Проектная деятельность учащихся. Сначала немного о понятии. Учебное проектирование “включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни постиндустриального общества”.
Итак, проектная деятельность – один из видов учебно-исследовательской деятельности учащихся. Задачами ее можно назвать:
- совершенствование навыков исследовательской работы;
- углубление знаний в выбранных предметных областях;
- формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
- формирование коммуникативных навыков и др.
Проектная деятельность учащихся? А какие проекты, например, с пятиклассниками, да еще и с мальчишками, да еще и по экологии или биологии? Эти вопросы наверняка задают себе многие учителя. Хочу поделиться опытом организации такой работы.
Во-первых, экология и биология – это действительно интересно! И если в этом уверен сам, можно убедить и детей. Большую помощь при организации работы с подростками может оказать книга “Растения”, выпущенная под грифом “для умных, но ленивых”.
Во-вторых, вокруг множество интересных (как оказалось) и доступных для младших подростков тем, например: “Домовой и полевой воробьи в парке ГМЗ “Ораниенбаум”, в ходе работы по которой школьники могут изучить взаимодействие этих двух видов, провести подсчет их численности; “Одуванчик лекарственный в окрестностях города Ломоносова” - можно примерно подсчитать скорость расселения вида, почитать литературу о его лекарственных и пищевых качествах; “Растения–переселенцы на территории г. Ломоносова” - изучить видовой состав интродуцированных или занесенных растений; “Изучение популяций бродячих собак в окрестностях г. Ломоносова” (естественно, с безопасного расстояния) – можно выявить такую особенность - выживают в условиях жесткой конкуренции достаточно крупные, крепко сложенные собаки, в основном рыжевато-пегой масти, живут обычно стаями по 5-7 особей, в стаях строгая иерархия; “Грибы – макромицеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области” - виды грибов, часто (а может быть, и нечасто) встречающиеся в регионе и их свойства; “Войди в зеленый мир” - составление маршрута экологической экскурсии и ее проведение для одноклассников, не одноклассников, родителей и т. д.
А теперь – более подробно об организации работы учащихся 5 класса по проекту “Растения в необычных местах обитания”:
1. Выбор темы исследования.
2. Составление плана работы в виде “карты памяти”.
- выбор площадок исследования;
- предварительный обзор;
- посещение библиотек, выбор определителей, подбор литературы по теме исследования;
- посещение исследовательских площадок с определителями, фотоаппаратом, сбор частей растений, которые сложно определить на месте;
- уточнение данных у эксперта (учителя биологии, сотрудника БиНИИ – кого можно найти);
- подготовка литературного обзора;
- анализ и обобщение полученных материалов, в том числе составление таблиц данных, предварительная формулировка выводов исследования;
Этот этап часто вызывает некоторые затруднения у руководителей проектов, поэтому в качестве иллюстрации предлагаю ознакомиться с тем, как мы излагали результаты исследования:
Изложение результатов
Дом №6-а по ул. Победы:
Пятиэтажный кирпичный дом, с западной, южной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, с восточной – бетонная отмостка.
№ п/п | Ориентация по сторонам света |
Описание местообитания | Обнаруженные растения |
1. | Западная сторона | Трещина между фундаментом здания и асфальтом | Подорожник |
Козырек над подъездом | Береза | ||
2. | Южная сторона | Металлическая решетка для вытирания ног на бетонном крыльце | Подорожник, одуванчик |
3. | Восточная сторона | Трещина между фундаментом и бетонной отмосткой | Мятлик однолетний |
4. | Северная сторона | нет | нет |
Дом №19 по ул. Красноармейской:
Двухэтажный кирпичный дом, с западной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, к южной и восточной стороне здания доступ затруднен. Три года назад внутренняя отделка здания выгорела практически полностью. С тех пор ремонт не производился.
№ п/п | Ориентация по сторонам света | Описание местообитания | Обнаруженные растения |
1. | Западная сторона | Трещина между фундаментом здания и асфальтом | Подорожник, мать-и-мачеха, лебеда, одуванчик |
Бетонное крыльцо | Береза, одуванчик, лебеда, осот, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь, ива | ||
Витрина с разбитыми стеклами | Береза, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь | ||
2. | Северная сторона | Крыша подвала | Гравилат городской, береза, крапива |
Трещины стены | Береза, ива, одуванчик, гравилат городской | ||
Трещина между фундаментом и асфальтом | Крыжовник, гравилат городской |
Дом №27 по ул. Александровской:
Пятиэтажный кирпичный дом, фундамент со всех сторон окружен асфальтом.
№ п/п | Ориентация по сторонам света | Описание местообитания | Обнаруженные растения |
1. | Западная сторона | нет | нет |
2. | Южная сторона | Трещина в асфальте недалеко от фундамента | Лаватера, петуния, одуванчик лекарственный, звездчатка средняя (мокрица), подорожник, мать-и-мачеха, ива корзиночная |
3. | Восточная сторона | нет | нет |
4. | Северная сторона | нет | нет |
Дом №38 по ул. Александровской:
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом, фундамент со всех сторон окружен отмосткой.
№ п/п | Ориентация по сторонам света | Описание местообитания | Обнаруженные растения |
1. | Западная сторона | Трещина между фундаментом здания и отмосткой | Недотрога, полынь, ромашка ободранная, одуванчик. |
2. | Южная сторона | Трещина между бетонным крыльцом и асфальтом | Всходы ромашки ободранной, чертополох, |
3. | Восточная сторона | Трещина между фундаментом здания и отмосткой | Яснотка, крапива, малина, одуванчик, лопух (репейник), пырей ползучий, береза |
4. | Северная сторона | Трещина между фундаментом здания и отмосткой | Мятлик однолетний |
- письменное изложение результатов исследования;
В окончательном варианте работы были представлены следующие результаты:
Обсуждение результатов
В необычных местах обитания мы встретили не только травянистые растения, но и древесные породы (берёза, ива) и кустарники (малина, крыжовник).
Кроме дикорастущих у нас растений мы встретили растения, которые в нашем климате в диком виде не растут: лаватера, петуния. Семена культурных растений, вероятно, попали в трещины асфальта с балкона, на котором их сеяли весной.
Растения в необычных местах обитания были существенно мельче, чем растущие в обычных местах. Мы согласны с мнением Т.К. Горышиной и М.Е. Игнатьевой [2, 3], что это вызвано недостатком почвы для развития и влаги.
В основном, высоко над землей (на крышах, козырьках зданий) нами были обнаружены растения, семена которых распространяются с помощью ветра.
Растения, растущие с северной стороны домов № 38 по ул. Александровской и № 19 по ул. Красноармейской, выглядели более слабыми, угнетенными, чем растения того же вида, растущие с южной, западной и восточной сторон зданий. Это может быть вызвано недостатком света.
- уточнение выводов по работе;
- проверка текста педагогом, составление им отзыва о работе;
- внесение необходимых исправлений, окончательное оформление работы (титульный лист, содержание, введение, текст работы по главам, описание методики исследования, выводы, библиография, приложения);
3. Подготовка работы к защите
- текст выступления;
- постер;
4. Публичная защита работы.
Работа в нашем случае велась в условиях Центра детского и юношеского туризма Петродворцового района Санкт-Петербурга “Южный берег” на индивидуальных занятиях в рамках образовательной программы “Мы – жители Земли (шаги в природу)”. На эту работу педагогом тратилось не более 1 часа в неделю в течение двух месяцев. Результатом работы стало получение пятиклассниками II места на районном туре и II и III мест на городском туре олимпиады по экологии среди учащихся 7-8 классов (участвовали в виде исключения, но на общих основаниях – защита работы, выполнение тестовых заданий); грамота за отлично выполненный проект.
Так что невозможное – возможно! Удачи в работе!
Литература:
- Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с. – с. 46.
- Растения. – М.: ООО “Издательсво Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 160 с.: илл.