитие” Москва. “Первое сентября”, “ Чистые пруды” 2004 г.