Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий
Байкал - одна из величайших ценностей нашей планеты,поэтому велико его изучение в целях развития мировоззрения учащихся и воспитания любви к малой Родине.
Аннотация:
Использование информационных технологий на уроке является инновационной технологией. Вашему вниманию предлагается разработка бинарного интегрированного урока по байкаловедению в 9-м классе с применением интернет-ресурсов. Урок состоит из 2-х частей. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковые материалы в Интернете и другие источники информации.
Цель: С помощью информационных и проектных технологий познакомить учащихся с Байкалом и его проблемами.
Задачи:
1. Образовательные:
а) Расширить знания учащихся о Байкале и его проблемах
б) Научить учащихся прогнозировать будущее территории, исходя из данных
в) Научить работать в группе
г) Познакомить со способом работы с различными источниками информации (Интернет, видео, электронная продукция)
2. Развивающие:
а) Через интеграцию знаний по биологии, географии, экологии расширить представления об окружающем мире на примере Байкала
б) Развивать умения находить причинно-следственные связи
в) Продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их
3. Воспитательные:
а) экологическое воспитание
б) эстетическое воспитание
в) патриотическое воспитание
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор.
Учебно-наглядный комплекс: карты Байкала и Иркутской области, книги, CD "Энциклопедия Байкала", видеофильмы о Байкале.
Тип урока: интегрированный (2 урока).
Научно-методическое содержания урока:
Опережающие знания - ознакомление на сайтах Интернет с экологическими проблемами Байкала.
Решение самостоятельно проблем, выдвижение гипотез о спасении Байкала.
План урока:
1 часть урока - проходит в форме виртуальной экскурсии по Байкалу.
Информация учителей:
Географ -
- Географическое положение Байкала.
- Происхождение Байкала, его геологическое прошлое.
- Краткие географические данные о Байкале (размеры, глубина, возраст, ветра, климат и т.д.).
Химик -
- Свойства воды (минерализация, химический состав, температура, прозрачность и т.д.).
Биолог -
- Флора и фауна Байкала.
Эколог -
- Экологическое состояние Байкала (вод, животного и растительного миров, атмосферы), основные загрязнители.
2 часть урока.
Тема. Работа над проектами "Прогнозирование будущего Байкала".
(Проекты могут быть как в устной форме, так и в виде презентации).
Учащиеся разбиваются на группы по темам проектов.
Темы проектов:
1 группа: "Прогнозирование проблем Байкала, связанных с антропогенным загрязнением".
2 группа: "Решение проблемы очищения поверхностных вод Байкала".
3 группа: "Сохранение эндемиков".
Работа по темам проектов по группам.
Защита проектов.
Выработка совместного решения проблем Байкала, на основе защиты проектов учащимися.
Рекомендуемые адреса в Интернете:
http://gran.baikal.net/magazin/index.htm
СD "Энциклопедия Байкала": www.nd.ru
Рекомендуемая литература:
Атлас озера Байкал. - Иркутск - М. Федеральная служба геодезии и картографии России. 1993
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. –М. 1988
Государственный доклад о состоянии окружающей среды Иркутской области в 2002 году. – Иркутск. 2002
Пенькова О.Г. Уроки Байкала. - Иркутск. Издательство ИГПУ. 2000
Гурулев С.А."Что в имени твоем Байкал?". Новосибирск. "Наука". 1991
Видеофильм "У края чарующей бездны" - НПЦ "Baikalfoto" Иркутск. 2003 г., "Байкальские фантазии" - из серии "Медиативное путешествие" Иркутск. 2002
Для проверки полученных знаний учащимся на следующем уроке предлагается тестВыбери один правильный ответ:
1. Котловина озера Байкал имеет происхождение:
а) вулканическое
б) Ледниковое
в) тектоническое
2. Озеро Байкал относится к
а) сточным
б) бессточным
3. Наибольшая глубина озера составляет
а) 1637 м
б) 501 м
в) 2500 м
4. Минерализация воды составляет
а) 0,1 %
б) 1,0 %
в) 3 %
г) 5 %
5. Озеро Байкал полностью покрывается льдом
а) в декабре
б) в ноябре
в) в январе
г) в феврале
6. Самый крупный приток
а) р. Селенга
б) р. Рель
в) р.Голоустная
7. Прозрачность байкальской воды равна
а) 5 м
б) 15 м
в) 25 м
г) 40 м
8. Какие ученые занимались исследованием озера
а) Кожов
б) Верещагин
в) Обручев
г) Солнцев
9. Среднее количество осадков на Байкале составляет
а) 255 м
б) 295 мм
в) 500 мм
г) 100 мм
10. Большая часть осадков приходится на
а) лето
б) зиму
в) осень
11. Сколько рек вытекает из Байкала?
а) 3
б) 1
в) 6
12. Каков возраст Байкала?
а) 10000 лет
б) 25 000 000 лет
в) 250 000 лет
13. Найдите среди перечисленных не менее 4-х эндемиков Байкала.
а) щука
б) голомянка
в) рачок эпишура
г) медведь
д) чайка
е) нерпа
ж) омуль
14. Назовите факторы загрязнения Байкала.
а) ловля рыбы
б) туризм
в) исследования ученых
г) сброс промышленных отходов
д) работа рыбнадзора
е) перенос воздушными массами ядовитых веществ с других территорий.
Результаты теста
- если ты ответил правильно на 14 вопросов – 5 баллов
- если на 12-14 – 4 балла
- если на 7-11 – 3 балла
- менее 7 – 2 балла
Правильные ответы к тесту
1. Котловина озера Байкал имеет происхождение:
в) тектоническое
2. Озеро Байкал относится к
а) сточным
3. Наибольшая глубина озера составляет
а) 1637 м
4. Минерализация воды составляет
б) 1,0 %
5. Озеро Байкал полностью покрывается льдом
в) в январе
6. Самый крупный приток
а) р. Селенга
7. Прозрачность байкальской воды равна
г) 40 м
8. Какие ученые занимались исследованием озера
а) Кожов
9. Среднее количество осадков на Байкале составляет
б) 295 м
10. Большая часть осадков приходится на
а) лето
11. Сколько рек вытекает из Байкала?
б) 1
12. Каков возраст Байкала?
б) 25 000 000 лет
13. Найди среди перечисленных не менее 4-х эндемиков Байкала.
б) голомянка
в) рачек эпишура
е) нерпа
ж) омуль
14. Назови факторы, загрязнения Байкала.
б) туризм
г) сброс промышленных отходов
е) перенос воздушными массами ядовитых веществ с других территорий.