Урок: эксперт-семинар
Фиксированные образовательные результаты:
- Определить место пресмыкающихся в системе
животного мира,
многообразие, их значения в природе и жизни человека. - Изучить и закрепить представителей отрядов
пресмыкающихся и способы их
охраны. - Уметь учиться работать коллективно в группах в
заданном темпе, выполнять
определенную задачу, графически оформлять информацию, выделять
главное, публично выступать.
Метод обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, групповой.
Приемы деятельности учителя:
Организация выпуска устного журнала: “Многообразие пресмыкающихся, их охрана”, помощь в отборе материала и оформлении его, проведении итогов.
Организация деятельности учащихся:
Объединяются в группы: 1 “Ящерицы”, 2 “Змеи”, 3 “Черепахи”, 4 “Крокодилы”. Изучают материал, выбирают главное и интересное из дополнительной литературы, каждая группа оформляет страницу устного журнала, представляет первоначально классу, который заслушивает ее и передает в “Издательский отдел” во главе с экспертом (младшая группа, 3 ученика).
Оборудование рабочего места учащегося:
Основные источники информации: учебник “Животные” 7-8кл. А. И. Никишов, И. X. Шарова; А. Э. Брэм “Жизнь животных”; “Красная Книга Бурятии”; инструктивные карточки - план работы по группам, чистые листы, карандаши, ручки, тетради, оценочные листы. Таблицы, влажные препараты пресмыкающихся. Фотоаппарат.
План урока (основные этапы)
- Организационный момент.
- Актуализация занятий.
- Изучение новых знаний и способов деятельности.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Учебное занятие.
Тема: “Многообразие пресмыкающихся, их охрана”
1. Организационный момент
На парте: ручки, учебники, тетрадь, дневник. Заполнение оценочного листа.
2. Актуализация знаний.
Работа в группах. Разгадывание криптограммы и ее проверка. (Вопрос к криптограмме раздается детям на листочках.)
Победит тот, кто раньше всех расшифрует криптограмму и верно отгадает загадку, а поэтому на оценочных листах проставляется время.
Вот эта криптограмма:
- Пакетик из бумаги для письма; 1,3,8,2,5,9,12
- То, к чему следует стремиться, что надо осуществлять; 7,5,10,11.
- Сено, уложенное в большую высокую кучу; 4,12,3,13.
- Место, где происходили конспиративные встречи революционеров; 14,2,1,6.
Какая получилась загадка? (Веется веревка, на
конце головка — Змея.)
Давайте ответы.
Какие классы животных относятся к типу хордовых?
Перечислить признаки приспособленности пресмыкающихся к среде обитания.
3. Постановка целей урока.
Тема сегодняшнего нашего урока — “Многообразие пресмыкающихся, их охрана” (запись на классной доске).
Цели (запись на классной доске).
Давайте посмотрим, чему мы должны с вами
научиться на нашем уроке, для того,
чтобы потом понять, достигли ли мы цели.
4. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Основные группы современных пресмыкающихся представлены отрядом чешуйчатых, черепах и крокодилов. Животные объединяются в группы не произвольно, а в соответствии со строгой научной системой, основанной на всестороннем изучении степени их родства.
Какое место занимают пресмыкающиеся в системе классификации животного мира? На основе правильного ответа заполняете граф-схему.
Объединитесь в группы для изучения нового
материала, для выпуска страниц
журнала. Рабочее название групп: “Змеи”,
“Ящерицы”, “Черепахи”, “Крокодилы”,
“Издательский отдел”.
- Распределите задания между собой, составьте
план свой страницы. Работая с
учебником (параграф 52, с 157-159) и предложенной учителем дополнительной
литературы, в течение 8 минут придумайте название вашей страницы журнала. На
листе бумаги дайте в рисунках и текстах полезную информацию о многообразии
пресмыкающихся, их значении, распространении и охране по “отрядам” животных. - Продумайте рассказ о представителях “своего” отряда.
- Подготовьте интересный материал под рубрикой “Знаете ли вы, что...”.
- Приготовьтесь к выступлению командой пред
классом в течение 4 минут.
Внимательно выслушайте вступление всех групп и выберите наиболее интересное,
яркое (зрительские симпатии).
5. Первичное закрепление.
а) Работать с учебником. Фронтальная работа.
На странице 158 прочитать первый абзац сверху и
составить цепь питания
пресмыкающихся.
Задай вопрос — Ответь.!
- Кожу крокодилов, змей, ящериц человек
использует для изготовление обуви,
сумочек, чемоданов, также использует в своих
целях роговые пластины панцирей
многих видов черепах. Это привело к сокращению
численности данных животных,
пришлось взять их под охрану и разводить на
специальных фермах.
б) Выполняем графический диктант (приложение
ст. 6) с целью закрепления
материала темы “Пресмыкающиеся”.
Результат диктанта в виде графической записи: –VVV– – –V–VV–VVV
V — знак соответствует правильному ответу;
– — знак соответствует неправильному ответу.
Учащиеся производят взаимопроверку (по графику, начерченному на классной доске), оценивают свои работы и заполняют свой оценочный лист.
6. Обобщение и систематизация
- Познакомьтесь с результатами работ
издательского отдела (он готовит обложку
журнала, словарь и заключение, собирает подготовленные группами страницы и
выпускает журнал). - Оцените работу и сделайте заключение по теме:
“Многообразие
пресмыкающихся, их охрана”.
7. Подведение итогов урока. Подсчет баллов и выставление оценок.
Возвращение к целям урока (классная доска).
Эксперт-ученик, прослушивая выступление учащихся в группах, определяет форму мыслительной деятельности (воспроизведения материала, воспроизведения с элементами сравнения, анализа).
Определяет логичность, последовательность и полноту ответа учащегося с обязательным дополнением при неполном ответе.
Подмечает наличие фактических ошибок, недостаточность используемого материала при оформлении страниц устного журнала (материал “Красной Книги Бурятии). Передает созданный и оформленный устный журнал учителю как отчет коллективной работы класса.
8. Информация о домашнем задании.
Учебник (параграф 52, стр. 156–157). Учитель выставляет оценки за урок по решению группы на основе оценочного листа учащегося. Интересные моменты в работе группы в классе фотографировались учителем.
9. Рефлексия.
Как вы, применяя знания, полученные на сегодняшнем уроке, понимаете это высказывание: “Охранять природу, значит охранять Родину” (Пришвин)?
По ходу урока на доске заполняется схема “Логики” урока.
Графический диктант (вопросы). С целью закрепления темы: “Пресмыкающиеся”
- Змеи, крокодилы, черепахи, тритоны, лягушки — класс пресмыкающихся.
- Агама, варан, дальневосточная кожистая
черепаха, кобра — представители
пресмыкающихся. - Прыткая ящерица, веретеница, желтопузик, варан,
щитомордник, эфа, гюрза —
отряд чешуйчатые. - Змеи, ящерицы — полезные пресмыкающиеся.
- У пресмыкающихся кожа влажная и снабжена железами.
- На задних и передних конечностях у пресмыкающихся сесть перепонки.
- У ящериц ноги снабжены когтями, состоящими из рогового вещества.
- На голове у ящерицы есть ушные раковины бугорки, на которых сидят глаза.
- У пресмыкающихся глаза, две пары ноздрей,
имеется веко, полупрозрачная
мигательная перепонка. - У ящериц кожа сухая, чешуйчатая, а у черепах
покрыта роговыми
пластинами. - Оплодотворение у пресмыкающихся наружное, они теплокровные.
- Оплодотворение внутреннее, яйцо имеет кожистую, плотную оболочку и большой запас питательных веществ (желтка)
- Обмен веществ происходит медленно и зависит от температуры окружающей среды.
- Сердце 3-х камерное с перегородкой в желудке, кровь пресмыкающихся частично смешанная.