Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.
Огромная роль в воспитании экологически грамотных членов общества принадлежит учителям естественно-научного цикла, в частности учителям биологии, географии. Именно они должны раскрыть перед учащимися все богатство и красоту родного края, показать грандиозность перемен в природе, связанных с деятельностью человека, в том числе и негативных.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области естествознания не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии.
Учебная экологическая тропа – наиболее “молодая” разновидность педагогически организованного маршрута. Ее цель – создание условий для воспитания экологической культуры учащихся.
В настоящее время учебные экологические тропы созданы также в ряде районов Нижегородской области. Очень интересно оформлена экологическая тропа вокруг озера Светлояр в Воскресенском районе.
В настоящей статье предлагается материал для создания экологической тропы на примере Березовского дендрария, расположенного в окрестностях г. Арзамаса Нижегородской области. Тропа может быть использована для проведения учебных экскурсий по ботанике и общей биологии, на которых можно получить представление о видовом составе древесных, кустарниковых и травянистых видов рукотворного лесного массива данного дендрария. Кроме того на экскурсиях можно познакомиться с морфологическими и биологическими характеристиками растений, показать значение каждого вида и выявить среди них интродуцированные, охраняемые, дать понятие фитоценоза и биоценоза, установить роль отдельных элементов в нем.
Мы предлагаем использовать данную методическую разработку для проведения экскурсий с учащимися разных возрастных групп, причем для каждой из них предусмотрен свой маршрут и сценарий.
Так для старшеклассников наиболее оптимальный вариант учебной тропы протяженностью 2 км. (временной промежуток 2-2,5 часа). Для детей младших классов можно провести ознакомительную экскурсию на части тропы, продолжительностью 30-40 минут. Детям 5-8 кл. можно предложить весь экскурсионный маршрут, но знакомиться не со всеми экскурсионными объектами.
На экскурсии по экологической тропе учащиеся знакомятся с историей возникновения рукотворного зеленого массива. Закладка его произведена силами преподавателей и учащихся Арзамаского лесного техникума в 1955-56 гг. Общая первоначальная площадь Березовского дендрария – 20,1 га. Вся территория разделена на 15 кварталов, неодинаковых по площади. Причем собственно дендрарием можно считать лишь небольшую часть, примерно в 3 раза меньше общей территории, обозначенной на плане <Рисунок 1>. В нее входят кварталы №2,3,4,7,8,9,14, частично 5,12,13. Их границами являются аллеи, имеющие радиальную планировку. 10,11и 14 кварталы – плодовый сад и луг в настоящее время отданы под садово-огородные участки, фактически к дендрарию не относятся.
Для знакомства с этим уникальным природным комплексом можно доехать автобусом до остановки “Школа” в 11 микрорайоне, пройти через посадки смешанного леса до садоводства №6, огибая его с юго-западной стороны, до северо-восточной границы дендрария, где в березовой рощице будет сделана первая остановка <Рисунок 2>.
Точка №1. Березовая рощица с посадками ясеня пенсильванского. Здесь экскурсовод знакомит учащихся с морфолого-биологическими особенностями, значением в хозяйственной деятельности человека березы бородавчатой и ясеня пенсильванского.
Пройдя чуть дальше вдоль юго-восточной границы лесного массива, следует обратить внимание на редкие гнездовые посадки дуба черешчатого и познакомить учащихся с его характеристиками. Участок с дубами в дендрарии совсем небольшой. Он сравнительно беден травянистым покровом. Здесь растет много растений сорных, не свойственных лесу. Наблюдается сильное вытаптывание, загрязнение бытовым мусором. Людям невдомек, что они нанося ущерб этом дубам. Почва становится уплотненной. Из-за отсутствия лесных видов трав почти нет здесь и полезных насекомых-опылителей. В условиях леса многие из таких насекомых – хищники и в стадии личинок уничтожают вредных листогрызущих, а также стволовых вредителей. Полезная взаимосвязь травянистых растений и насекомых, существующая обычно в лесах, здесь нарушена из-за антропогенного фактора. Поэтому деревьям здесь выживать гораздо труднее. Им остается надеется не на птиц, участвующих в уничтожении вредителей леса, а на сознание людей, которые будут лучше понимать такие взаимосвязи, перестанут выбрасывать бытовой мусор, ломать и калечить деревья.
Точка №2. Участок ели европейской.
На данном небольшом темнохвойном участке дендрария сказывается влияние антропогенного фактора, так как, очевидно, хвойную подстилку регулярно удаляют садоводы.
Вернувшись на основную тропу, мы увидим несколько отдельно стоящих деревьев тополя бальзамического и осины или тополя дрожащего. Есть смысл подробно рассказать ребятам об особенностях этих всем хорошо известных древесных растений.
Кроме того, экскурсовод обращает внимание детей и на грибы-трутовики, а также на мхи и лишайники. Гуляя по дендрарию и зная виды лишайников, можно определить по наличию или отсутствию их на стволах, где воздух чист, а где загрязнен. В 2001-03 гг. учащимися сш. №14 под руководством учителей биологии проводился осмотр и описание лихенофлоры. Им удалось установить, что экологическая обстановка в Березовском дендрарии благоприятна для развития листоватых и кустистых форм, данный лесной массив относится к “зоне нормальной жизнедеятельности”. Это говорит о том, что загрязняющего реагента SO2 не более 0,05 мг /м3.
Свернув с основной тропы вправо на 90о, и пройдя 20-25 м., мы оказываемся снова во власти хвойных растений.
Точка №3. Это совсем небольшой, к сожалению, сильно захламленный и загрязненный бытовым мусором участок, площадью 0,6 га., где была в 1962 г сделана прививка кедра (сосны сибирской) на сосну обыкновенную. Эти уникальные деревья с корневой системой сосны обыкновенной, а кроной кедра гордо возвышаются над густым подлеском. К сожалению, почти все деревья имеют сильные повреждения хвои, сухие нижние ветви, у некоторых растений повреждена и кора. Видны следы подсечек, видимо с целью сбора смолы (живицы) у сосны. Совсем недавно здесь проводились санитарные рубки деревьев, и некоторые участки стали просто непроходимыми. Причем спилены и привитые деревья. Непростительная халатность человека губит этот уникальный, неповторимый уголок. Сейчас это уже край дендрария, его юго-западная граница 6-го квартала с садоводством. Конечно же, это еще больше усугубляет антропогенное воздействие на данный участок.
Точка №4. Далее вернемся вновь на основную тропу, и на границе квартала №2 на зеленый массив разросшегося кустарника, среди которого заметно выделяется орешник-лещина. На этом же участке квартала №2 отчетливо выделяются деревья с ассиметричными листьями. Это вяз гладкий или ильм. Пройдя чуть дальше, на нашем пути еще одно листопадное дерево – клен ясенелистный (американский). А рядом можно увидеть и клен остролистный (платанолистный). Обе эти породы широко используются в озеленении нашего города.
Точка №5. Познакомившись с первыми крайними кварталами Березовского дендрария, следует рассмотреть его основную часть, считающуюся собственно дендропарком. Перед нами две расходящиеся радиально, хорошо сохранившиеся его аллеи – лиственничная и сосновая. Пройдем по сосновой, осмотрим древесные и кустарниковые растения второго яруса. Почти сразу же обращает на себя внимание большой куст бересклета бородавчатого, а чуть дальше - бересклета европейского, крушины ломкой, караганы желтой. По обе стороны от сосновой аллеи, в изобилии произрастают также различные виды спиреи, 2 вида жимолости, кизильник блестящий.
Точка №6. Обогнув квартал №3 и свернув направо, мы увидим практически полностью выпавшую аллею из ореха маньчжурского. Здесь очень заросший, трудно проходимый участок. И все же несколько деревьев ореха остались, причем есть и молодая поросль, очевидно выросшая из плодов. Этот интересный интродуцированный вид несомненно заслуживает более подробного рассмотрения. В 2-3 м от зарослей ореха маньчжурского, в том же квартале №3 нашему взору открывается участок величественных хвойных деревьев, под кронами которого мало подлеска. Это сосны Веймутова.
Точка №7. Продолжая движение по той же сосновой аллее, осмотрим квартал №4, где выделяются кустарники. Это сирень венгерская, различные виды боярышников, а также калина обыкновенная.
Точка №8. Дойдя до конца ряда сосновых деревьев, мы снова окажемся на радиально расходящихся аллеях и продолжим наш маршрут по красивой тенистой аллее, состоящей из липы мелколистной (сердцелистной). Учащимся обязательно нужно дать характеристику этого широко распространенного древесного растения, познакомить их с историей использования липы на Руси, с происхождением самого названия дерева.
Точка №9. Далее предлагается пройти по кварталу №5, вдоль границы квартала №9 и обратить внимание на небольшую группу деревьев с удивительной корой (бархат амурский), а также рассмотреть подлесок – рябину обыкновенную, 2 вида дерена, черемуху.
Точка №10. Следующим пунктом осмотра будет квартал №9, а также аллея из ирги круглолистной, которая его ограничивает с южной стороны. Аллея просматривается очень плохо, она сильно заращена кустарником, трудно проходима. Все же можно пройти по краю аллеи, увидеть наиболее интересные виды деревьев и кустарников дендрологической коллекции, расположенные в непосредственной близости от нее.
Украшением этого уголка дендрария, на наш взгляд, является небольшая группа довольно высоких красивых деревьев дуба северного (красного). Слева от аллеи из ирги круглолистной в квартале №14 можно рассмотреть еще одно высокое, красивое дерево с орнаментальными листьями. Это каштан конский. Помимо кустарников в кварталах 9, 14 (дерен белый, жимолость лесная, спирея калинолистная и др.), хотелось бы обратить внимание на интересный, широко известный вид – барбарис обыкновенный. Он встречается в 9 квартале не так часто, но его единичные экземпляры отчетливо выделяются на фоне зелени особенно в период плодоношения.
Точка №11. Завершив осмотр растений 9 и 14 кварталов, и дойдя до края аллеи из ирги, мы попадаем в точку пересечения сразу 4 аллей, из которых 2 хорошо просматриваются. Совсем недалеко, примерно в 10-12 м от нее, можно остановиться на необычном для нашей местности растении. Перед нами – калина гордовина.
Далее пройдем, обогнув основной дендрологический массив по лиственничной аллее, пожалуй, наиболее длинной в первоначальном варианте. Сейчас она, к сожалению, стала значительно короче, так как ее потеснило садоводство. Деревья здесь испытывают достаточно сильную антропогенную нагрузку (пострадала кора некоторых растений, много бытового мусора, нарушена лесная подстилка). Эта аллея представлена лиственницей Сукачева.
Точка №12. Завершая нашу прогулку-экскурсию по экологической тропе Березовского дендрария, мы пройдем по лиственничной аллее, остановимся в последний раз на ее границе с кварталом №3. Здесь есть замечательный участок хвойных растений, на который следует обратить внимание. Это величественные деревья лжетсуги (псевдотсуги) сизой.
В заключение нашего знакомства с дендрологической коллекцией недалеко от хвойных деревьев в подлеске можно увидеть несколько экземпляров небольшого кустарника магонии падуболистной.
Завершая маршрут, группа выходит снова к защитной полосе из дуба черешчатого, а затем к березовой рощице. На этом участке экскурсовод может подвести итог сказанному и увиденному.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в дендрарии довольно много отдыхающих. Здесь чистый воздух, зелень деревьев, кустарников и травянистых растений снижают усталость. Однако досадно видеть, как некоторые посетители оставляют полиэтиленовые пакеты, бутылки, сдирают кору с деревьев, садоводы регулярно собирают лесную подстилку с участков, где растут хвойные породы деревьев для использования ее в качестве утеплителя осенью садовых участков. Почва не получает в результате достаточного количества необходимых питательных веществ, плодородие снижается.
Природный комплекс дендрария испытывает антропогенное воздействие в целом, которое усиливается в последние годы. Это связано, прежде всего, с расширением пограничной зоны влияния садоводства №6 и садоводства леспромхоза. А также воздействия ГСК №16.
Уже исчезло около 25 видов экзотов, около 10 находятся в крайне угнетенном состоянии.
Одна из самых красивых и величественных аллей – лиственничная сильно пострадала от бытового мусора, практически везде наблюдаются сожженные стволы, содранная кора, много сломанных кустарников. В квартале №6 большое количество поваленных сосен, и также содрана кора с многих деревьев. Уникальный участок прививки кедра на сосну нуждается в очистке, ограждении. В квартале №3 наблюдается значительное повреждение коры хвойных растений. Есть характерные порезы на сосне – очевидно, идет сбор живицы местным населением. В квартале №1 отмечается сильное повреждение коры, но уже с берез. Содрана береста со средней части стволов более чем у 15 деревьев. В районе липовой аллеи можно видеть значительное изменение слоевищ лишайников пармелий (нехарактерная красно-коричневая окраска) и мхов (буро-коричневый цвет). Супесчаные и суглинистые почвы дендрария испытывают отрицательное воздействие человека. Это выражается в ее уплотнении и деструктурировании, а также закислении.
Таковы масштабы воздействия человека на Березовский дендрарий сегодня. А ведь дендрарий – это уникальный природный комплекс. Негативные воздействия могут привести к выпадению отдельных звеньев (этот процесс уже начался) и сам дендрологический массив может погибнуть. Пришло время задуматься над этим, если мы хотим еще увидеть замечательную коллекцию экзотических деревьев и кустарников.
В процессе одной экскурсии нельзя увидеть все сразу: цветение и плодоношение всех растений, листопад деревьев и т.д. Поэтому, есть смысл пройти тропой еще раз, постараться увидеть больше и пополнить “копилку знаний”.
Здесь приведен пример сценария лишь ботанической экскурсии по древесной и кустарниковой растительности. Можно составить различные варианты экскурсий по Березовскому дендрарию с учетом видового состава травянистых растений в разные сезонные периоды, а также рассмотреть представителей беспозвоночных и позвоночных животных – обитателей массива.