Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Проектная деятельность учащихся. Сначала немного о понятии. Учебное проектирование “включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни постиндустриального общества”.

Итак, проектная деятельность – один из видов учебно-исследовательской деятельности учащихся. Задачами ее можно назвать:

  • совершенствование навыков исследовательской работы;
  • углубление знаний в выбранных предметных областях;
  • формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
  • формирование коммуникативных навыков и др.

Проектная деятельность учащихся? А какие проекты, например, с пятиклассниками, да еще и с мальчишками, да еще и по экологии или биологии? Эти вопросы наверняка задают себе многие учителя. Хочу поделиться опытом организации такой работы.

Во-первых, экология и биология – это действительно интересно! И если в этом уверен сам, можно убедить и детей. Большую помощь при организации работы с подростками может оказать книга “Растения”, выпущенная под грифом “для умных, но ленивых”.

Во-вторых, вокруг множество интересных (как оказалось) и доступных для младших подростков тем, например: “Домовой и полевой воробьи в парке ГМЗ “Ораниенбаум”, в ходе работы по которой школьники могут изучить взаимодействие этих двух видов, провести подсчет их численности; “Одуванчик лекарственный в окрестностях города Ломоносова” - можно примерно подсчитать скорость расселения вида, почитать литературу о его лекарственных и пищевых качествах; “Растения–переселенцы на территории г. Ломоносова” - изучить видовой состав интродуцированных или занесенных растений; “Изучение популяций бродячих собак в окрестностях г. Ломоносова” (естественно, с безопасного расстояния) – можно выявить такую особенность - выживают в условиях жесткой конкуренции достаточно крупные, крепко сложенные собаки, в основном рыжевато-пегой масти, живут обычно стаями по 5-7 особей, в стаях строгая иерархия; “Грибы – макромицеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области” - виды грибов, часто (а может быть, и нечасто) встречающиеся в регионе и их свойства; “Войди в зеленый мир” - составление маршрута экологической экскурсии и ее проведение для одноклассников, не одноклассников, родителей и т. д.

А теперь – более подробно об организации работы учащихся 5 класса по проекту “Растения в необычных местах обитания”:

1. Выбор темы исследования.

2. Составление плана работы в виде “карты памяти”.

  • выбор площадок исследования;
  • предварительный обзор;
  • посещение библиотек, выбор определителей, подбор литературы по теме исследования;
  • посещение исследовательских площадок с определителями, фотоаппаратом, сбор частей растений, которые сложно определить на месте;
  • уточнение данных у эксперта (учителя биологии, сотрудника БиНИИ – кого можно найти);
  • подготовка литературного обзора;
  • анализ и обобщение полученных материалов, в том числе составление таблиц данных, предварительная формулировка выводов исследования;

Этот этап часто вызывает некоторые затруднения у руководителей проектов, поэтому в качестве иллюстрации предлагаю ознакомиться с тем, как мы излагали результаты исследования:

Изложение результатов

Дом №6-а по ул. Победы:

Пятиэтажный кирпичный дом, с западной, южной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, с восточной – бетонная отмостка.

№ п/п Ориентация по сторонам

света

Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона Трещина между фундаментом здания и асфальтом Подорожник
Козырек над подъездом Береза
2. Южная сторона Металлическая решетка для вытирания ног на бетонном крыльце Подорожник, одуванчик
3. Восточная сторона Трещина между фундаментом и бетонной отмосткой Мятлик однолетний
4. Северная сторона нет нет

Дом №19 по ул. Красноармейской:

Двухэтажный кирпичный дом, с западной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, к южной и восточной стороне здания доступ затруднен. Три года назад внутренняя отделка здания выгорела практически полностью. С тех пор ремонт не производился.

№ п/п Ориентация по сторонам света Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона Трещина между фундаментом здания и асфальтом Подорожник, мать-и-мачеха, лебеда, одуванчик
Бетонное крыльцо Береза, одуванчик, лебеда, осот, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь, ива
Витрина с разбитыми стеклами Береза, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь
2. Северная сторона Крыша подвала Гравилат городской, береза, крапива
Трещины стены Береза, ива, одуванчик, гравилат городской
Трещина между фундаментом и асфальтом Крыжовник, гравилат городской

Дом №27 по ул. Александровской:

Пятиэтажный кирпичный дом, фундамент со всех сторон окружен асфальтом.

№ п/п Ориентация по сторонам света Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона нет нет
2. Южная сторона Трещина в асфальте недалеко от фундамента Лаватера, петуния, одуванчик лекарственный, звездчатка средняя (мокрица), подорожник, мать-и-мачеха, ива корзиночная
3. Восточная сторона нет нет
4. Северная сторона нет нет

Дом №38 по ул. Александровской:

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом, фундамент со всех сторон окружен отмосткой.

№ п/п Ориентация по сторонам света Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона Трещина между фундаментом здания и отмосткой Недотрога, полынь, ромашка ободранная, одуванчик.
2. Южная сторона Трещина между бетонным крыльцом и асфальтом Всходы ромашки ободранной, чертополох,
3. Восточная сторона Трещина между фундаментом здания и отмосткой Яснотка, крапива, малина, одуванчик, лопух (репейник), пырей ползучий, береза
4. Северная сторона Трещина между фундаментом здания и отмосткой Мятлик однолетний

- письменное изложение результатов исследования;

В окончательном варианте работы были представлены следующие результаты:

Обсуждение результатов

В необычных местах обитания мы встретили не только травянистые растения, но и древесные породы (берёза, ива) и кустарники (малина, крыжовник).

Кроме дикорастущих у нас растений мы встретили растения, которые в нашем климате в диком виде не растут: лаватера, петуния. Семена культурных растений, вероятно, попали в трещины асфальта с балкона, на котором их сеяли весной.

Растения в необычных местах обитания были существенно мельче, чем растущие в обычных местах. Мы согласны с мнением Т.К. Горышиной и М.Е. Игнатьевой [2, 3], что это вызвано недостатком почвы для развития и влаги.

В основном, высоко над землей (на крышах, козырьках зданий) нами были обнаружены растения, семена которых распространяются с помощью ветра.

Растения, растущие с северной стороны домов № 38 по ул. Александровской и № 19 по ул. Красноармейской, выглядели более слабыми, угнетенными, чем растения того же вида, растущие с южной, западной и восточной сторон зданий. Это может быть вызвано недостатком света.

  • уточнение выводов по работе;
  • проверка текста педагогом, составление им отзыва о работе;
  • внесение необходимых исправлений, окончательное оформление работы (титульный лист, содержание, введение, текст работы по главам, описание методики исследования, выводы, библиография, приложения);

3. Подготовка работы к защите

  • текст выступления;
  • постер;

4. Публичная защита работы.

Работа в нашем случае велась в условиях Центра детского и юношеского туризма Петродворцового района Санкт-Петербурга “Южный берег” на индивидуальных занятиях в рамках образовательной программы “Мы – жители Земли (шаги в природу)”. На эту работу педагогом тратилось не более 1 часа в неделю в течение двух месяцев. Результатом работы стало получение пятиклассниками II места на районном туре и II и III мест на городском туре олимпиады по экологии среди учащихся 7-8 классов (участвовали в виде исключения, но на общих основаниях – защита работы, выполнение тестовых заданий); грамота за отлично выполненный проект.

Так что невозможное – возможно! Удачи в работе!

Литература:

  1. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с. – с. 46.
  2. Растения. – М.: ООО “Издательсво Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 160 с.: илл.