"Особенности рыбной ловли"
Цели:
- Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды; определить общие признаки рыб;
- Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельное изложение гипотез, развивать наблюдательность, внимание;
- Воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.
Тип урока: по дидактическим целям – контрольно-обобщающий, по методам обучения – урок-соревнование.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Эпиграфы к уроку: "На одном конце чудак, а на другом червяк"
(загадка - ловля рыбы удочкой)
"Без труда не вынешь рыбку из пруда"
(пословица).
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте. Сегодня у нас заключительный урок по теме "Рыбы". Мы проведем его в виде состязания.
В ходе состязания мы должны выявить лучшую команду этого сезона. Ей окажется та команда, у которой будет богаче "улов". А чтобы "наловить" как можно больше рыб, команды должны будут показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплочённость.
Ребята, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. Готовы потрудиться?
Учащиеся: Готовы!
II. Учитель: Итак, "рыбная ловля" начинается! Только прежде чем "удочки" начнёте забрасывать, я хотела бы понять, кто вы такие, с кем я дело имею.
Конкурс 1. "Визитная карточка играющих команд"
Представление команд (название, девиз, приветствие, отражающие тему урока )
Конкурс 2. "Разминка"
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы.
На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе и о рыбах. Я задам их вам, а вы дайте отгадку. Правильная отгадка будет вашим первым уловом.
Загадки 1-й команде:
У маленькой скотинки
сто монеток на спинке. (рыба)
Полосатые бока,
и клюёт на червяка. (окунь)
Чешуёй богата,
шириной с лопату. (лещ)
Не лягушка, и не ёж.
На змею скорей похож. (угорь, вьюн)
Загадки 2-й команде:
У реки росла рябина
А река текла, рябила.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба - рыбий царь
Называется . . . (пескарь)
Хищна и прожорлива,
Длинна и поворотлива. (щука).
Мастер шубу себе сшил,
И иглы вынуть позабыл. (ёрш)
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины,
Усы огромные на нем,
А глазки чуть видны. (сом)
- Вот вам первый улов в ваше ведёрко
Конкурс 3. "Загадка Робинзона Крузо"
1-й улов имеется, но что-то вы заскучали.
"Что заскучали?
Как можно скучать?!
Когда приключения ждут вас сейчас.
Отправимся с вами в чужую страну,
На остров чудесный, в долину одну.
Там ждёт Робинзон нас,
Который уж год,
Посланья свои он настойчиво шлёт".
Известно, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал письма с просьбой о помощи, и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти письма через много-много лет вынесло на берег. Чтобы спасти Робинзона, а заодно и получить "улов", вы должны будете восстановить текст послания, который слегка подпортила морская вода.
(Каждой команде вручается бутылка с "письмом". В обоих письмах "утрачены" отдельные слова. Пока команды восстанавливают послание, звучит музыка О. Газманова "Ты морячка, я моряк. . . ")
Текст для 1-й команды
а) У большинства рыб . . . форма тела. (обтекаемая)
б) Тело покрыто . . . . (чешуей)
в) Кожные железы выделяют . . . уменьшающую тела рыб при движении в воде . (слизь)
г) Окраска рыб . . . (разнообразна) и зависит от . . . (от фона) окружающей среды.
д) Органом дыхания рыб служат . . . . (жабры)
е) Дышат рыбы при помощи . . . (жабр), . . . (кислородом), растворённым в воде
ж) Органами передвижения рыб являются . . . (плавники)
з) К органам чувств рыб относятся . . . , . . . , . . . и . . . . (органы слуха, зрения, обоняния и осязания )
и) Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимает. . . (боковая линия)
к) Рыбы относятся к. . . (холоднокровным) животным, т. к. температура их тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.
Текст для 2-й команды
а) Рыбы . . . (раздельнополые) животные и имеют . . . (парные) половые железы.
б) У самцов они называются . . . (семенники), а у самок . . . (яичники) .
в) В яичниках созревают . . . (яицеклетки), в семенниках . . . (сперматозоиды) .
г) Период размножения рыб называется . . . (нерест).
д) Оплодотворение у большинства рыб . . . (наружное), хотя встречаются рыбы,
у которых оплодотворение. . . (внутреннее), например, акулы.
е) После оплодотворения в . . . (икринках) развивается . . . (многоклеточный зародыш)
ж) Вскоре личинка становится похожей на взрослую рыбу и её называют . . . (мальком) .
з) У некоторых, не очень плодовитых рыб, развилась такая форма приспособленности к выживанию, как . . . (забота) о . . . (потомстве) .
и) Самка трёхиглой колюшки откладывает икру в . . . (гнездо), а самец . . . (охраняет) икру и появляющихся личинок. (Команда, давшая верную расшифровку, "послания" получает "уло
Конкурс 4 "Кто быстрее"
Задание 1-ой команде: Напишите названия отделов головного мозга рыб. (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)
Задание 2-ой команде: Напишите названия плавников рыбы. (Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, анальный. )
Команды получают "улов" в том случае, если ответ точный.
Конкурс 5 Блиц-турнир "Рыбные вопросы"
Вопросы 1-ой команде:
- Из скольки отделов состоит тело рыбы? (из 3-х: голова, туловище, хвост).
- Цедильный аппарат жабр(жаберные тычинки).
- Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена).
- Сколько кругов кровообращения у рыб? (1).
- Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс).
- С помощью какого органа большинство рыб может менять глубину погружения? (плавательный пузырь).
- Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие).
- Самая крупная рыба на Земле? (китовая акула).
- Рыба, по форме напоминающая шахматную фигуру. (морской конек)
Вопросы 2-ой команде:
- Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Чешуя покрыта слизью).
- Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (жаберными крышками).
- Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная).
- Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек).
- Мышцы рыб образуют (мускулатуру).
- Какая рыба плавает быстрее всех рыб? (меч-рыба, скорость до 70 м/с).
- Как можно определить возраст рыбы? (по линиям годового прироста на чешуе).
- Одомашненная форма сазана (карп).
- Какая рыба не имеет чешуи (сом).
(За каждый верный ответ - одна “рыбка”).
Конкурс 6: "Следствие ведут знатоки"
Определите, какому силуэту рыбы соответствует каждое из данных здесь названий. (командам раздаются рисунки с силуэтами данных рыб)
Ответы:
Пила - Д
Хвостокол - Г
Удильщик - А
Мурена - В
Веслонос - Б
"Улов" - 1 "рыбка"
Конкурс 7: "Рекламный ролик"(Домашнее задание)
Команды "рыболовов" должны будут в течении 1-3 мин показать рекламный ролик в пользу той или иной рыбы (значение рыб в природе и в жизни человека) ("мах" улов - 5 "рыбок").
Конкурс 8: "Приплыла к нему рыбка"
На крючке удочки находятся вопросы.
Вопросы 1-й команде:
- Правильна ли пословица "На то и щука в море, чтобы карась не дремал"? (Нет, щука и карась - обитатели пресных водоемов).
- Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими? (электрический угорь, электрический скат - торпеда, электрический сом. Разряды постоянного тока могут иметь напряжение до 100, 200 и даже 650В а силу тока около 2А, т. е. мощность свыше 1000Вт)
- Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбаки, потому что их любит рыба. (мотыль).
- Верно ли выражение "Нем как рыба"? (рыбы - не немы. Они издают и воспринимают ультразвуки).
- Каких рыб за их ценность называют "красными", хотя мясо у них белое, а икра черная. (сем. осетровых).
- Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике могут пригодиться эти знания? (пронизанные капиллярами жабры насыщены артериальной кровью. Если у "свежей" (не мороженной или копченой) рыбы на прилавке жабры темные, то, скорее всего, она была поймана уже давно и могла начать портиться.
Вопросы 2-й команде:
- Эта рыбешка, усердно поедая личинки малярийного комара, помогла превратить сочи в оздоровительный курорт. Какую рыбу используют в борьбе с малярией? Как называют такой метод борьбы? (Гамбузия. Биологический способ борьбы).
- Каких рыб называют проходными? (Рыб, которые живут в море, но для нереста входят в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, кета, горбуша и другие).
- Поляки и чехи называют эту рыбку “шпрот”, а мы в точности как эстонцы. Как? (Килька).
- Зимой на реках и озерах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли тростника. (какой целью? (Во избежании замора рыб).
- Какая рыба и каким образом может заменить свечу? (В качестве свечи можно использовать любую жирную рыбу, высушив ее и продев через ее тело фитиль).
- Эту рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же окрестили “ожившим палеозойским ископаемым”. Какая рыба скрывается за этим образным выражением? (латимерия).
(За каждой верный ответ - 1 "рыбка")
Конкурс 9: "Литературный салон"
- Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. А. Крылова "Демьянова уха" (лещём и стерлядью)
- В какой басне И. А. Крылова говорится о необычайной охоте щуки? На кого? (В басне "Щука и кот", на мышей.
- В этом заведении Буратино поневоле угостил кота Базилио и лису Алису. В каком? (Харчевня "Три поросёнка")
- В произведении какого автора хирург пересадил юноше Ихтиандру жабры молодой акулы? (В романе Беляева "Человек - амфибия"
- Какая рыба откладывает икру зимой? Кто из русских писателей создал рассказ о необычной ловле этой рыбы. (налим А. П. Чехов "Налим"
- Именно с помощью этой рыболовной снасти из пушкинской сказки выловил золотую рыбку. (невод)
- Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыба (осетр).
- Стрелой из иглы этого скота был сбит Одиссей - герой поэмы Гомера. (хвостокол)
- Популярным персонажем многих сказок и легенд является это мифическое морское существо с женским телом и рыбьим хвостом. Моряки во все времена рассказывали о них небылицы. (русалка)
- Строки из произведения М. Пришвина "Кощеева Цепь". . . Село было большое, народу встречалось много, и все говорили:" Какое счастье, как же ты её (щуку) вытащил? Рыбак спокойно и чуть насмешливо всем отвечал: . . . вопрос: Что же отвечал рыбак людям? (Без труда не вынешь рыбку из пруда!)"
Конкурс 10 "Разгадай шифровку"
Из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутались. Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, которые можно употребить в пищу.
Карточка 1-ой команде:
Тапвол (плотва)
Секрат (треска)
Дукса (судак)
Карточка 2-ой команде:
Знаас (сазан)
Торес (осетр)
Млина (налим)
Конкурс 11 "Музыкальная шкатулка"
(звучит мелодия музыкальной шкатулки)
Необходимо отгадать мелодию, которая сейчас прозвучит и ответить на предложенный вопрос.
Мелодия для 1-ой команды -
"Вдоль по Питерской…"
вопрос: Какую рыбу нес кум до кумы в этой известной русской народной песни?
ответ: Судака: "То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит").
Мелодия для второй команды - "Шаланды полные кефали…"
вопрос: "Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя - моряк из знаменитой песни. Какой?"
ответ: Кефаль.
Конкурс 12 "Кто точнее?"
Быстро, точно определите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.
1. команда:
(Общие признаки рыб во внешней организации:
- тело состоит из 3-х частей
- органы движения - плавники
- чешуя
- органы боковой линии
- глаза без век
2. команда:
Общие признаки рыб во внутренней организации:
- холоднокровность
- 5 отделов головного мозга
- 2-х камерное сердце
- 1 круг кровообращения
- жабры
- почки
Учитель: А теперь подсчитаем улов в своем ведерке! Улов богаче у команды…!
Итоги урока, выставление оценок.
Использованная литратура
- Большаков А. П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург:"Паритет", 2000.
- Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. Москва- Ростов -н/д: ТЦ " Учитель", 2001.
- Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные.
- Москва: " Просвещение", 1988.
- Резникова В. З. , Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Зачеты по биологии. Москва: "Лист", 1999