Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Распространение, особенности строения и жизнедеятельности папоротников"

Разделы: Биология


Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).

Цели:

  • Образовательная – организовать образование и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы “знаю, хочу знать, узнал” и обосновывать принадлежность растений к отделу “Папоротниковидные”
  • Воспитательная – создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Дидактические материалы для организации групповой работы школьников
  2. Гербарные экземпляры папоротников
  3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина
  4. Дидактическое пособие “ Размножение папоротника”
  5. Рисунки папоротников
  6. Таблица “Размножение папоротников

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Оргмомент Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
II. Актуализация.

Целеполагание, мотивация

Проблемный вопрос

Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о папоротниках Записывают тему в тетрадь.

Вспоминают материал о папоротниках.

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Предлагает учащимся подумать и записать вопросы в тетради и ответить на них:

Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
  • Где обитают?
  • Какое строение имеют папоротники?
  • Как размножаются?
  • Имеет ли папоротник цветок?
Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “хочу знать” Делают записи в тетради.
III. Операционно- исполнительный (изучение нового материала и его закрепление) Краткие сведения о папоротникообразных. Беседа с учащимися о распространении папоротников.

Предлагает ответить на вопросы:

  • Где можно встретить папоротники?
  • Назовите формы папоротников.

Предлагает сделать вывод о распространении папоротников.

Рассматривают рисунки папоротников на стр. 64-65 учебника; рисунки на доске.

Отвечают на вопросы и формулируют вывод:

  • Горы, водоемы, влажные тропические леса, умеренные зоны, опушки и тд.
  • Эпифиты, древовидные, водные, травянистые, лиановидные.

Вывод: Широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах обитания.

  Организует самостоятельную работу с текстом учебника. Читают статьи учебника “строение папоротников”, “размножение папоротников” стр. 62
  Организует групповую работу с обсуждением вопросов статьи “строение папоротников” (приложение 1 групповое задание 1)
  • Какие органы выделяют у папоротников?
  • Папоротники живут на суше. Какие биологические особенности папоротника позволили им заселять сушу?
  • Объясните, почему папоротник нельзя считать вполне сухопутным растения.
  • В чем выражается более сложное строение папоротника?
Работают в группе, обсуждая вопросы.
  • Стебель-корневище, листья (вайи), придаточные корни; спорангий.
  • Хорошо развита проводящая ткань, основная – паренхимные клетки; корень.
  • Для размножения необходима вода.
  • Хорошо развиты ткани по сравнению с мхами, плаунами, хвощами.
  Организует групповую работу с текстом “Размножение папоротников” (приложение 2 групповая работа 2)
  • Используя рис на стр. 63 подготовьте рассказ о размножении папоротников.
  • Сопоставить вопросы для проверки усвоения знаний. Проводят перекрестный контроль по вопросам проверки усвоения знаний.
  • Заросток
  • Обоеполый гаметофит
  • Разноспоровые папоротники
  • Микроспора
  • Мегаспора
  • Составляют рассказ о размножении папоротников, используя рис. 63
  • Составляют вопросы для проверки. Ребята отвечают на вопросы.
  • Заросток – гаметофит
  • Формируются женские и мужские половые органы
  • Имеют разные споры
  • Дает начало гаметофиту, на котором образуются мужские половые органы размножения (гаметофит, продуцирующий спермии)
  • Гаметофит, продуцирующий яйцеклетки.
IV. Рефлексивно-оценочный Предлагает проанализировать записи в тетрадях и сделать вывод: что нового мы узнали о папоротниках.

Заполняют лист самооценки “моя работа в группе”

(приложение №3)

Формулируют выводы на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу. Ставят “отметку” оценку.

V. Домашние задание Стр. 62-67

Подготовить сообщение о папоротниках.