Урок эксперт-семинар на тему: "Многообразие пресмыкающихся и их охрана"

Разделы: Биология


Урок: эксперт-семинар

Фиксированные образовательные результаты:

  1. Определить место пресмыкающихся в системе животного мира,
    многообразие, их значения в природе и жизни человека.
  2. Изучить и закрепить представителей отрядов пресмыкающихся и способы их
    охраны.
  3. Уметь учиться работать коллективно в группах в заданном темпе, выполнять
    определенную задачу, графически оформлять информацию, выделять
    главное, публично выступать.

Метод обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, групповой.

Приемы деятельности учителя:

Организация выпуска устного журнала: “Многообразие пресмыкающихся, их охрана”, помощь в отборе материала и оформлении его, проведении итогов.

Организация деятельности учащихся:

Объединяются в группы: 1 “Ящерицы”, 2 “Змеи”, 3 “Черепахи”, 4 “Крокодилы”. Изучают материал, выбирают главное и интересное из дополнительной литературы, каждая группа оформляет страницу устного журнала, представляет первоначально классу, который заслушивает ее и передает в “Издательский отдел” во главе с экспертом (младшая группа, 3 ученика).

Оборудование рабочего места учащегося:

Основные источники информации: учебник “Животные” 7-8кл. А. И. Никишов, И. X. Шарова; А. Э. Брэм “Жизнь животных”; “Красная Книга Бурятии”; инструктивные карточки - план работы по группам, чистые листы, карандаши, ручки, тетради, оценочные листы. Таблицы, влажные препараты пресмыкающихся. Фотоаппарат.

План урока (основные этапы)

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация занятий.
  3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
  4. Первичная проверка понимания изученного.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Учебное занятие.

Тема: “Многообразие пресмыкающихся, их охрана”

1. Организационный момент

На парте: ручки, учебники, тетрадь, дневник. Заполнение оценочного листа.

2. Актуализация знаний.

Работа в группах. Разгадывание криптограммы и ее проверка. (Вопрос к криптограмме раздается детям на листочках.)

Победит тот, кто раньше всех расшифрует криптограмму и верно отгадает загадку, а поэтому на оценочных листах проставляется время.

Вот эта криптограмма:

  1. Пакетик из бумаги для письма; 1,3,8,2,5,9,12
  2. То, к чему следует стремиться, что надо осуществлять; 7,5,10,11.
  3. Сено, уложенное в большую высокую кучу; 4,12,3,13.
  4. Место, где происходили конспиративные встречи революционеров; 14,2,1,6.

img1.tif (107990 bytes)

Какая получилась загадка? (Веется веревка, на конце головка — Змея.)
Давайте ответы.

Какие классы животных относятся к типу хордовых?

Перечислить признаки приспособленности пресмыкающихся к среде обитания.

3. Постановка целей урока.

Тема сегодняшнего нашего урока — “Многообразие пресмыкающихся, их охрана” (запись на классной доске).

Цели (запись на классной доске).

Давайте посмотрим, чему мы должны с вами научиться на нашем уроке, для того,
чтобы потом понять, достигли ли мы цели.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Основные группы современных пресмыкающихся представлены отрядом чешуйчатых, черепах и крокодилов. Животные объединяются в группы не произвольно, а в соответствии со строгой научной системой, основанной на всестороннем изучении степени их родства.

Какое место занимают пресмыкающиеся в системе классификации животного мира? На основе правильного ответа заполняете граф-схему.

Объединитесь в группы для изучения нового материала, для выпуска страниц
журнала. Рабочее название групп: “Змеи”, “Ящерицы”, “Черепахи”, “Крокодилы”,
“Издательский отдел”.

  • Распределите задания между собой, составьте план свой страницы. Работая с
    учебником (параграф 52, с 157-159) и предложенной учителем дополнительной
    литературы, в течение 8 минут придумайте название вашей страницы журнала. На
    листе бумаги дайте в рисунках и текстах полезную информацию о многообразии
    пресмыкающихся, их значении, распространении и охране по “отрядам” животных.
  • Продумайте рассказ о представителях “своего” отряда.
  • Подготовьте интересный материал под рубрикой “Знаете ли вы, что...”.
  • Приготовьтесь к выступлению командой пред классом в течение 4 минут.
    Внимательно выслушайте вступление всех групп и выберите наиболее интересное,
    яркое (зрительские симпатии).

5. Первичное закрепление.

а) Работать с учебником. Фронтальная работа.

На странице 158 прочитать первый абзац сверху и составить цепь питания
пресмыкающихся.

Задай вопрос — Ответь.!

- Кожу крокодилов, змей, ящериц человек использует для изготовление обуви,
сумочек, чемоданов, также использует в своих целях роговые пластины панцирей
многих видов черепах. Это привело к сокращению численности данных животных,
пришлось взять их под охрану и разводить на специальных фермах.

б) Выполняем графический диктант (приложение ст. 6) с целью закрепления
материала темы “Пресмыкающиеся”.

Результат диктанта в виде графической записи: VVV– – –VVVVVV

V — знак соответствует правильному ответу;

— знак соответствует неправильному ответу.

Учащиеся производят взаимопроверку (по графику, начерченному на классной доске), оценивают свои работы и заполняют свой оценочный лист.

6. Обобщение и систематизация

  • Познакомьтесь с результатами работ издательского отдела (он готовит обложку
    журнала, словарь и заключение, собирает подготовленные группами страницы и
    выпускает журнал).
  • Оцените работу и сделайте заключение по теме: “Многообразие
    пресмыкающихся, их охрана”.

7. Подведение итогов урока. Подсчет баллов и выставление оценок.

Возвращение к целям урока (классная доска).

Эксперт-ученик, прослушивая выступление учащихся в группах, определяет форму мыслительной деятельности (воспроизведения материала, воспроизведения с элементами сравнения, анализа).

Определяет логичность, последовательность и полноту ответа учащегося с обязательным дополнением при неполном ответе.

Подмечает наличие фактических ошибок, недостаточность используемого материала при оформлении страниц устного журнала (материал “Красной Книги Бурятии). Передает созданный и оформленный устный журнал учителю как отчет коллективной работы класса.

8. Информация о домашнем задании.

Учебник (параграф 52, стр. 156–157). Учитель выставляет оценки за урок по решению группы на основе оценочного листа учащегося. Интересные моменты в работе группы в классе фотографировались учителем.

9. Рефлексия.

Как вы, применяя знания, полученные на сегодняшнем уроке, понимаете это высказывание: “Охранять природу, значит охранять Родину” (Пришвин)?

По ходу урока на доске заполняется схема “Логики” урока.

Графический диктант (вопросы). С целью закрепления темы: “Пресмыкающиеся”

  1. Змеи, крокодилы, черепахи, тритоны, лягушки — класс пресмыкающихся.
  2. Агама, варан, дальневосточная кожистая черепаха, кобра — представители
    пресмыкающихся.
  3. Прыткая ящерица, веретеница, желтопузик, варан, щитомордник, эфа, гюрза —
    отряд чешуйчатые.
  4. Змеи, ящерицы — полезные пресмыкающиеся.
  5. У пресмыкающихся кожа влажная и снабжена железами.
  6. На задних и передних конечностях у пресмыкающихся сесть перепонки.
  7. У ящериц ноги снабжены когтями, состоящими из рогового вещества.
  8. На голове у ящерицы есть ушные раковины бугорки, на которых сидят глаза.
  9. У пресмыкающихся глаза, две пары ноздрей, имеется веко, полупрозрачная
    мигательная перепонка.
  10. У ящериц кожа сухая, чешуйчатая, а у черепах покрыта роговыми
    пластинами.
  11. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное, они теплокровные.
  12. Оплодотворение внутреннее, яйцо имеет кожистую, плотную оболочку и большой запас питательных веществ (желтка)
  13. Обмен веществ происходит медленно и зависит от температуры окружающей среды.
  14. Сердце 3-х камерное с перегородкой в желудке, кровь пресмыкающихся частично смешанная.